Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_folklor.docx | 756.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе.
Программа «Музыка. 1-7 классы»
авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
.
Учитель: Чумбоева Екатерина Александровна
Тема открытого урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока:
- Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
- Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
- Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
- Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
- Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
- Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
- Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать музыкальный кругозор.
- Развивать музыкальную память.
- Развивать вокально-хоровые навыки.
- Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
- Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
- Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
- Знать понятие программная инструментальная музыка.
- Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
- Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
- Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
- Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
- А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
- А. К. Лядов «Колыбельная».
- Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
3.Музыкально-ритмическая минутка.
IV. Вокально-хоровая работа.
- Подготовка к песенной деятельности.
- Песенная деятельность.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Организация учащихся на урок.
Приветствие.
- Сегодня у нас будет сказочный урок.
- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
III. Основной этап урока.
- Беседа.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».
- А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. .
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
- Понравилась ли вам эта сказочная картина?
-Что именно понравилось вам в музыке?
- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
- Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
- Что напоминает эта часть музыки?
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
А вот и сама Кикимора.
Слушание второй части картины.
-Какая она?
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо.
- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?
- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?
3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).
IV. Вокально-хоровая работа.
1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы -ми 2 октавы).
2.Песенная деятельность.
- Исполнение разученной на прошлом уроке «Колыбельной» А.Лядова.
-Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?
- Разучивание песни «Волшебная сказка» А.Морозова .
- Показ песни.
- Определение характера, настроения, содержания песни.
- Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).
- Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).
-Урок окончен. До свидания.
Источники.
Литература:
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....
Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....
Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"
Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...
5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов
Цель урока:1. Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.2. Знакомство ...
Урок - конспект по музыке для 5 класса «Фольклор в музыке русских композиторов»
в 5 классе ребята размышляют вместе с учителем, на сколько же взаимосвязана музыка с другими видами искусства, например, с литературой. Для учащихся наиболее ярким примером может послужить сказо...
Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"
Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...