Конспект урока в 5 классе по теме :" Г. Свиридов . Музыка к к/ф "Время Вперед!"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
История Магнитки в музыке композитора Георгия Свиридова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_5_klasse_po_teme.docx | 18.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семенова Марина Александровна, учитель музыки МОУ « СОШ № 62» г. Магнитогорска.
Урок музыки в 5 классе по теме:
Музыка в театре, кино, на телевидении. Г.В.Свиридов: Музыка к фильму « Время, вперёд!».
Цель урока: Формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части всей духовной культуры.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с выдающимся композитором 20 века Г.В.Свиридовым, автором музыки к фильму « Время, вперёд!»
2) Вспомнить героические страницы истории г. Магнитогорска, воплощённые в музыке.
3) Воспитывать уважительное отношение к славному прошлому города, страны.
4) Развивать навыки слушания и умения анализировать музыку; развивать вокально-хоровые навыки.
Ход урока:
Г.В.Свиридов - выдающийся композитор 20 века, который написал много замечательных произведений. Большинство из них - произведения для голоса и хора (вокальная и хоровая музыка). Но сегодня мы поговорим о другом направлении его творчества
( музыка к фильмам).
- Ребята, давайте представим, что к нам приехали гости издалека, м.б. даже из другой страны. Как познакомить их с нашим городом, с его замечательной историей?
Ответы ребят:
1. Можно самим рассказать о городе
2. Можно пригласить в краеведческий музей, где опытный экскурсовод расскажет и покажет экспонаты.
3. Можно посетить картинную галерею, выставку магнитогорских художников.
4.Можно совершить путешествие по городу, показать памятники- символы города.
А можно предложить посмотреть фильм о рождении Магнитогорска, о строительстве ММК.
Вы спросите: А разве есть такой фильм?
Такой фильм есть. В 1965г. режиссёром М. Швейцером был снят художественный фильм « Время, вперёд!». Действие фильма разворачивается в одну из 1-ых пятилеток индустриализации и посвящен строительству ММК. Музыку к фильму написал композитор Г.В.Свиридов.
В 1968 году на основе музыки к фильму он создал сюиту
« Время, вперёд!».
Сюита - большое произведение, состоящее из нескольких частей.
Я предлагаю послушать 1 часть сюиты « Уральский напев». А чтобы понять музыку, вспомните, с чего началась история нашего города?
Звучит 1 часть сюиты « Уральский напев».
- О чём эта музыка?
Ответы ребят: Суровый уральский край, бескрайние степи, седые горы, таящие в себе несметные богатства. Вспоминаются герои сказок Павла Бажова. Великая река Урал, которая горделиво течёт с севера на юг, а так же образ огромной страны, в которой мы живем.
Как звучала музыка? Сурово, холодно, гордо, величественно, неторопливо, спокойно.
О несметных богатствах уральского края слагали легенды и сказы. Поэтому именно здесь, в глухой уральской степи в далёком 1929 г. началось строительство Магнитогорского металлургического завода..
« Начинали» город и комбинат - строители.; первыми пришли к Магнитной горе, поставили первые палатки, построили первые бараки, выкопали котлованы под первые промышленные объекты. А уже за ними пришли доменщики, сталевары, прокатчики.
О нелёгкой жизни первостроителей написано немало стихов и песен. И сейчас прозвучит одна из них. Муз. Табачникова, сл. Б. Ручьёва « Золотые костры».
Исполнят Фёдорова Александра и Скокова Екатерина.
- Почему так называется песня? ( Золотые костры помогли выжить.).
Но люди выстояли. Люди выжили.
- Чему мы должны учиться у первостроителей, у людей того времени?
Ответы ( Мужеству, терпению, умению преодолевать трудности).
Люди терпели, преодолевали трудности, но работали самоотверженно, с энтузиазмом и
Это было время рекордов и трудовых подвигов. Это было время героев.
А некоторых героев того времени мы знаем.
Галиуллин - известный строитель Магнитки.
Грязнов - знаменитый сталевар-стахановец.
Завенягин- директор комбината 1933-1937 год.
Трудное было время.… А каким оно может быть еще, время?
Стремительное
Страшное
Бегущее
Летящее
Тоскливое
Победное
Унылое
Веселое
Безостановочное
Безоглядное
Героическое
А сейчас возвращаемся к музыке Г.Свиридова. Звучит последняя часть сюиты, которая называется « Время, вперёд!».( мне кажется, эта музыка звучит каждый вечер в каждом доме).
Слушание.
Какое здесь время? Какие слова из вышеперечисленных соответствуют музыке?
Что изобразил композитор?
-Самоотверженную работу людей, грандиозные свершения. Кто-то торопится, боится опоздать. Пульс времени, жизни присутствует постоянно.
М.Швейцер: Эта музыка навсегда. В ней пульс жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно!»
Эта музыка похожа на мчащийся паровоз. Он едет на предельной скорости, из трубы валит дым и вылетают искры. За паровозом длинный состав, изгибающийся на поворотах. Огромная стальная машина работает чётко и безупречно. Всё направлено на достижение скорости любой ценой. Вот состав влетает в горный туннель и становится на миг страшно, но мощный прожектор освещает путь и поезд не сбавляет скорости. Впереди замаячил свет – туннель заканчивается. Победно трубя, паровоз вылетает на простор. Небо и солнце, деревья и птицы, дети и взрослые радостно приветствуют, показавшийся из туннеля состав. Он мчится на «всех парах», мчится в будущее…
Я слышу в музыке Г.Свиридова победную песнь. В начале, кажется, что тысячи людей, словно огромная машина, безостановочно трудятся. Их усилиями создаётся что-то грандиозное и непостижимое. Когда успехи работающих становятся очевидными, победно поёт труба – символ высокой цели. Далее музыка становится грозной и страшной. Можно сказать, что делу тысяч и миллионов людей угрожает опасность. Так же, как и в начале, эти тысячи людей начинают слажено трудиться, чтобы отвести угрозу. Они не боятся и побеждают. Снова поёт труба. Её песня - это гимн народу-победителю.
В музыке Свиридова отражено создание мира. Из хаоса кто-то сильный и целеустремлённый ваяет Вселенную. Всё обретает порядок и смысл. Рождаются галактики, солнечные системы и появляется жизнь. И вот он «венец творенья» - человек. Он видит вокруг себя прекрасный мир и возносит песнь Творцу. Его песнь – гимн, радостный и восторженный. Но вдруг всё омрачается. Человек в растерянности, ему страшно. Вокруг тьма и зло окружает несчастное создание. Но Бог не оставляет человека и он, преодолевая страх, вновь славит Творца…
Это одна из узнаваемых и ярких мелодий. Музыкальная заставка информационной программы « Время».
И вот прошли десятилетия. Город готовится к 90-летнему юбилею. Мечты первостроителей воплотились в жизнь.
Вспомним про наших зарубежных гостей.
-Что бы мы рассказали о современном городе? Чем бы похвастались?
(презентация)
У нас есть Гимн. И написали его А.Н.Пахмутова и Н. Добронравов.
- Исполнение Гимна Магнитогорска.
Обобщение урока:
Д/з: Нарисовать рисунки, плакаты по теме: «Памятные места г. Магнитогорска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.
Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пласт...
конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...
Конспект урока "Техника выполнения перекатов в плотной группировке для выполнения кувырка вперед"
Урок закрепления техники выполнения перекатов в плотной группировке для выполнения кувырка вперед. Упражнения способствуют развитию гибкости, динамичной силы мышц плечевого пояса и формированию правил...
План-конспект урока 3 класс, Гимнастика.Тема: Кувырок вперед, стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Выполнение упражнений на гимнастической скамейке.
Цель: Развитие гибкости и физических способностей у детейТип урока: обучающий. Форма организации: традиционная. Методы обучения: словесный, наглядный, поточный, групповой, индивидуальный, иг...
Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...
Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах
Тема: Когда музыка не нуждается в словах...
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...