Методическая разработка «Применение на уроках музыки музыкально-дидактических игр»
методическая разработка по музыке (5 класс)
Выступление на методчиеском объединении учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_primenenie_muzykalno-didakticheskih_igr.docx | 18.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Применение на уроках музыки музыкально-дидактических игр»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
23.03.2017
Игра — основная деятельность и социальная практика умственно отсталых детей в обществе. Через неё эти дети знакомятся с окружающим миром и приобщаются к действительности. Поэтому музыкальные игры, направленные на творческое развитие, занимают особое место среди всех игр. Существуют исследования, доказывающие положительное влияние музыки на развитие умственно отсталых детей. Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование музыкального слуха и вкуса.
- Приобщение детей к основам музыкального искусства.
- Развитие музыкально-сенсорных способностей.
- Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.
При проведении игр используются преимущественно следующие основные приемы:
- Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
- Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Учитель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
- Практический: исполнение ритмических движений, пение, игра на инструментах.
- Зайцы. Цель: Развитие слуховое восприятия и музыкальной памяти. Задачи: Упражнять детей слушать музыку. Различать характер музыки: веселая, плясовая и спокойная, колыбельная. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
- Кто в домике живёт. Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия. Задачи: Уметь различать высокие и низкие звуки. Узнавать знакомые мелодии. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием с одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на пером этаже живут мамы, на втором их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда они вернулись, то перепутали, кто где живѐт. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодии «Медведь» в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок.
- Музыкальный паровоз. Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия. Задача: Учить определять характер музыки. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент. Игровые действия: отгадывать мелодию, выбирать соответствующее изображение. Ход игры: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом кошке своя музыка весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.
- Кого встретил колобок. Цель: Развитие слухового восприятия. Задача: Развивать у детей представления о регистрах (Высоком, среднем, низком). Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент. Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и её персонажей (волк, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д.
- Тихо - громко. Задача: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (F), не слишком громко (mf). Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий громкой, синий не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку. Соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Голубой синий темно-синий. По-разному музыка может звучать. Оттенки её научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушай внимательно, чтобы отгадать.
- Найди и покажи. Цель: Развитие через слуховое восприятие звуковысотный слух. Задачи: Различать звуке по высоте (ре ля) Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом. Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, попевать соответствующие звукоподражания. Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания. Обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошёл дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-Кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама курица и т.д.
- Три поросёнка. Цель: Умение различать по высоте звуки мажорного трезвучия. Задачи: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух. Уметь различать по слуховому восприятию высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросёнка» и её персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поёт такими голосами и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросёнка.
Источник материала: https://499c.ru/muzykalno-didakticheskie-igry-1-mladshaya-gruppa-kartoteka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и орат...
Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"
Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...
Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".
Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка. Технологическая карта урока музыки 6 класс "Старинной песни мир"
технологическая карта урока музыки , с описанием этапов работы, вида деятельности учащихся и учителя...
Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.
Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....