рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_muzyka.doc | 202.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа
с. Анциферово
Согласовано: Утверждаю: директор
Методическим советом МАОУ СОШ
МАОУ СОШ с.Анцифорово
с.Анциферово ___________С.А.Созина
Протокол №______ приказ № _______
От «___»__________2012 от «____»_________»2012
Рабочая программа
5 класс
по музыке
(34 ч.)
Составила:
учитель музыки
Ермолина Елена
Александровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр
Пояснительная записка
Программа по Музыке для 5 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню
подготовки выпускников основной школы.
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.
Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как
развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5 классе в объеме не менее 35 часов.
Требования к результатам обучения музыке
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностные результаты изучения музыки:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);
регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);
коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Общие содержательные особенности программы для 5 класса
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.
В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.
Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах[1]: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.
Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.
2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?
Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,
музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»
Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.
Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.
4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись»
Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).
Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.
Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
5 класс. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Примерное тематическое планирование уроков музыки
5 класс
Четверть/ полугодие | Тема урока | Проблемный контекст уроков | Примерный музыкальный материал | К-во ч. |
1 Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы | 9 |
Музыка и литература Песни без слов | Многообразие и богатство связей музыки и литературы: особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров; | С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч; Гимн РФ С. Рахманинов. Вокализ. | 1 1 |
Мелодия и слово Лейся песенка моя | значение поэзии в вокальной музыке; Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Образная природа в русской музыке | Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев ««Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина Жаворонок». | 1 1 |
Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи Лаборатория музыки | Богатство музыкальных образов в вокальной музыке литература как идея или основа для создания програм-мных и непрограм-мных произведений; | Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). «У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве. | 1 1 |
Знакомимся с песней, историей, людьми Из песни слова не выкинешь | формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; | Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са Ира», «Рабочая марсельеза», «По долинам и по взгорьям», «Варшавянка» Н. Мясковский. Симфония №6 (финал) | 1 1 |
Что может случиться с музыкой? | жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия | Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»). | 1 |
2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки | 7 |
Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки Музыка в рассказе | Музыка обогащает литературу: музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений; каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни; | Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик». А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент). «Горные вершины» А.Рубинштейн «Северное сияние» Ярмак – исполнение. «Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части). | 2 1 |
Вторая жизнь песни Можем ли мы увидеть музыку | музыкальность как мера совершенства литературного текста; «говорящая» тема как критерий выразительности музыки; воспитание музыкой через литературу; музыка как компонент синкретичных жанров. | «Наш край» Д.Кабалевский; «Беснуйтесь, тираны»; «Варшавянка» Д.Шостакович Симфония №11 (1905 год) «У лукоморья» (попевка). Норвежская народная песня «Волшебный смычок». Грузинская народная мелодия. Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов «Мелодия». И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки). А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части) Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс «До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки») | 2 2 |
3.Музыка и живопись | 10 |
«Расслышать» рассвет Песни гражданской войны «Богатырская» тема в музыке и живописи Героические образы в музыке и живописи Слушайте, рассматривайте, изучайте | Связь музыки с изобразительным искусством: музыка рождает зрительные ассоциации; картинность как характерное свойство русской классической музыки; изображение рож-дает музыкальные ассоциации; музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему; «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения | «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина» М. Мусоргский). «Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание, К. Листов. «Песня о тачанке». Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры). М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»). С. Прокофьев. Ария Кутузова «Вальс» Прокофьева – слушание, (из оперы «Война и мир»). | 2 2 2 3 2 |
4. Можем ли мы услышать живопись | 7 |
Можем ли мы «услышать» живопись Лаборатория музыки Русские в Париже Потешные сцены «Это - как музыка»… Найти главный мотив и взять верный тон Лаборатория музыки | внутренний слух и внутреннее зрение; картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве; ритм, колорит, пространство в музыке и живописи; музыка и изображение как основа синкретичных жанров; музыка и музыканты становятся живописными образами; «звучащие» полотна; «живописные» партитуры; границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое | К. Дебюсси «Празднества». Военные сигналы. М. Равель А. Цфасман «Здорово». «Хабанера». Д. Кабалевский И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета). «Спокойной ночи». Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге» Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон». «Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта | 1 1 1 2 1 1 1 |
№ | Тема урока | Элементы содержания | Хар-ка основных видов деятельности | УУД | дата |
план | факт |
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (9 ч.) |
1 2 | Музыка и литература Песни без слов | Многообразие и богатство связей музыки и литературы: особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров; | Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение. | Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; |
3 | Мелодия и слово | значение поэзии в вокальной музыке; Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Образная природа в русской музыке | Слушание музыки, работа с учебником. Слушание, работа с учебником, инструментальное музицирование, | Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; |
4 | Лейся песенка моя | Л: углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры; |
5 | Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи | Богатство музыкальных образов в вокальной музыке литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений; | Слушание музыки, работа с учебником. импровизация, драматизация исполняемых произведений | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; |
6 | Лаборатория музыки |
7 | Знакомимся с песней, историей, людьми | формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; | Слушание музыки, пение, работа с учебником. | Л: потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира; М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; |
8 | Из песни слова не выкинешь |
9 | Что может случиться с музыкой? | жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия | Слушание музыки, пение, работа с учебником. | П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; |
2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 ч.) |
10,11 12 | Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки Музыка в рассказе | Музыка обогащает литературу: музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений; каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни; | Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, | Л: реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности). М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; |
13, 14 15,16 | Вторая жизнь песни Можем ли мы увидеть музыку | музыкальность как мера совершенства литературного текста; «говорящая» тема как критерий выразительности музыки; воспитание музыкой через литературу; музыка как компонент синкретичных жанров. | пение, Слушание музыки, пение, работа с учебником | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; П: овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. |
3.Музыка и живопись (10 ч.) |
17,18 | «Расслышать» рассвет | Связь музыки с изобразительным искусством: музыка рождает зрительные ассоциации; картинность как характерное свойство русской классической музыки; изображение рож-дает музыкальные ассоциации; музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему; «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения | Слушание музыки, пение, работа с учебником, музыкально-пластическое движ ение, пение, музыкально-пластическое движение. Слушание музыки, пение, работа с учебником, | М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; |
19,20 | Песни гражданской войны | П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; |
21,22 | «Богатырская» тема в музыке и живописи | М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; |
23,24, | Героические образы в музыке и живописи | Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. |
25,26 | Слушайте, рассматривайте, изучайте | П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; |
4. Можем ли мы услышать живопись (8 ч.) |
27 | Можем ли мы «услышать» живопись | внутренний слух и внутреннее зрение; картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве; ритм, колорит, пространство в музыке и живописи; музыка и изображение как основа синкретичных жанров; музыка и музыканты становятся живописными образами; «звучащие» полотна; «живописные» партитуры; границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое | Слушание музыки, пение, работа с учебником инструментальное музицирование, Слушание музыки, пение, работа с учебником Слушание музыки, пение, работа с учебником, пение инструментальное музицирование, работа с учебником, пение инструментальное музицирование, работа с учебником, пение
| М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; |
28 | Лаборатория музыки | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; |
29,30 | Русские в Париже | М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; |
31 | Потешные сцены | М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; |
32 | «Это - как музыка»… | Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. |
33 | Найти главный мотив и взять верный тон | М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; |
34 | Лаборатория музыки | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; |
Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки пятиклассник должен:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;
- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
Знать новые имена композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):
Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).
Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.
Нотная хрестоматия для 5 кл.
Фонохрестоматия для 5 кл.
Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.
[1] Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр
Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...
Рабочая программа по музыке 5 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об...
Рабочая программа по музыке 6 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...
Рабочая программа по музыке 7 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...
Рабочая программа по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Рабочая образовательная программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...