Методическая разработка урока по теме " Л.Бетховен. "Патетическая соната."
план-конспект урока по музыке

Сальникова Татьяна Петровна

Методическая разработка урока  музыки по теме «Л.Бетховен. «Патетическая соната»

Рабочая программа: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, 4 класс (1 час в неделю)

Цель урока: Создание условий для осмысления учащимися сущности понятий «сила духа», «способность к борьбе» на примере творчества Л.Бетховена посредством осознания конфликтности тем в сонатной форме и яркости музыкальных образов «Патетической сонаты»

 

 

Школьный возраст – время формирования и становления личности. Ученики получают научные знания, практические навыки, но вместе с этим формируются и личностные качества. Говорить о вневременных ценностях, таких как любовь, честь, верность слову, мужество, сила духа, необходимо, задевая эмоции, заставляя детей чувствовать. И вернее всего это делать средствами искусства. В данном случае – музыки. Подростковый возраст – возраст сомнений, исканий, неуверенности в собственных силах. Одна из самых ярких и в то же время обычных историй, когда человек жил и побеждал вопреки обстоятельствам, препятствиям и преградам, это история жизни Бетховена. Вера в себя и умение бороться – непременные качества в достижении жизненных целей. Данная методическая разработка посвящена разговору с детьми именно о силе духа и умению бороться и побеждать жизненные препятствия.

Важно теоритические знания связывать с практическими навыками.

Во-первых, прослушивание фрагментов музыки сонаты Бетховена  и всей первой части не должно быть пассивным. Каждое прослушивание должны предварять задания и вопросы, на которые дети должны ответить после прослушивания.

Во-вторых, активное музицирование  должно закрепить впечатление от  слушания. Следует разучить песню со сходным содержанием и характером, но доступную для исполнения детей.

В-третьих, в конце урока необходимо говорить с детьми, какие чувства и эмоции будит музыка Бетховена, его история жизни. Не менее важно, что бы дети научились сопереживать и сочувствовать.

Нельзя забывать, что речь идет о музыке. Важно учить слышать язык композитора, чувствовать печать времени, понимать красоту созвучий. И важнейшая задача перед педагогом, наряду со всеми остальными важными задачами, научить детей получать наслаждение от слушания музыки.

В ходе урока дети находят характеристики звучащим темам. Это развивает и лексикон, и умение формулировать мысль. Кроме того, детям необходимо научиться определять название собственным чувствам и эмоциям, что так же учит формулировать мысль. Постепенно, накапливая опыт рассуждений, опираясь на предлагаемые формулировки, дети учатся формулировать и отстаивать собственное мнение и слышать голос собственных эмоций.

Структура урока, методы и приемы направлены на достижение целей урока, соответствуют современным дидактическим требованиям. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

В заключении подводится итог урока и делается акцент на связь изученного материала с жизнью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pateticheskaya_sonata.docx28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема урока: «Патетическая соната»

 УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

 Класс: 4

 Тип урока: комбинированный

 Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), ИК-технологии (программы QR-code).

 Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Практические методы (блиц-викторина)

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

«Открытие» учащимися новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Фронтальная

Практические методы (пение хором0

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Домашнее задание

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

 Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура.

Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений Л.Бетховена, Е.Птичкина, обработанные в программе Audacity; портреты Л.Бетховена, Е Птичкина, А.Рубинштейна.;, словарь эмоциональных значений музыки,листы рефлексии; жетоны для оценивания работы на этапе фасилитированной дискуссии.

Перечень используемого на уроке музыкального материала: Первая часть «Патетической сонаты» Л.Бетховена, песня из к/ф «Два капитана» Е.Птичкина

Используемые источники информации: 1.Сергеева Г.П., Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015. 2.Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 3-4 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013. 3.Евтух Е.В., Марина Г. А., Межак Е. Л. Использование ИКТ- ресурсов на уроках ИЗО и музыки/– СПБ: СПБАППО, 2008. 4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 5.Безбородова Л. А.Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: 2014.

Технологическая карта урока

Тема раздела

В концертном зале

Тема урока

«Патетическая соната»

Художественно

педагогическая идея урока

Подвести учащихся к осмыслению сущности понятия «сила духа, способность борьбы» на примере творчества Л.Бетховена посредством осознания конфликтности тем в сонатной форме и яркости музыкальных образов «Патетической сонаты»

Цель урока

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осмысление сущности понятий «сила духа», «способность к борьбе» на примере «Патетической сонаты» Л. Бетховена

Создание условий для осмысления учащимися сущности понятий «сила духа», «способность к борьбе» на примере творчества Л.Бетховена посредством осознания конфликтности тем в сонатной форме и яркости музыкальных образов «Патетической сонаты

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Прочитайте  несколько определений выражения «сила духа»

2. Рассказажите  несколько фактов из жизни Бетховена, в том числе о «Гейлигенштадском завещании».

3. Послушайте  и проанализируйте фрагменты I части Патетической сонаты и попытайтесь определить, какими средствами выразительности пользуется Бетховен, что бы слушатель понимал, что это музыка борьбы, что в этой борьбе побеждает Бетховен.

4.Прослушайте  первую часть сонаты целиком . Выявите конфликтность тем и ознакомьтесь с формой Сонатного Allegro

5.Ознакомьтесь с песней Е. Птичкина из к/ф  «Два капитана». Определить, какая мысль и какая идея в этой песне. Начните разучивание песни

6. Опираясь на размыщления и впечатления от услышанной музыки (сонаты и песни) сделайте вывод, чем близки идеи и выразительные средства песни и «Патетической сонаты»

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

  • формированию ценностного отношения учащихся к понятиям «сила духа», «способность к борьбе»
  • пониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  • информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
  •  коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации
  •  культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
  •  рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

  •  расширить представления учащихся о творческом облике Л. Бетховена посредством знакомства с изречениями музыкантов, писателей о теме борьбы в его музыке;
  • способствовать освоению понятия «сила духа», «победа над собой» посредством музыки Л. Бетховена;
  • расширить представления учащихся о форме, как о средстве выразительности (суть формы Сонатного Allegro)
  •  содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, информационно-коммуникационных технологии);
  • способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

ХОД УРОКА

№ПП

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

Задания для учащихся

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные (УУД)

1

Самоопределение к деятельности

Цель - включение детей в деят-ть на личностнозначимом уровне (2 минуты)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность. Зачитывает цитаты великих композиторов, поэтов, писателей  о музыке, задает вопрос, как они понимают эти слова

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение имен композиторов, творчеством которых восхищались поэты и писатели

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (интерес к музыкальному искусству на основе знакомства с изречениями о музыке и музыкантах писателей и поэтов, мотивация к обучению)

2

Постановка учебной задачи

 Цель – формулирование темы урока, целеполагание

 (5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Подводит учащихся к формулированию темы урока

1. Прослушивание вступления Патетической сонаты.

2.Зачитывает изречения Рубинштейна о музыке Бетховена;

3. Вспоминают известные литературные жанры: рассказ, повесть, роман; известные музыкальные жанры: пьеса, песня, романс, сюита

4.Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока;

 5.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи (запись на доске).

1. Заслушивают музыкальный фрагмент и  изречение, предложенные учителем.

2.Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.

 3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока

Знакомство со словами Рубинштейна, Б. Штейнпресса о музыке Бетховена

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

3

«Открытие» учащимися новых знаний

Цель – подведение к осмыслению учащимися  сущности понятия «сила духа, способность борьбы» на примере творчества Л.Бетховена, посредством осознания конфликтности тем в сонатной форме и яркости музыкальных образов  «Патетической сонаты

(22 мин)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе), практический метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных произведений) Технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)

1.Предлагает дать определение выражению «сила духа» «способность борьбы»

2.Предлагает прослушать главные темы Патетической сонаты Л.Бетховена и, пользуясь словарем эмоциональных значений, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты.

3.Предлагает выявить характер основных прослушанных тем (ГП и ПП) и обосновать их конфликтность

4.Знакомит с формой Сонатного Allegro

5.Для расширения представлений учащихся о  яркости и конфликтности основных тем  предлагает прослушать I часть Патетической сонаты.

Организует анализ услышанного с помощью фасилитированной дискуссии для выявления образного и содержательного смысла произведения и постижения учащимися философской глубины музыкального образа. Алгоритм Фасилитированной:

 Выявление главного настроения.

 Определение средств музыкальной выразительности.

 Рассмотрение особенностей развития художеств. образа.

 Выявление главной идеи произведения.

 Понимание позиции автора.

  Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

6.Подводит учащихся к пониманию того, что к классической музыке должно быть отношение не как к чему-то далекому, сложному и не всегда нужному в нынешней жизни, а как к образцу человеческих откровений, глубоких мыслей, ярких переживаний

1.Дают  определение выражению «сила духа» «способность борьбы»

2.Прослушивают главные темы Патетической сонаты Л.Бетховена и, пользуясь словарем эмоциональных значений, подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты.

3.Выявляют характер основных прослушанных тем (ГП и ПП) и обосновывают и аргументируют их конфликтность

4.Знакомятся с формой Сонатного Allegro

5.Прослушивают I часть Патетической сонаты.

С помощью фасилитированной дискуссии для выявления образного и содержательного смысла произведения и постижения учащимися философской глубины музыкального образа анализируют услышанное.

Приходят к пониманию того, что к классической музыке должно быть отношение не как к чему-то далекому, сложному и не всегда нужному в нынешней жизни, а как к образцу человеческих откровений, глубоких мыслей, ярких переживаний

Осмысление понятий «сила духа, способность борьбы»

Освоение понятия «сонатная форма». Ознакомление с музыкой «Патетической сонаты». Л.Бетховена. Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел.

Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

 познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности индивидуальности человека, ценностное отношение учащихся к понятию «сила духа, способность к борьбе»» как вневременной ценности ; понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов, знакомства с изречениями о музыке и музыкантах писателей и поэтов)

4

Включение новых знаний в систему знаний,

(10 мин)

Ознакомление  с песней Е.Птичкина из к/ф  «Два капитана». Определение, какая мысль и какая идея в этой песне. Чем близки идеи песни и «Патетической сонаты»

Прослушивают песню из к/ф «Два капитана»

Определяют основную мысль, основную идею песни.

Определяют, насколько близки идейно песня и соната.

Определяют основные средства выразительности песни.

Разучивают первую часть песни

Закрепление хоровых навыков.

Познавательные:Знакомство с идеей произведения В.Каверина «Два капитана»

Личностные: умение выражать эмоции в исполнительской деятельности, овладение навыками хорового исполнительства

Коммуникативные: умение взаимодействовать в коллективе, понимать значение ансамбля в хоровом исполнительстве

5.

Рефлексия

 Цель – оценивание деятельности

 (5 минута)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока. Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии

Заполняют лист рефлексии: Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

 Мне было трудно…

У меня получилось …

 Я почувствовал, что…

 Меня удивило…

 Мне захотелось…

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

6

Домашнее задание (2 мин)

Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями, представленными на уроке, предлагает их дома вклеить в тетради и прослушать самостоятельно с помощью мобильного приложения, считывающего QR-code. Вариативное задание: написать мини-эссе об услышанном произведении произведении.

1. Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученных произведений

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...