конспект урока " В мире русской лексики" Урок- игра.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок- игра в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока " В мире русской лексики" | 43.58 КБ |
Конспект урока Крещение Руси. | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Урок – игра «В мире лексики» (5Б класс)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: углублённая(5 класс – 7часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании Авторской программы по русскому языку В.В. Бабайцевой, А.П.Еремеевой, А.Ю. Купаловой ( М., «Дрофа», 2011)
Цель урока: создать условия для отработки навыков употребления синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов,
обобщив и систематизировав знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
3.Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
- владеют приёмами, помогающими употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
- умеют редактировать текст, употребляя синонимы;
- умеют работать со словарями.
Метапредметные:
- Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания, учатся структурировать знания; совершенствуют мыслительные операции.
- Регулятивные : формулируют проблему урока и цель своей деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль, адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.
- Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить монологическое высказывание, конструктивно взаимодействуют в группе.
Личностные:
- Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к изучаемому материалу;
- Осознают необходимость самосовершенсвования;
- Умеют соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
Образовательные ресурсы:
-Рабочие листы для групповой работы;
-Индивидуальные задания для групп;
-Словари: А.Ожегов. Толковый словарь. В.Жуков. Словарь фразеологизмов.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Закрепление опорных знаний
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Технологическая карта урока
Дидакти ческая структу ра урока | Цели | Деятельность учителя | Задания для уч-ся, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты. | |
Предметные | УУД (коммуникативные, регулятивные, личностные) | |||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (2мин). | Создать доброжелательную атмосферу, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово учителя
| Подарите друг другу улыбку. | Приветствуют друг друга. Слушают учителя | Строят речевое высказывание. . | Создание благоприятной атмосферы заинтересованности; |
2. Актуализация знаний (5 мин) 3. Постановка учебной задачи. (1мин) 4. Закрепление опорных знаний (7мин) | Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Фиксация новой учебной задачи Организовать учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей. | Организовывает погружение в проблему. Загадывает загадку. Задаёт вопросы. Объясняет эпиграф урока. Обобщает ответы уч-ся:: в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. Диктует предложение Даёт задание к тексту 1. Объясните орфограммы и пунктограммы. 2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. 3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова. | Загадка: Не мёд, а ко всему липнут. Эпиграф: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ». К. Паустовский Вопросы:1.Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав? 2. Для чего служат слова? Задание: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Предложение: Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны.
| Слушают учителя Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Записывают число, тему урока. эпиграф. Формулируют тему ( проблему)урока Пишут в тетради предложение. Осознают задания и выполняют действия. 1.Объясняют орфограммы и пунктограммы. 2.Находят слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. 3.Определяют лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясняют, однозначными или многозначными являются эти слова. 4.Работают с толковым словарём. | Пытаются решить задачу известным способом.. Фиксируют проблему. Осознают задания и выполняют действия. Оценивают правильность выполнения. Соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
| Строят понятные для собеседника высказывания. Самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование. Развивают внимание, монологическую речь.
Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока. Строят речевое высказывание при комментировании трудностей. Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к изучаемому материалу. |
5. Игровой момент Работа в группах (10 мин) 5.Физ минутка (3 мин) 6.Продолжение игрового момента. Работа в группах (10мин) 7.Иог урока. Домашнее задание (2мин) | Организовать учебное исследование для выделения понятия. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Организовать учебное исследование для выделения понятия. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Задаёт вопросы. Раздаёт задания группам и организует работу в них . Определяет дальнейшее содержание работы в группах. Формулирует задание. Выявляет уровень затруднений по каждому вопросу. Организует работу в группах. Поддерживает активность, интерес. Подводит итог. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, | 1группе: Отредактируйте текст. 2 группе: Подберите антонимы. 3 группе: Прочитайте заметку. Определите роль омонимов. Подобрать фразеологизмы с указанными словами, составить с ними предложения слова «свинья», «собака», «кошка» Домашнее задание: написать письмо. | Выясняют значение слова корреспонденция. Работают в группе. Анализируют задания. Осуществляют поиск средств достижения цели. 1группа: редактируют текст. 2 группа: подбирают антонимы. 3 группа: выясняют роль омонимов в тексте. Выполняют упражнения. Подбирают фразеологизмы с указанными словами, составляют с ними предложения Предложения: Строят речевое высказывание, делают выводы и умозаключения. Дают в устной и письменной форме оценку групп. Заполняют листы оценки. Записывают домашнее задание в дневник | Формирование умения использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи; Обогащение словарного запаса. Обобщение и систематизация знаний об омонимах, синонимах, антонимах; Работа с текстом: редактирование. Формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
| Обучение способам взаимодействия, сотрудничества. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений . Решение проблемной ситуации. Умеют соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения . Развитие умения опираться на уже известное Воспитание интереса к предмету через разные виды работы. Развитие умения групповой работы. Действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов . Давать определение понятиям. Устойчивый познавательный интерес к русскому языку Понимают границы собственного знания и незнания. Осознают необходимость совершенствования. |
6. Проверка домашнего задания 7.Рефлексия деятельности ( 12 минут) |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли»
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью Владимира; сформировать представление о внешней и внутренней политике князя;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; развивать навыки выразительной устной речи;
- воспитывать на примере личности князя Владимира любовь к родной земле, стремление исправления собственных отрицательных качеств.
Зрительный ряд:
- иллюстрации из книги «Крещение Руси»: изображения княгини Ольги и князя Владимира;
- репродукции картин В.М.Васнецова «Крещение святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе (Корсуне), «Крещение киевлян в водах Днепра»;
- иконы: «Иоан Предтеча, Ангела пустыни с житием», «Крещение Господне»;
- иллюстрация «Крещение смолян», Мономахов собор.
Музыкальный ряд: М. Глинка «Херувимская песня» (возможны другие варианты).
Дидактический материал: тесты, кроссворды по теме.
Литературный ряд: стихи Сметаниной М.С., учителя г. Десногорска; театральный экспромт - сценка «И решился князь Владимир обратить всю земля в христианство…».
Оборудование: магнитная доска, аудио- магнитофон, ИКТ(индивидуальная работа с компьютером)
Используется мультимедийный комплекс «История православной культуры».Тест «Крещение Руси.»
Эпиграф:
Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпится…
«Настало, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!»
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Древняя Русь…Эти два простых слова связывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровое просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамента церковных книг. Мы непростительно мало знаем о Руси IX-X вв., XIXII вв., важнейших периодах, в которых складывалось и сложилось древнерусское государство.
Работа с иллюстрацией из книги «Крещение Руси».
II. Работа по теме.
Работа с учебником § 1 п. 1 («Языческие верования кривичей»)
- Кем были славяне до конца X века?
- Во что верили древние славяне?
- Что значит «языческая» вера? Каким богам поклонялись славяне-язычники?
Вывод: язычество – древнейшие религии, исповедующие веру не единого Бога, а множества богов или тайных сил, покровительствующих отдельным творениям (деревьям, камням, животным и т. д.), стихиям (земле, воздуху, воде, огню), природным явлениям (грозе, дождю, ветру и т.п.).
Определение конспектируется учащимися в тетрадь.
- Какие проявления язычества наблюдаются в современном мире? Ответы учащихся.
Личность князя Владимира.
Конец X в.…Какой князь правил Русью? Что это за личность? Ответы детей.
«…И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами…И осквернилась кровью земля русская и холм тот».
Театрализованная сценка.
Работа с иллюстрациями «Крещение Владимира» и «Крещение киевлян». Были и политические предпосылки в выборе веры. Для укрепления государства нужен был единый правитель и единая Вера. Православие с этой точки зрения подходило более всего.
Словарная работа.
Ряды слов, записанные на доске: христианство, христиане, православие, Иисус Христос, крестьянин, крест, креститься, крещение, славяне, кривичи, крепость, оберег, идол, капище, волхвы, святые.
- Выберите из ряда слова, относящиеся к христианству.
- Как вы понимаете слово «крещение»? Ответы детей.
Православные христиане считают: крещение – это таинство, в котором через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы принимающий крещение омывается от первородного греха, а также от всех грехов совершенных ими до крещения.
Работа с иллюстрацией иконы «Крещение Господне».
Крещение Христа в водах Иордана Иоанном Предтечей – одно из важнейших событий новозаветной истории. Обращаем внимание учащихся на то, что Иисус Христос крестился как обычный человек.
Символом веры является крест. Крест – священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания, символизирующей собою казнь Иисуса Христа и жизненный путь любого человека («нести свой крест», «крест по силам даётся»).
Работа с учебником § 1 п. 2. «Первые проповедники веры во Христа на Смоленской земле.
Сообщение учащегося об Андрее Первозванном. (См. Приложение 1).
Работа с понятиями «проповедь», «проповедник».
Работа с учебником § 1 п. 3. «Крещение жителей Смоленской земли».
Найдите главную мысль абзаца. «Святой князь повелел им распространять христианскую веру: «Заповедуя сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей и церкви ставить».
Работа с иллюстрацией «Крещение смолян».
Вывод: Крещение Руси – одно из важнейших событий не только для Древнерусского государства, но и для всей российской истории, что этот шаг позволил русскому государству стать частью христианского мира. Возникла письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Государство Русь стала одним из могущественных в Европе.
- Рефлексия.
- Закрепление материала . Индивидуальная работа с ИКТ.
- Тренировка навыков с тестовым материалом (тест смотри в приложении к уроку)
IV. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать один вопрос.
- Подготовить сообщение о первых христианских проповедниках в Смоленской земле.
- Храмы Смоленского княжества.
- Написать сочинение-рассуждение (эссе) «Как вы понимаете христианство», « Если вы крещены – то…».
- Нарисовать рисунок на тему «Крещение Руси».
- Сочинить стихи по теме «Крещение Руси».
- Составить кроссворд с новым словом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Андрей Первозванный.
Апостол, брат апостола Петра, один из самых почитаемых на Руси христианских святых.
До встречи с Иисусом Христом – простой рыбак, Андрей первым признал истинность учения Иисуса Христа и стал его учеником, за что и получил прозвание Первозванный. После распятия Христа, с нетерпением ожидал его воскрешения. А когда Иисус появился, первым последовал за ним. Проповедовал учения Христа в Византии, Фракии, Скифии, Македонии, Малой Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. В 62 году в греческом городе Патры он был распят язычниками на косом кресте. С тех пор крест такого вида именуется Андреевским (флаг морского флота).
В 357 году по повелению императора Константина мощи апостола Андрея были перенесены в Константинополь, а после захвата столицы Византийской империи крестоносцами в 1208 году – в Кафедральный собор г. Альмахи в Италии. С 1458 года голова находится в Соборе св. Петра в Риме; правая рука в 1644 году была перенесена в Россию.
На Руси почитание Андрея Первозванного распространилось с 80-х годов 11 века. Первая церковь апостола Андрея построена в Киеве в 1086 году великим князем Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. С именем Андрея Первозванного церковное предание связывает первую христианскую проповедь на территории Русского государства. Согласно «Повести временных лет» апостол Андрей, направляясь из Крыма в Рим, приплыл по Днепру к тем горам, где впоследствии встал Киев. Он благословил эти горы и поставил крест. Затем апостол Андрей дошел до Новгорода и через варяжские земли добрался до Рима.
День памяти: 30 ноября (13 декабря).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...
План-конспект урока "В мире алгоритмов"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Алгоритмы". Эта тема одна из глобальных тем информатики. А составление алгоритма - важнейший этап решения задач на компьютере....
Конспект урока "В мире слов, или что такое лексика"
Урок обобщения в 6-м классе по теме "Лексика"....
конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Арктическая зона"
Арктическая зона...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи и слоны"
Где живут белые медведи и слоны?...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему Луна бывает разной"
Почему Луна бывает разной?...
Конспект занятия в мире русской живописи
Конспект занятия "В мире русской живописи", посвященный художникам-передвижникам....