Родной обычай старины.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_obychay_stariny.docx18.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Родной обычай старины.

Сейчас я вам сыграю в инструмент, который на Руси имел большое значение. А вы по звуку определите этот инструмент, закрыли глаза. (Ответ - звон колокола).

Слайд №1

- О чём мы будем говорить? (Ответ)

Определяем тему урока.

Ставим цель.

Тема: «Родной обычай старины. Светлый праздник».

Сегодня мы продолжим знакомство с интересной стороной русского народного музыкального творчества – колокольными звонами.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Слайд 2 Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях.

- О каком празднике мы с вами говорили на прошлом уроке? ( Ответ- О Пасхе) слайд 3

- Скажите, а на Пасху звонят колокола? (Ответ)

- А какие звонят колокола? (Ответ - большие и маленькие)

- Первая неделя после Пасхи называлась – СВЕТЛОЙ

Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. 

-А давайте мы с вами ещё и посмотрим (видео)

Музыка звонов так красива и необычайна, что композиторам очень хотелось передать в своих произведениях подлинное её звучание.

  1. Слушание «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргский.слайд 5
  • Послушайте увертюру композитора М.П.Мусоргского. Представьте, летним утром над рекой поднимается густой туман и обволакивает всё вокруг. Но среди тумана слышны удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное - перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица

«Рассвет на Москве-реке»

Какая картина предстала в вашем воображении, пока звучала

увертюра? (Ответ - услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов)

  1. Слушание Рахманинов « Сюита для фортепиано»

(Слайд № 6)

- Что напоминает тебе звучание фортепиано? (Ответ)

- В симфоническом оркестре тоже есть колокола. ()

- Каждый храм и монастырь имел свои колокола. (Даже домашним животным весили звенящие предметы «ботала». Зачем? (Ответ - отпугивать хищных зверей).

- В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.

Рассказывает ученик:

  • Существует такая легенда: Один человек очень болел и однажды гулял по лугу, устал, прилёг на траву и уснул. На протяжении всего сна он слышал красивый, прозрачный звон, а когда проснулся, то почувствовал себя очень хорошо. Рядом увидел цветы-КОЛОКОЛЬЧИКИ, их звон и решил, что он от этого выздоровел. Придя домой, отлил цветок из металла. Вот так появился первый колокол.

- Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

- А ещё люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.

- Где находится самая известная колокольня в России? ( Ответ - На территории Московского Кремля) слайд 6

- Она называется колокольней Ивана Великого. И самый большой в мире колокол, который правда никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле. Его так и называют – Царь-колокол (слайд № 11)

Рассказывают ученики:

На Руси вылили первый колокол в 15 веке и превзошли западных

мастеров и по красоте и по качеству звона!

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича.

Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

- Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, колокол удивляет своими размерами. 

- Музыканты, звонари, большие мастера своего дела. А вот для того чтобы играть на колоколах, надо учиться.

Звонари для каждого события придумывали свой звон. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т.е. красивый, а ежедневный звон – будничный перезвон.

- Но как можно запомнить звоны, как их записать? Нотной записи тогда ещё не существовало.

Ритмическая игра «Позвоним в колокола». (Работа с ритмом).

- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия.

- При какой либо угрозе на Руси били в большой колокол? (Ответ - голос колокола возвещал об опасности.)

- Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся дом. Кто помнит её начало? (Ответ - Бом-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом)

- Начальные слова Бом-бом, что имитируют? (Ответ - звучание колокола, который сообщает о пожаре)

 «Загорелся кошкин дом» видео

Давайте вспомним, с какими новыми словами вы познакомились.

Рефлексия: О чём говорили?

Что слушали?

С чем познакомились?

(Класс разбивается на три группы и работают над созданием кластера).

Обсуждение кластера по группам.

Выставление оценок.

Окончание урока: «Звонкий звонок, окончен урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 4 классе по теме:"Родной обычай старины"

1.Звучит мелодия р.н.п. «Ты река ль, моя реченька». Исполнение 1 куплета.Узнали мелодию? О чём эта песня? Как относится человек к речке? (моя реченька).Как будем петь?Исполним грустно, плавно, распева...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

"Родная старина"-урок 6 класс история России

Урок -игра для 6 класса по истории России для повторения 1 и 2 раздела учебника.Представлены  задания разного уровня сложности....

Музыкально-литературная композиция РОДНАЯ СТАРИНА

Сценарий праздника посвящён прославлению родной с детства стороне, её традициям, обычаям, воспеванию красоты русской природы....

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Тема урока.  Родной обычай старины. Светлый праздник.          Тип урока: открытие нового знания.Цель: расширять и углублять знания о Светлом праздник...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе ТЕМА: «Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края. Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)». На основе экскурсионной деятельности

Знакомство учащихся с памятниками архитектуры и культуры Воронежской области. Создание условий для воспитания нравственно-эстетического отношения к народному искусству, истории и культуре родного кр...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...