Урок музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
методическая разработка по музыке

Татьяна Владимировна Юшта

Урок музки во 2 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной "Музыка.1-7 классы. Искусство. 8-9 классы".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе

Тема урока: «Великий колокольный звон».

 Цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.  Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Задачи:

  1. Обучающая-научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию. Научиться имитировать  зучание колоколов с помощью вокальных упражнений. Закрепить виды музыкально- выразительных средств.
  2. Развивать вокально- хоровые способности обучающихся, чувство ритма.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к духовной музыке.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, характеризуют и исследуют полученную информацию.

Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.

Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала. Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.

Планируемые результаты: различают колокольные звоны по звучанию, дают характеристику каждому типу колокольного звона.

Основное содержание темы, понятия и термины: Виды колокольных звонов, музыкальное звучание звонов, историко-музыкальный анализ колокольных звонов.

Образовательные ресурсы: колокольчики, синтезатор. Презентация «Великий колокольный звон».

Ход урока

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

1 слайд

II. Определение темы урока.

У. Ребята, обратите внимание на экран. Что вы видите? (Ответы)

У. Назовите лишний музыкальный инструмент (Ответ)

У. Почему? (ответы)

У. Догадались, чему будет посвящен наш урок? (Ответы)

У. Наш урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону. А тема урока будет звучать так: «Великий колокольный звон».

2 слайд

У. Ребята, как вы думаете, какие новые знания вы получите на уроке?

Д. Мы познакомимся с историей возникновения колоколов, в какие моменты нашей жизни мы слушаем колокольный звон.

У. Вы правы, мы узнаем много нового о колокольной музыке, а также сами побудем в роли исполнителей.

Сейчас для вас прозвучало вступление к опере «Борис Годунов», автором которой является Модест Петрович Мусоргский.

3 слайд

На слайде портрет М. П. Мусоргского

У. Что вы знаете об этом человеке?

Д. Это русский композитор, который сочинял музыку для взрослых и детей, мы уже знакомы с его произведением. «Рассвет на Москва-реке».

На слайде появляется вся информация для детей о М. П. Мусоргском.

Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни:

III. Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Как вы думаете, когда появились колокола? (Ответы)

Точная дата появления колоколов неизвестна, неизвестно имя изобретателя. По археологическим находкам известно, что еще задолго до нашей эры у многих народов мира были колокольчики и бубенчики.

4 слайд

Слайд с изображением старинных колоколов

 По преданию, в 4 веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Звучит колокольчик.

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?

5 слайд

Д. Колокольчик.  

Слайд с изображением колокольчика

И монах решил, что именное голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

5 Слайд: рядом с колокольчиком появляется колокол.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам- мастерам из Европы. Однако, вот уже более 500 лет прошло с тех пор, как русские мастера сами овладели искусством изготовления колоколов. Да так продвинулись в своем мастерстве, что русский колокольный звон стал самым звучным во всем мире.

Известно множество примеров того, как колокольный звон помог поправить свое здоровье многим людям.

Ученые давно установили такой факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

У.А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?

     Д.1.Звали на службу в храм

         2.Под звуки колокола сходились народные собрания

         3.Колокола оповещали о наступлении большого праздника

         4.Предупреждали о надвигающейся опасности.

         5.Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Давайте сравним ваши ответы с информацией в учебнике. (чтение текста)

6 слайд

А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по- разному.

Давайте с ними познакомимся поближе.

Благовест- ударение необходимо ставить на первый слог. Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».

У. Что означают эти два слова?

Д. добрая, радостная новость

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. (записываем в тетрадь). Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

У. мы послушаем благовест, а вы подумайте ответ на вопрос. Как звучит колокол.?

(Слушаем благовест) 

,Д. медленно, четко, неторопливо.

7 слайд

Набат- тревожный сигнал для сбора народа. (слушание)

У. как вы можете охарактеризовать трезвон? (найдите слова в книге)

Трезвон -  праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма. (слушание).

У. как вы можете охарактеризовать трезвон?

Д. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.

8 слайд

Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола.

У. Как он называется?

Д. Колокольня, потому, что в нем живут колокола.

У. Да, еще у этого здания есть второе название «Звонница», почему его так называли?

Д. Потому, что колокола звонят. Мы слышим колокольные звоны.

Молодцы, перед вами Колокольня Ивана Великого, в которой на 4х ярусах располагается 37 колоколов, её, как и знаменитый царь-колокол, вы можете увидеть в Москве.

9 слайд

У. Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?

Например, человека, который играет на фортепиано называют:

Пианио-пианист

 Срипка- скрипач

 Колокол-…

Д. звонарь

10 слайд

Физминутка

У. Я вам предлагаю превратиться в звонарей. Мы с вами убедились в том, что колокольные звоны имеют разный ритм, темп и характер звучания. Чтобы запомнить ритмические рисунки колокольных звонов, звонари придумывали  различные стихи.

11 слайд

Ритмотерапия активизирует в целом организм детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Прослушайте, пожалуйста ритм 1 ряд, а теперь повторяем только текст. Давайте попробуем с хлопками. Спасибо.

Медленно проговаривали следующие слова: «Пеки блин- дров нет». Первый ряд проговаривает с хлопками.

Более быстрые длительности разучивали с помощью такого текста: «Мы ягодки собрали». Второй ряд проговаривает с хлопками.

Очень мелкие длительности проговаривали так: «А мы знаем да не скажем». Третий ряд проговаривает и прохлопывает.

А теперь хочется услышать настоящий трезвон.

У. Что для этого надо сделать?

Д. Одновременно проговорить и прохлопать. Учитель выступает в качестве дирижера.

У. О колоколах слагались сказания и легенды, о них написано много песен, колокольный звон можно услышать в стихах поэтов. А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? Посмотрите в учебник на стр. 40-41  Здесь вы видите 2 картины: И.Левитана «Вечерний звон» и А.Лентулова «Небосвод». Какую музыку вы слышите, глядя на эти картины? (Ответы)

12-13 слайды

У. Какой колокольный звон подошел бы сюда по вашему мнению? (ответы)

Дети слушают музыку и подбирают картины.

У. Колокола имеют звук разной высоты, даже имея одну и ту же форму. Вот, послушайте.

Показать 3 разных колокольчика.

IV. Разучивание песни.

У. Мы с вами тоже умеем петь на разной высоте даже начали разучивать песню про нотки. Как она называется? (7 нот)

У. Давайте распоемся и исполним эту веселую песню, а помогут нам ее украсить колокольчики.

Распевание.

Работа над песней «7 нот» Ю.Верижнекова. Разучивание песни по фразам. Обратить внимание при разучивании на правильное дыхание, чистоту интонации, особенность ритмического рисунка мелодии,  дикцию и артикуляцию.

14 слайд (текст песни)

V. Рефлексия учебных действий на уроке.

У. Над какой темой мы работали на уроке?

У. На ваших столах лежат нотки двух цветов. Если вы считаете, что полученные знания вам пригодятся, наклейте на колокол красную нотку, если вы считаете, что эти знания вам не пригодятся, наклейте черную.

У. Я очень рада, что знания, полученные сегодня на уроке, могут вам пригодиться. Поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх!

 Спасибо за внимание и до новых встреч!

15 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...

урок по изобразительному искусству "Колокольный звон"

урок по изобразительному искусству "Колокольный звон"...

урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть

разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс

Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа...

Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны"

Конспект урока "Путь к храму. Колокольные звоны", 9 класс...