Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс
методическая разработка на тему

Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_muzyki_i_opk.docx31.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ Золотковская средняя общеобразовательная школа

Открытый интегрированный урок

музыки и ОПК (Основы Православной культуры)

по теме: «Колокольные звоны России»

5 класс

                                                                                                          Авторы разработки:

учитель музыки

I квалификационной категории

Ермилова Светлана Владимировна,

учитель обществознания,

Основ Православной культуры,

Этики, ОРКСЭ

I квалификационной категории

Медведева Любовь Геннадьевна

Предмет: музыка, основы Православной культуры

Класс, профиль: 5 класс

Ф.И.О. педагогов: Ермилова Светлана Владимировна,

                                   Медведева Любовь Геннадьевна

                                       МКОУ Золотковская СОШ

Программно-методическое обеспечение:

УМК

 Музыка: 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011.

 Ионова Т.А. «Основы православной культуры». 2009.

 Ионова Т.А. «Трансляция культуры в школе». 2009.

Бородина А.В.  Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас. Пособие для учителей. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 176 с.

Тип урока: интегрированный урок

Форма урока: урок с элементами исследовательской работы

Тема урока: Колокольные звоны России

Цель урока: формирование у учащихся принципов уважительного и патриотического отношения к родной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси;
  • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
  • познакомить учащихся с различными видами колоколов;
  • раскрыть значение колокольного звона в Православной традиции.

Воспитательные:

  • способствовать патриотическому воспитанию детей;
  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли;

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.

Развивающие:

  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли;
  • способствовать развитию музыкального слуха и чувства ритма;
  • способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств к родной культуре;
  • способствовать духовно- нравственному воспитанию личности.

Оборудование: презентация, видеоматериал, аудиозаписи фрагментов  колокольных звонов, музыкальные инструменты (треугольники), шаблоны бумажных колокольчиков.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель ОПК: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель музыки: «Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, на котором вы увидите, что музыка связана не только с литературой, как мы с вами недавно узнали, но и с другими предметами, например, с основами Православной культуры».

Учитель ОПК: «Поэтому, ребята, сегодня уроки музыки и основ Православной культуры пройдут для вас как единое целое».

 (1 слайд)

1.Мотивация

- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса.

- Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.

- В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности.

- Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

Вопросы к классу:

1.Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  (о колоколах)

( 2 слайд)

Звучит музыкальный фрагмент «Красный звон Киево-Печерской лавры».

2.Актуализация знаний

Изложение нового материала:

Учитель ОПК:

- Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину (конец 4 – начало 5 вв.) Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. 

( слайд 3)

Учитель музыки: Ребята, в начале урока мы с вами разделились на три группы: историки, музыканты и искусствоведы. При подготовке к сегодняшнему уроку каждая группа должна была провести небольшую исследовательскую работу и предоставить нам материал:

- Историки исследовали историю происхождения и изготовления колоколов;

- Музыканты исследовали значение колокола в музыке;

- Искусствоведы исследовали использование колоколов в церковном искусстве, а также должны были выяснить  какие колокола в России являются самыми известными.

Сейчас группа историков познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.

Учитель музыки:

- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара).

- Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола.

 ( 4 слайд)

Учитель музыки: А сейчас группа музыкантов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.

(5 слайд)

Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола, тому пример – русская народная песня «Вечерний звон». Давайте её послушаем.

 ( 6 слайд)

  1. Есть ли что-то необычное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
  2. В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента) 
  3. Обратили ли вы внимание на моё "видеодополнение" к вступлению песни? (да, на слайде появлялись колокола) Одинаковые? (разные по размеру) 
  4. Почему я не взяла одинаковые колокола? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких) 
  5. Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне) О чём была эта песня? (о воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул)
  6. А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты? (нет, только голоса)
  7. Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии? (изображение колокольного звона)

Учитель ОПК:

- В зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин - предназначение). (7 слайд)

- В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые (зазвонные). Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

  • Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
  • Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
  • Постные колокола - в них звонили во время православного поста.
  • Полиелейные - звучали в дни полиелейного Богослужения
  • Будничные колокола - звонили в простые, не праздничные дни
  • Часовые колокола - "отбивали" часы, отмеряя время.

А теперь группа искусствоведов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы.

(8 слайд)

- Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда  появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Учитель музыки:

- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

( 9 слайд)

Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.

Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.

Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.

Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним.

Учитель ОПК:

- Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

( 10 слайд)

3.Закрепление изученного материала

Учитель музыки:

 -Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы (ритмический рисунок на доске):

( 11 слайд)

Озвучить ритм на треугольниках

  1. Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (пять)
  2. Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука).

Учитель ОПК: а сейчас группы искусствоведов и историков выполнят свои задания. Группе историков  необходимо сопоставить название колоколов и их определение, а группе искусствоведов необходимо сопоставить название колокольных звонов и их определения.

(слайд 12)

4.Рефлексия

Учитель музыки:

- Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество.

Исполнение песни «Колокольный звон», слова и музыка Н.Тананко.

Учитель музыки:

- Колокольный звон всегда  несёт в себе частичку теплоты и чистоты души человеческой. Нам бы хотелось,  чтобы с этого урока каждый из вас унёс с собой что – то доброе, светлое и  чистое,  как звон колокольчика.

Учитель ОПК:

Ребята, на уроке ИЗО вы подготовили колокольчики к сегодняшнему уроку, сейчас каждый из вас на своём колокольчике напишет одно хорошее и красивое пожелание (например, доброты, удачи, счастья, мира и т.д.). А теперь подарите свои колокольчики нашим гостям.

Звучит песня «Колокольный звон» Ж.Бичевской.

 ( слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....