"Родная старина"-урок 6 класс история России
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок -игра для 6 класса по истории России для повторения 1 и 2 раздела учебника.Представлены задания разного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_starina.rar | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Материалы открытого урока
предмет: история
тема «Родная старина»
Учитель:
Яблонская
Ирина Валентиновна
2014 г.
История, урок обобщения.
Тема: "Родная старина!"
Класс: 6 класс
Продолжительность: 45 минут
Оборудование:
Презентация, песочные часы, магнитные «удочки» шаблоны рыбок, карточки с текстами.
Аннотация:
Цель обобщить и оценить знания учащихся по истории Руси (Древняя Русь и Удельная Русь) В начале урока учащиеся делятся на 2 команды. Руководителем игры является учитель. Задания разные, ответы проецируются на экран.
Игра проходит динамично, баллы подсчитываются в ходе урока после каждого конкурса. За каждый правильный ответ – 1 балл. Жюри подводит итоги.
Цели урока:
- Повторение и обобщение материала.
- Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения учениками.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, путем вовлечения всего класса в учебный процесс через игру.
- Развитие интереса к истории, любознательности, речи учащихся в форме устных ответов.
Тип урока: урок обобщения.
Вид: игра-турнир
Добрый день, ребята!
У нас сегодня будет особенный урок, но нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда? И так начинаем наш урок «Родная старина»
В нашем турнире участвуют две команды. За ходом турнира ведёт наблюдение жюри, оно считает баллы и подводит итоги.
1 конкурс «Разминка»
- Основатель Киева? (Кий)
- Объезд киевским князем земель для сбора дани? (Полюдье)
- Народное собрание у славян? (Вече)
- Как называлась соседская община? (Вервь)
- Славянский бог грозы и войны? (Перун)
- Как назывались статуи языческих богов? (Идолы)
- Бог солнца у восточных славян? (Ярило)
- Наемные скандинавские воины? (Варяги)
- Люди, главным занятием которых стала торговля? (Купцы)
- Сбор меда диких пчел? (Бортничество)
2 конкурс «Веришь или нет?»
Команда отвечает на вопросы «да» или «нет»
Взаимопроверка. Жюри подводит итоги
«Веришь или нет?» 1 команда
- Славяне, когда рубили дерево, просили у него прощения и «кормили» его, оставляя еду на пеньке? (Да)
- Жилища славян представляли собой полуземлянку с двухскатной крышей? (Да)
- Основными сельскохозяйственными культурами славян были конопля, рис, пряности, чечевица? (Нет)
- У славян существовал обычай кровной мести и человеческих жертвоприношений богам? (Да)
«Веришь или нет?» 2 команда
- В древности у славян был обычай: враги вместе едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным? (Да)
- Для решения важнейших вопросов славяне собирали народное собрание – вече? (Да)
- Славянские князья Кий, Щёк и Хорив построили город на берегу озера Ильмень и назвали его Новгород? (Нет)
- Славяне, используя Великий шёлковый путь, торговали хлебом с Китаем, Византией, Индией. (Нет)
3 конкурс – «Историческая рыбалка»
Если игрок правильно расшифровывает дату, то получает балл, (может помогать команда) если нет, то рыба «сорвалась».
4 конкурс – «Кому принадлежат слова?»
Написать автора каждому высказыванию. Взаимопроверка. Жюри подводит итоги.
- Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». Игорь
- «Этот город будет мать городам русским». Олег
- «Своего князя мне уже не воскресить! Но хочу почтить вас завтра перед своими людьми». Ольга
- «Иду на вы». Святослав
- «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!» Киевляне
- «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» Древляне.
5 конкурс – «Кто это?»
Команды отвечают по очереди, определяют по портрету личность князя и по описанию. Жюри подводит итоги.
1 команда
Будучи князем новгородским, он показал себя опытным полководцем, мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в битвах со шведами(1240г.) и тевтонским орденом (1242г.), остановил католическое нашествие на русские земли. В 1252г. стал Великим князем, проводил политику укрепления северо-западных границ Руси и примирения с татарами, с целью предотвращения нового нашествия на Русь. Был канонизирован русской православной церковью. В его честь в 1725 году был учрежден орден, который стал одной из высших наград в Российской империи.
А. Невский
2 команда
Младший сын Юрия Долгорукого, князь Владимирский. Проводил политику, направленную на укрепление и централизацию Владимиро-Суздальской Руси. Провозгласил себя « великим князем владимирским» В «Слове о полку Игореве» описан как самый могущественный князь Руси, полки которого « могли веслами раскропить Волгу, а шлемами вычерпать воду из Дона», от одного имени которого « трепетали все страны и слухом о котором полнилась вся земля». Свое прозвище он получил за многочисленное семейство. Правил 37 лет. После него Владимиро-Суздальская земля стала распадаться на части.
Всеволод Большое гнездо
1 команда
Этот великий князь сумел восстановить мощь и международный авторитет Древнерусского государства. Он снискал себе славу победителя и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей. Не желая возобновления междоусобных войн, отказался от киевского престола. Он был организатором крестового похода на степь, инициатором и участником съезда в 1097г. в Любече. Был приглашен киевлянами на великий престол. Он дополнил «Русскую правду» при нем была составлена начальная летопись - « Повесть временных лет»
Владимир Мономах
2 команда
Младший сын Владимира Мономаха, получивший в удел Ростовское княжество. Свое прозвище получил за постоянное стремление к захвату чужих земель. Известен в истории как основатель новых городов. По его приказу были заложены города: Переяславль - Залесский, Юрьев Польский, Дмитров, Звенигород, Городец. С его именем связано первое летописное упоминание о Москве. Трижды захватывал киевский престол Киевляне его не любили ,потому что он прибегал к помощи половцев.
Долгорукий
6 конкурс – «Путаница»
Команды переставляют буквы в словах правильно, чтобы получился термин.
Проверяет жюри и подводит итоги
1 команда
ТАДЕКИЛ - диалект
Местное наречие, говор являющийся разновидностью общенародного языка.
ЧОНИТАВ - вотчина
Наследственное земельное держание
СЕМОПЕТЬ - поместье
Вид земельного владения в конце XV-XVIIIв., которое предоставлялось государством служилым людям за несение военной службы.
ПЯРСАР - распря
Ссора, вражда, раздоры.
ТЬРЫСОК - корысть
Выгода, материальная польза, страсть к приобретению к наживе, жадность к деньгам.
ГИЛИЯРЕ - религия
Вера в существование сверхъестественных сил, богов или бога.
2 команда
СИТОПЕЛЬ - летопись
Запись исторических событий по годам, историческое произведение XI-XVIIв.
ВЕТЫЗОЧСЯ - язычество
Вера во множество богов, олицетворяющих силы природы.
НЕОЛЕЧОПИ - ополчение
Объединение всех мужчин племени, способных носить оружие.
ТАСИДЯНИ - династия
Несколько правителей из одного и того же рода, сменявших друг друга на престоле по праву наследования.
ВЯОРЕЫ - яровые
Сельскохозяйственные растения, высеваемые весной и дающие урожай в год посева.
ВЯНЕРДЕ - деревня
Небольшое земледельческое поселение один из видов сельских населенных пунктов.
7 конкурс – «Заполните пропуски»
Слова необходимо правильно вставить в текст. Проверяет жюри и подводит итоги.
1 команда
**** племена монголов, объединил *** , получивший на *** , съезде монгольской знати, титул*** , что означает «хан, *** как океан»
Его армия имела четкую *** и железную *** .Самой крупной боевой единицей был *** , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили *** , Китай. *** спас тайфун, который получил название*** ___ «*** ветер»
Чингисхан, тумен, организацию, Средняя Азия, Темучжин, божественный, Кочевые, камикадзе, великий Японию, курултае, дисциплину.
2 команда
В результате завоеваний возникла монгольская *** , в которой правили*** . Ее первой державой был город в Забайкалье *** ,позже стал*** . Соседкой Руси была*** , во главе которой стоял*** .Ее земли простирались от *** до *** .Столицей сначала был город *** , расположенный близ нынешней *** , позже *** , находящийся близ теперешнего *** .
Золотая Орда, Волгограда, империя, Чингисиды, Дуная, Пекин,
Сарай, Новый Сарай, Батый, Средней Азии, Каракорум, Астрахани
Ответы
1 команда
Кочевые племена монголов, объединил Темучжин , получивший на курултае , съезде монгольской знати, титул Чингисхан , что означает «хан, великий как океан»
Его армия имела четкую организацию и железную дисциплину.Самой крупной боевой единицей был тумен , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили Средняя Азия , Китай. Японию спас тайфун, который получил название камикадзе - божественный ветер»
2 команда
В результате завоеваний возникла монгольская империя, в которой правили Чингисиды . Ее первой державой был город в Забайкалье Каракорум ,позже стал Пекин . Соседкой Руси была Золотая Орда , во главе которой стоял Батый .Ее земли простирались от Дуная до Средней Азии .Столицей сначала был город Сарай, расположенный близ нынешней Астрахани , позже Новый Сарай, находящийся близ теперешнего Волгограда .
8 конкурс - «Символы страны»
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (Флаг)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её. (Гимн)
Этот важный документ,
Подготовил президент.
Личной подписью скрепил,
Чтобы в силу он вступил.(Указ)
Уверен, друзья, отгадаете вы,
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
Бронзовый памятник –
Вам не игрушка,
Он ведь - орудие,
Это – ...
(Царь-пушка)
9 конкурс – «Шарады»
Узнать по описанию что это? Команды отвечают по очереди. Жюри подводит итоги.
Вот вам лёгкая шарада:
К ноте «Н» добавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт (Дон)
Часть первая-мост
Но без буквы конечной.
Вторая – звучит
На болоте беспечно,
А целое – местность,
Любимая пламенно,
которую люди
зовут белокаменной.
(Москва)
Назовите город?
Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили
(Киев)
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (Москва)
10 конкурс - «Цветы России»
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк. (Одуванчик)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки! (Роза )
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы,
С мелкими гвоздями. Гвоздики)
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! ( Подснежник)
Белые звоночки,
У меня в садочке,
На зеленом стебельке,
Прячутся в тенёчке. (Ландыш)
Литература:
Учебная:
- История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: «Просвещение», 2012
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца 16 века»: 6 кл. – М.: «Просвещение»2013.
Дополнительная:
- Энциклопедия истории России(862-1917)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Электронное приложение к учебнику История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
Дидактическое обеспечение: задания.
4. ЦОРы: перечень адресов сайтов
http://www.proshkolu.ru
http://nsc.1september.ru
http://allforchildren.ru
festival.1september.ru›Русь моя
nsportal.ru›…istoriya…urok-po-istorii…temu…6-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Игра по истории в 10 классе "История России в истории Романовых" - 2014 г.
Эта игра была проведена к 400-летию Романовых среди команд 10-классников Куйбышевского района городского округа Самара...
Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.
Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...
Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)
Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...
Рабочая программа по истории. 8 класс. (История России.Всеобщая история)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Ориентирована на использование учебника по истории России под ред. Торкунова....