Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс
методическая разработка на тему
Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_muzyki_i_opk.docx | 31.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ Золотковская средняя общеобразовательная школа
Открытый интегрированный урок
музыки и ОПК (Основы Православной культуры)
по теме: «Колокольные звоны России»
5 класс
Авторы разработки:
учитель музыки
I квалификационной категории
Ермилова Светлана Владимировна,
учитель обществознания,
Основ Православной культуры,
Этики, ОРКСЭ
I квалификационной категории
Медведева Любовь Геннадьевна
Предмет: музыка, основы Православной культуры
Класс, профиль: 5 класс
Ф.И.О. педагогов: Ермилова Светлана Владимировна,
Медведева Любовь Геннадьевна
МКОУ Золотковская СОШ
Программно-методическое обеспечение:
УМК
Музыка: 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011.
Ионова Т.А. «Основы православной культуры». 2009.
Ионова Т.А. «Трансляция культуры в школе». 2009.
Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас. Пособие для учителей. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 176 с.
Тип урока: интегрированный урок
Форма урока: урок с элементами исследовательской работы
Тема урока: Колокольные звоны России
Цель урока: формирование у учащихся принципов уважительного и патриотического отношения к родной культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси;
- познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
- познакомить учащихся с различными видами колоколов;
- раскрыть значение колокольного звона в Православной традиции.
Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию детей;
- воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли;
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;
- пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.
Развивающие:
- сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли;
- способствовать развитию музыкального слуха и чувства ритма;
- способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств к родной культуре;
- способствовать духовно- нравственному воспитанию личности.
Оборудование: презентация, видеоматериал, аудиозаписи фрагментов колокольных звонов, музыкальные инструменты (треугольники), шаблоны бумажных колокольчиков.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель ОПК: «Здравствуйте, ребята!»
Учитель музыки: «Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, на котором вы увидите, что музыка связана не только с литературой, как мы с вами недавно узнали, но и с другими предметами, например, с основами Православной культуры».
Учитель ОПК: «Поэтому, ребята, сегодня уроки музыки и основ Православной культуры пройдут для вас как единое целое».
(1 слайд)
1.Мотивация
- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса.
- Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.
- В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности.
- Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.
Вопросы к классу:
1.Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах)
( 2 слайд)
Звучит музыкальный фрагмент «Красный звон Киево-Печерской лавры».
2.Актуализация знаний
Изложение нового материала:
Учитель ОПК:
- Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма.
Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину (конец 4 – начало 5 вв.) Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов.
( слайд 3)
Учитель музыки: Ребята, в начале урока мы с вами разделились на три группы: историки, музыканты и искусствоведы. При подготовке к сегодняшнему уроку каждая группа должна была провести небольшую исследовательскую работу и предоставить нам материал:
- Историки исследовали историю происхождения и изготовления колоколов;
- Музыканты исследовали значение колокола в музыке;
- Искусствоведы исследовали использование колоколов в церковном искусстве, а также должны были выяснить какие колокола в России являются самыми известными.
Сейчас группа историков познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.
Учитель музыки:
- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара).
- Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола.
( 4 слайд)
Учитель музыки: А сейчас группа музыкантов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.
(5 слайд)
Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола, тому пример – русская народная песня «Вечерний звон». Давайте её послушаем.
( 6 слайд)
- Есть ли что-то необычное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
- В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)
- Обратили ли вы внимание на моё "видеодополнение" к вступлению песни? (да, на слайде появлялись колокола) Одинаковые? (разные по размеру)
- Почему я не взяла одинаковые колокола? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких)
- Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне) О чём была эта песня? (о воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул)
- А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты? (нет, только голоса)
- Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии? (изображение колокольного звона)
Учитель ОПК:
- В зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин - предназначение). (7 слайд)
- В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые (зазвонные). Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.
- Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
- Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
- Постные колокола - в них звонили во время православного поста.
- Полиелейные - звучали в дни полиелейного Богослужения
- Будничные колокола - звонили в простые, не праздничные дни
- Часовые колокола - "отбивали" часы, отмеряя время.
А теперь группа искусствоведов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.
(8 слайд)
- Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Учитель музыки:
- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
( 9 слайд)
Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним.
Учитель ОПК:
- Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.
( 10 слайд)
3.Закрепление изученного материала
Учитель музыки:
-Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы (ритмический рисунок на доске):
( 11 слайд)
Озвучить ритм на треугольниках
- Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (пять)
- Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука).
Учитель ОПК: а сейчас группы искусствоведов и историков выполнят свои задания. Группе историков необходимо сопоставить название колоколов и их определение, а группе искусствоведов необходимо сопоставить название колокольных звонов и их определения.
(слайд 12)
4.Рефлексия
Учитель музыки:
- Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество.
Исполнение песни «Колокольный звон», слова и музыка Н.Тананко.
Учитель музыки:
- Колокольный звон всегда несёт в себе частичку теплоты и чистоты души человеческой. Нам бы хотелось, чтобы с этого урока каждый из вас унёс с собой что – то доброе, светлое и чистое, как звон колокольчика.
Учитель ОПК:
Ребята, на уроке ИЗО вы подготовили колокольчики к сегодняшнему уроку, сейчас каждый из вас на своём колокольчике напишет одно хорошее и красивое пожелание (например, доброты, удачи, счастья, мира и т.д.). А теперь подарите свои колокольчики нашим гостям.
Звучит песня «Колокольный звон» Ж.Бичевской.
( слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....