Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass.docx | 57.42 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_5_klass.docx | 43.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по «Искусство (Музыка)» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 5–7-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства–коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Цель курса: развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по музыке рассчитана на 35 часов в год, т.е. 1 раз в неделю.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа «Музыка» для 5–7-го классов (под рук. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр):
- Программа «Музыка» (4–7 кл.) (под рук. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр).
- Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
- В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.
- Нотная хрестоматия для 5 кл.
- Фонохрестоматия для 5 кл.
- Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.
- К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Музыкальные инструменты: фортепиано. Возможно использование клавишного синтезатора.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Всего часов | Контроль-ные работы | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Музыка и литература | ||||
1. | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы | 9 | 2 | Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментально емузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий |
2. | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки | 7 | 2 | Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий |
«Музыка и живопись» | ||||
3. | Можем ли мы увидеть музыку | 10 | 2 | Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий.,Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий |
4. | Можем ли мы услышать живопись | 8 | 2 | Слушание и анализированиемузыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
1 четверть
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.
Многообразие и богатство связей музыки и литературы. Значение поэзии в вокальной музыке. Особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров. Литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений. Формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов. Многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки. Жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.
М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Муз.темы из балета «Чипполино» К.Хачатурян, Сцена из кинофильма «Звуки музыки» Р.Роджерс «До-ре-ми».
2 четверть
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.
Музыка обогащает литературу. Музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений. Каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни. Музыкальность как мера совершенства литературного текста. «Говорящая» тема как критерий выразительности музыки.
Воспитание музыкой через литературу. Музыка как компонент синкретичных жанров.
Музыкальный материал: Грузинская народная мелодия. Сказка «Чонгурист» + Грузинская народная песня «Чела», русская народная сказка «Золотые гусли» + гусленные напевы,
И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский «Старый повар» + В. Моцарт. Симфония «Фантазия» , К. Паустовский рассказ «Корзина с еловыми шишками» + Э.Григ «Утро», А.Гайдар «Судьба барабанщика» + М. Глинка «Жаворонок»
3 четверть
«Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.
Связь музыки с изобразительным искусством. Музыка рождает зрительные ассоциации.
Изображение рождает музыкальные ассоциации. Музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. «Зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.
Музыкальный материал: К. Листов. «Песня о тачанке». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». М. Мусоргский «Богатырские ворота» , «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»). К.Дебюсси «Лунный свет». Н.А.Римский-Корсаков «Шехерезада».
- четверть
«Можем ли услышать живопись» - 9 часов
Внутренний слух и внутреннее зрение. Картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. Ритм, колорит, пространство в музыке и живописи. Музыка и изображение как основа синкретичных жанров. Музыка и музыканты становятся живописными образами. «Звучащие» полотна. «Живописные» партитуры.
Границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое.
Музыкальный материал: И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета), Сен-Санс «Лебедь», Шуберт «Аве Мария», Мусоргский «Картинки с выставки», Прокофьев кантата «Александр Невский», Равель «Хабанера», Ростовские звоны.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
музыки 5 класса.
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Критерии оценки.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 5 классов.
В тетрадь записываются:
1.Темы уроков.
2.Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
3.Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.
4.Названия и авторы разучиваемых песен.
5.Сложно запоминающиеся тексты песен.
6.Музыкальные впечатления.
7.Сообщения,выполняемые учащимися по желанию(по темам отдельных уроков.)
8.В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов(в связи с записываемыми темами).
Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.
Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.
Оценка выставляется за:
1.ведение тетради(эстетическое оформление;)
наличие всех тем;
аккуратность.
2.ведение словаря
3.выполненное домашнее задание.
4.самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест.
Vраздел. Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение пятиклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
- на основе изучения выдающихся муз.произведений русских и зарубежных классиков, произведений искусства выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого: – различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;
- сдерживать себя от уничтожения красоты в мире и добрых отношений между людьми;
- на основе изучения патриотических муз.произведений русских композиторов, изучения русской истории воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- изучая музыку разных народов мира, выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: – к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции – к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 5-ом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. (С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование. Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз.произведений разных жанров;
- осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, прогнозировать содержание темы, самостоятельно решать творческую задачу.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза,
устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
- способность вести диалог;
- способность встать на позицию другого человека;
- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- умение работать в группе.
Личностные УУД:
1. формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
2. становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
3. знание основ здорового образа жизни;
4. формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Система оценки достижение планируемых результатов освоения предмета.
Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений учебных успехов) учащихся.
Примерный график проведения контроля
Период обучения | № урока | Вид работы | Темы |
1 четверть | 9 | Муз.викторина | Жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия. |
2 четверть | 7 | Контрольная работа | Обобщение темы «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» |
3 четверть | 5 | Тест | Общие понятия в музыке и живописи |
10 | Контрольная работа | Обобщение темы «Можем ли мы увидеть музыку» | |
4 четверть | 8 | Муз.викторина | Искусства ежеминутно переходят одно в другое. |
ИТОГО: 5 | |||
Контрольная работа – 2 Тест – 1 Музыкальная викторина - 2 |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Стандарты второго поколения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
12. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
14. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.htm
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- принтер;
- микшер;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- синтезатор.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Искусство (Музыка)»
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||
I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | ||||||||
1 | Тема четверти | «Вокализ» С.Рахманинова, Песня «Дорога добра» | Знать, что такое вокализ, историю создания вокализа, биографические сведения о С.В. Рахманинове | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». | |
2 | Песня без слов | Песня «Дорога добра», «Вокализ» Рахманинов, вокализ Э.Хиль | Знать, что композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их «Песнями», «Романсами», | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
3 | Романс. | М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», Вариации на тему «Жаворонок» В.Балакирев. Песня «Быть человеком» | Знать отличительные черты русской народной песни и композиторской. Уметь определять лад, характер, настроение муз.произведения. Знать биографические сведения о жизни М.Глинки. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Развивать умения «слышать другого». | |
4 | Опера. | Н.Римский-Корсаков опера «Садко», песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Песня «Быть человеком» | Знать историю появления жанра, выразительные средства музыки (динамические оттенки, штрихи и т.д.) Следить за развитием музыки по нотам, штрихам, оттенкам. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | |
5 | Опера. | Н.Римский-Корсаков опера «Садко» колыбельная Волховы. Песня «Новенькая» | Знать, что такое либретто, его значение в оперной музыке. Знать и понимать значение литературы в создании таких жанров музыки как опера . Знать о жизни и творчестве Р-Корсакова. | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
6 | Балет. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Новенькая» | Знать историю появления жанра, биографические сведения о жизни композитора, понимать значение литературы для создания балета. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | |
7 | Балет. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Это знает всякий» | Уметь найти и обозначить в музыкальных фрагментах отличия, особенности звучания. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
8 | Музыкальная викторина. | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Это знает всякий» | Узнавать на слух пройденные муз. произведения, знать их правильное название, | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Развивать умения «слышать другого». | |
9 | Кино и музыка. | Сцена из фильма Р.Роджерс «Звуки музыки». Песня «До-ре-ми» Песни, выученные на уроках четверти. | Знать о роли музыки в кино. Эмоционально откликаться на звучание музыки. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, | |
II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | ||||||||
1 | Сказки и музыка. | Грузинс.нар.сказка «Чонгурист» + груз.нар.песня. «Чела», песня «Новоуральск» | Музыка обогащает литературу. Пок-ть, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в трудную минуту. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
2 | Сказки и музыка. | Русская нар.сказка «Золотые гусли» + гусленные напевы. Песня «Новоуральск» | Осознанное восприятие музыкального произведения, эмоциональная отзывчивость. Знать сказки народов мира. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Развивать умения «слышать другого». | |
3 | Басни и музыка. | А.Бородин Квартет для струнных №2 + басни Крылова. Песня «Ты – человек!» | Знать, что создание музыки – огромный труд. Стать настоящим музыкантом очень сложный и долгий путь. Уметь разпознавать благозвучие и хаос в музыке. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
4 | Рассказы и музыка. | К.Паустовский рассказ «Старый повар» + Моцарт «Фантазия» Песня «Ты-человек!» | Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
5 | Рассказы и музыка. | К.Паустовский рассказ «Корзина с еловыми шишками» + Э.Григ «Утро» Песня «Снежинка» | Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
6 | Повести и музыка. | А.Гайдар повесть «Судьба барабанщика» _ Глинка «Жаворонок» Песня «Снежинка» | Знать, что в литературных произведениях часто звучит музыка. Постичь музыкальность произведений. А. Гайдара. Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
7 | Стихи и музыка. | Стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой. Романсы на стихи русских поэтов. Песни к Новому году | Знать имена известных поэтесс, уметь проследить за эмоциональной отзывчивостью авторов. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
III четверть «Можем ли мы увидеть музыку? | ||||||||
1 | Тема четверти | К.Листов «Песня о тачанке» + «Тачанка» Песня «Погоня» | Понимать, что взаимосвязь музыки и живописи происходит через образное восприятие жизни Знать, что связь музыки и изобразительного искусства проявляет себя по-иному. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Развивать умения «слышать другого». | |
2 | Движение в музыке | Книппер «Полюшко», Листов «Песня о тачанке» м/ф Песня «Погоня» | Знать, что зрительные образы помогают глубже понять музыку, и сами, благодаря музыке, становятся острее, и наполнятся человеческими чувствами. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
3 | Богатырская тема в искусстве | А.Бородин симфония №2 «Богатырская» + Васнецов «Богатыри» Песня «Солдат молоденький» | Знать картины выдающихся русских художников. Уметь сравнивать, проводить параллель, сопоставлять, находить общее и отличное Получат возможность развивать свои вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
4 | Богатырская тема в искусстве | М.Мусоргский «Богатырские ворота» Песня «Солдат молоденький» | Уметь выделять интонации силы, могущества, различать звучание разных групп музыкальных инструментов. Знать биографические сведения композитора. | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
5 | Портрет в музыке | М.Мусоргский песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» Песня «С чего начинается Родина» | Знать композиторов содружества «Могучая кучка», их основные идеи и то, как эти композиторы боролись за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции М. Глинки. Знать содержание пройденных произведений. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». | |
6 | Образная музыка Мусоргского | М.Мусоргский, увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» Песня «С чего начинается Родина» | Знать и определять жанр музыки. Знать, что такое опера, ария, ариозо, увертюра. Понимать, что опера – это синтетический вид искусства (музыка, живопись, литература, хореография, актерское мастерство) | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
7 | Образная музыка Чайковского | П.И.Чайковский «Осенняя песнь», «Подснежник» из цикла «Времена года» Песня «10 птичек» | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; развитие определенного уровня общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение; | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
8 | Образная музыка Римского-Корсакова | Н.Римский-Корсаков сюита «Шехерезада» Песня «10 птичек» | Знать биографические сведения композитора. Знать о «Русских сезонах» в Париже 1910 и 1999 годов. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
9 | Романтик Дебюсси | К.Дебюсси «Лунный свет» Песня по выбору | Знать, что такое импрессионизм, основные его черты и особенности. Научатся находить общие черты в картинах художников-импрессионистов и музыке композиторов-импрессионистов. | высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
10 | «Когда картины зазвучат и на полотна лягут звуки» | Обобщение и оптимизация полученных знаний. Представление проектов в виде презентаций . Песня по выбору | Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
IV четверть «Можем ли мы услышать живопись?» | ||||||||
1 | Тема четверти | Лютневая музыка + Караваджо «Лютнист» Песня «Тёмная ночь» | Понимать, что взаимосвязь музыки и живописи происходит через образное восприятие жизни Знать, что связь музыки и изобразительного искусства проявляет себя по-иному. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
2 | Звучащие картины Кустодиева | И.Стравинский балет «Петрушка» + Кустодиев «Масленица» Песня «Тёмная ночь» | Знать выразительные средства музыки и живописи. Уметь объяснять значение тех или иных средств выразительности. Научатся анализировать музыку, находить общее и различное, сравнивать | Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
3 | Божественная живопись Рафаэля | Шуберт «Аве Мария» + Рафаэль «Сикстинская мадонна» Песня «В землянке» | Научатся различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии мира, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям; Научатся отличать духовную музыку от светской | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
4 | Музыкальные картинки Мусоргского | М.Мусоргский «Картинки с выставки» Песня «В землянке» | Знать биографический очерк М.П. Мусоргского. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; развитие определенного уровня общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение; | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
5 | Защитники Отечества в музыке. | С.Прокофьев, кантата «Александр Невский» Песня «С чего начинается Родина» | Знать некоторые факты биографии С. Прокофьева. Особенности творчества. Знать исторические события. | На основе изучения патриотических муз. произведений русских композиторов, изучения русской истории воспитают в себе чувство патриотизма – любви и уважения к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. | Развивать умения «слышать другого». Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | |
6 | Необычное звучание трубы. | Равель, «Хабанера» Песня «О маленьком трубаче» | Знать и различать на слух инструменты духового оркестра. Знать специфику деревянных и медных духовых инструментов. Знать картины русских художников. Получат возможность научиться исполнять быстрые, стремительные муз. произведения. | Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. | |
7 | Звучащие картины Левитана, Шишкина | Чайковский «Времена года», Вивальди «Гроза» Песня «О маленьком трубаче» | Знать биографические сведения композитора, его заслуги перед Отечеством, звания и регалии. Уметь проводить связь музыки и изобразительного искусства. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | |
8 | Тема четверти. | Представление проектов в виде презентаций. Песни по выбору | Уметь узнавать на слух пройденные муз. произведения, знать их правильное название, жанр, ф.и.о.композитора. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Развивать умения «слышать другого». | |
9 | Музыка и литература. Музыка и живопись. | Обобщение и оптимизация полученных знаний. | Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности. | проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...