Конспект урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Подробный план-конспект урока поможет не растеряться, грамотно провести урок. Подобраны все виды народных песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_ty_otkuda_russkaya_zarodilas_muzyka_.docx | 28.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки.
Учитель: Балобанова Светлана Леонидовна.
Класс: 4
Тема урока: "Ты откуда русская, зародилась, музыка?" Жанры русских народных песен.
Цель урока:
- Рассказать, как создавалась русская народная песня.
- Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен.
- Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
- Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
- Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ
Знать:
содержание понятий – русская народная песня, жанр.
Уметь:
- вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
- определять на слух жанры народных песен.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;
коммуникативные:
- адекватно отвечать на поставленный вопрос;
- работать в паре и группе;
- участвовать в невербальном диалоге (с помощью танца (движений), игры на музыкальных инструментах);
регулятивные:
- устанавливать последовательность действий по выполнению заданий;
- контролировать выполнение задания;
- оценивать результат и планировать дальнейшее его развитие.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- проявлять интерес к учебной теме;
- проявлять позитивное отношение к чувствам и мнению других, и готовность к сотрудничеству;
- осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию учебной темы.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ:
- метод эмоциональной драматургии;
- методы слуховой наглядности (звукозапись, показ голосом);
- метод зрительной наглядности (ритмическая партитура, показ движений танца);
- словесные (беседа, диалог, разъяснение);
- практические (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмическая и пластическая деятельность).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- р. н. п. «Как у наших у ворот»;
- колыбельная «Серенькая кошечка»;
- трудовая песня «Эй, ухнем»;
- игровая песня «Дрема»;
- р. н. п. «Светит месяц»;
- р. н. п. «Во поле береза стояла»;
- р. н. п. «Солдатушки, браво ребятушки»;
- лирическая песня «У зари-то, у зореньки».
ОБОРУДОВАНИЕ: классная доска, фортепиано, баян, компьютер, проектор.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- участвовать в музыкально игре «Дрема»;
- определять жанр народных песен;
- научиться водить хоровод;
- поиграть на музыкальных инструментах;
- определять на слух музыкальные интонации в новых и ранее изученных произведениях;
- исполнять вокальные фрагменты;
- устно отвечать на вопросы.
СТРУКТУРА УРОКА:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время | |
I | Организационный момент | Р. н. п. «Как у наших у ворот» | 3 | |
II | Певческая деятельность | Распевание и дыхательная гимнастика | «Раскачайте меня, разбаюкайте» | 15 |
Работа над песней | Колыбельная «Серенькая кошечка». | |||
III | Музыкально-слушательская деятельность | Трудовая песня «Эй, ухнем» | 2 | |
IV | Музыкально-дидактическая игра «Дрема». | Игровая песня «Дрема» | 5 | |
V | Инструментальное музицирование. | Р. н. п. «Светит месяц» | 5 | |
VI | Музыкально-ритмическая деятельность | Р. н. п. «Во поле береза стояла», «Солдатушки, браво ребятушки» | 10 | |
VII | Музыкально-слушательская деятельность | Р. н. п. «У зари-то, у зореньки» | 3 | |
VIII | Обобщение Рефлексия | Р. н. п. «Как у наших у ворот» | 2 |
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Задачи:
- актуализировать знания детей по теме урока;
- ввести детей в эмоциональную атмосферу урока.
Вход в класс под р. н. п. «Как у наших у ворот».
Музыкальное приветствие (мелодия свадебной песни «Не было ветру»):
Здравствуйте, дети, доброе утро! Я рада вас видеть, урок начался!
У.: Скажите, сейчас звучала музыка народная или композиторская?
Д.: Народная.
У.: Почему вы так думаете?
Д.: Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не произносят, ритмические частицы «ой», «люли».
У. Правильно. Тема урока - "Ты откуда русская, зародилась, музыка?" Жанры русских народных песен.
У.: А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.
Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
Песня – древний жанр вокальной музыки. В ней отражена жизнь и история русского народа. Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные, они глубоко раскрывают в своем содержании внутренний мир человека, являются примером высокой талантливости русского народа. Ребята, какие народные песни вы знаете?
Д.: «Во поле береза стояла», «Ой, блины», «Калинка».
У.: Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Слово жанр – французское – обозначает исторически сложившийся вид, тип произведения в искусстве. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.
Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
II. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Распевание и дыхательная гимнастика.
Задачи:
- подготовить певческий аппарат учащихся к пению;
- исполнить колыбельную «Серенькая кошечка».
У.: Давным-давно русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами. Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя… А первые годы жизни ребенок проводил в колыбели (зыбке) и с малых лет слышал колыбельные песни. Наверное, вы представляете звучание колыбельной песни?
Д.: Да, оно должно быть негромкое, спокойное, убаюкивающее.
У.: Сейчас мы с вами споем на одном звуке: «Раскачайте меня, разбаюкайте». Поем мягко, напевно, тянем гласные, начиная с примарной зоны, потом по полутонам вниз.
2. Работа над песней:
Задачи:
- разучить колыбельную песню;
- следить за правильной певческой установкой;
- учиться петь мягко, напевно, legato;
- овладевать умением петь piano.
У.: Чтобы убаюкать ребенка мать призывала на помощь голубей, Дрему, котика. Поэтому мы с вами разучим колыбельную про серенькую кошечку. Вот послушайте! Исполняю 1, 2 куплет.
Разучивание.
Певческая установка.
У.: Сядьте, пожалуйста, как певцы. Спина прямая, ноги на полу под прямым углом, руки положите на колени, глаза на дирижера.
Послушайте первую фразу. Исполняю. Выстраиваю первый звук и трезвучие. Исполняем первую фразу. Слушаем вторую фразу.
Дети, одинаковые, различные или похожи эти две фразы?
Д.: Похожи, они одинаковые.
Исполняем две первых фразы штрихом легато. Работаем над музыкальными фразами, большим дыханием. Исполняем легато третью и четвертую фразу. Следим за точным интонированием скачков на кварту и терцию. Окончания слов произносим мягко, одновременно и негромко. Выявляем сходство третьей и четвертой фразы. Исполняем весь куплет, а потом всю песню, стоя. Молодцы, ребятки.
III. МУЗЫКАЛЬНО - СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
- актуализировать представления учащихся о жанрах народной песни;
- раскрыть в процессе анализа музыкального произведения влияние тембра инструмента на содержание и характер музыки.
Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Жизнь крестьян заключалась, прежде всего, в труде. По деталям, штрихам из народных песен можно судить о тяжести труда. Давайте послушаем трудовую песню «Эй, ухнем!». Какая эта музыка?
Д.: Сильная, мужественная, храбрая.
У.: Есть ли в этой песне жалобы на тяжесть труда?
Д.: Нет. Люди преодолевают трудности, чтобы выжить.
Показ репродукции картины «Бурлаки на Волге».
IV. МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДРЕМА".
Следующий жанр народной песни – игровые. В старину каждая игра детей сопровождалась песней. Давайте и мы с вами сыграем в одну игру, которая называется «Дрема». Мне нужно несколько человек. Один из ребят говорит считалку – выбирает Дрему. Ребята встают в круг, Дрема - в центр. Ходим по кругу, поем, а Дрема выполняет движения по тексту. Потом Дрема закрывает глаза, кружится, выбирает другого. Они танцуют в центре круга.
V. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
Задачи:
- развивать ритмический слух и координацию движений;
- совершенствовать умение играть на музыкальных инструментах.
У.: Вечером, после работы люди собирались на гулянки, на вечерки. Там звучали плясовые, хороводные и лирические песни. Звучит плясовая песня «Светит месяц». Какое настроение у этой музыки?
Д.: веселое, радостное, хочется танцевать.
У.: Какие русские народные инструменты вы слышали?
Д.: баян, гусли, балалайка, домра, ложки, бубны и т. д.
У.: Сегодня мы создадим свой шумовой оркестр.
Учитель раздает ударные инструменты детям. Исполнение «Светит месяц» с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек, металлофона.
VI. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
- эмоциональная разрядка;
- переход к следующему разделу урока.
У.: Молодцы, дети. Давайте вспомним хороводную песню «Во поле береза стояла». Исполнение песни под аккомпанемент баяна.
У.: Какая эта музыка?
Д.: Плавная, красивая.
У.: Сейчас я попрошу несколько мальчиков и девочек выйти к доске, чтобы поводить хоровод.
1. Разучивание:
У.: Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Руки красиво опущены (Показываю мальчикам и девочкам положение кистей).
1 куплет – идем по кругу;
2 куплет - идем в центр круга;
3 куплет — ударяем ребром правой ладони по левой (режем);
4 куплет — имитируем игру на дудочке.
2. Исполнение.
После разучивания движений под аккомпанемент баяна дети исполняют песню.
У.: Молодцы. Мальчики провожают девочек на свои места.
Еще одним видом народных песен являются солдатские песни. Давайте послушаем песню «Солдатушки, браво ребятушки», встанем рядом со своими местами и помаршируем. Звучит музыка. Очень хорошо, садитесь, пожалуйста. Вам понравилось?
Д.: Да.
VII. МУЗЫКАЛЬНО - СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
- закрепить знания детей о лирическом жанре народной песни;
- раскрыть в процессе анализа музыкального произведения влияние тембра голоса на содержание и характер музыки.
У.: Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».
Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки» (жанр лирической песни).
Какое настроение у этой музыки?
Д.: Задушевная, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.
VIII. Обобщение:
У.: Дети, что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Д.: Есть разные виды песен, народных инструментов…
У разных песен свои особенности…
Жанр — это вид музыкального произведения…
Рефлексия:
У.: Давайте мы еще раз послушаем небольшой фрагмент русской народной песни, а ваша задача ее понять, а потом распределить цветные листочки на этом листе в соответствии с вашим настроением при слушании музыки.
Звучит р. н. п. «Как у наших у ворот».
У.: Пожалуйста, выложите цвета на этом листе.
Если будут преобладать красный, желтый, зеленый и немного синего, значит урок прошел хорошо, детям он понравился.
У.: Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс...
конспект урока " В мире русской лексики" Урок- игра.
Урок- игра в 5 классе...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».
Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....