Методическая разработка урока музыки "Удивительный мюзикл"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Плоскова Елена Анатольевна

        В статье представлена методическая разработка урока музыки, предназначенного для учащихся 5 класса в рамках раздела «Музыка и литература» по теме «Удивительный мюзикл». Целью урока является формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через погружение в проектно-исследовательскую деятельность, обобщение знаний, умений, навыков, полученных на уроках на примере жанра мюзикла. Прилагается технологическая карта урока с описанием структуры урока,  деятельности учителя, учеников, формируемыми УУД, планируемыми результатами.

        Ключевые слова: мюзикл, театр, проект, жанр, композитор, технология, результат.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Методическая разработка урока музыки

Тема: «Удивительный мюзикл»

 Мethodological development of a music lesson

                                                                                                  «The amazing musical»

   Е.А. Плоскова

                                                                                                        учитель музыки, искусства и МХК

                                                                          МАОУ «Средняя общеобразовательная школа»

                                                                 с. Летка Прилузского района Республики Коми

E.A. Ploskova

a teacher of music art and world art culture

MAOU « Secondary comprehensive school» of Letka

Priluzskiy region the Komi republic

Аннотация

        В статье представлена методическая разработка урока музыки, предназначенного для учащихся 5 класса в рамках раздела «Музыка и литература» по теме «Удивительный мюзикл». Целью урока является формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через погружение в проектно-исследовательскую деятельность, обобщение знаний, умений, навыков, полученных на уроках на примере жанра мюзикла. Прилагается технологическая карта урока с описанием структуры урока,  деятельности учителя, учеников, формируемыми УУД, планируемыми результатами.

        Ключевые слова: мюзикл, театр, проект, жанр, композитор, технология, результат.

         The article presents the methodological development of a music lesson, designed for pupils of the fifth grade in the section « Music and literature” on the theme « The amazing musical». The purpose of the lesson is the formation of educational competencies (informative, communicative, reflexive) through immersion in design and research activities, generalization of the knowledge, skills obtained at the lessons on the example of the musical genre. The technological map of the lesson with the description of the structure of the lesson, the activities of the teacher, students,the formed UUD, the planned results is attached. 
         Key words: musical, theatre, project, genre, composer, technology, result.

Методическая разработка урока музыки

Тема: «Удивительный мюзикл»

Автор разработки:

Плоскова Елена Анатольевна, учитель музыки, искусства и МХК

Возраст

5 класс

Тема урока

«Удивительный мюзикл»

Тип урока

обобщающий

Цель

формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через погружение в проектно-исследовательскую деятельность, обобщение знаний, умений, навыков, полученных на уроках на примере жанра мюзикла.

Задачи:

Образовательные:

      - закрепление теоретических и практических знаний в области вокального исполнительства;

      - расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства (жанр мюзикла);

      - совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности;

      - закрепление знаний о жанре мюзикла, его особенностях, песенного репертуара из мюзиклов.

         Развивающие:

     - способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;

     - содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

     - содействовать развитию внимания, воображения, восприятия речи на слух, умения работать в группе.

          Воспитательные:

     - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к музыкальному искусству;

     - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

     - способствовать развитию навыков учащихся работы в команде.

Методы и приемы организации учебной деятельности

-метод  идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-пластическое интонирование;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

-словесный (беседа, сравнение), наглядно-слуховой,  

-репродуктивный, деятельностный,

-поисково-исследовательский.

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение, групповая работа

Используемые технологии

элементы проектной и исследовательской технологии

Условия проведения занятия

Урок проводится в рамках раздела «Музыка и литература».  Учащиеся должны иметь первоначальные знания о театрально-музыкальных  жанрах, знать и петь фрагменты из известных мюзиклов (М.Дунаевский «Мэри Поппинс, до свиданья!», Г.Гладков «Бременские музыканты», А. Рыбников «Волк и семеро козлят» и др.), опыт вслушивания в музыку и её исполнения с вокальными требованиями, знать правила работы над проектом, элементарные основы учебного исследования.

Панируемые результаты

        Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; связь между целью деятельности и ее результатом. Формирование эмоционально – ценностного  отношения к внутреннему миру человека, его стремлению к добру через классические примеры литературы и музыки; формирование внимательного отношения друг к другу, к иному мнению, к иной точке зрения; стремление к совершенствованию собственной речевой и музыкальной культуры в целом, воспитывать культуру общения, формирование коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

        Предметные – формирование вокально – хоровых навыков, развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах, развитие иллюстративно-изобразительных способностей, расширение кругозора в области театрально-музыкального искусства.

        Метапредметные:

        Познавательные: синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;

        Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществление самонаблюдения, самоконтроля,    

         Коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование умения работать с новой информацией по теме (слушать,  обобщать, исполнять); формирование умений работать в группах, работать по инструкции, формирование начальных форм рефлексии.

Музыкальный материал

песни из мюзикла М. Дунаевского «Мэри Поппинс, до свиданья!» («Лев и Брадобрей», «Ветер перемен», «Непогода», «Тридцать три коровы»), Г.Гладкова «Бременские музыканты», А. Рыбникова «Волк и 7  козлят»)

Оборудование

фортепиано, компьютер, проектор, аудио приложение, компьютерная презентация, раздаточный материал (чистые листы А4, клей, карандаши, фломастеры, цветная бумага), комплект детских музыкальных инструментов (барабан, треугольники, металлофон, маракасы, бубны и др.), образцы театральных афиш, программок, партитур, детские музыкальные энциклопедии и справочники, атрибуты и театральный реквизит.

Технологическая карта урока

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа: 

- Включить учащихся в учебную деятельность.
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные

учебные действия

планируемый результат

Позитивное эмоциональное приветствие.        В ходе фронтальной беседы мотивирует учащихся на начало урока, готовит детей к работе, налаживает эмоциональный контакт. Музыкальное приветствие (нижний тетрахорд в С-dur)

Музыкальное приветствие детей

нижний тетрахорд в С-dur или импровизация

Личностные:

- самоопределение, развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные: построение речевого высказывания

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Учащиеся организованы

на проведение урока музыки

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и   достаточное  для восприятия нового материала.

- В какое путешествие и куда мы отправимся сегодня? (демонстрация видеоряда с фрагментами из различных мюзиклов)

- Что вы знаете о мюзикле? Какие знаете мюзиклы?  Чем отличается мюзикл от других сценических жанров?

Ответы детей. Если дети затрудняются определить жанр мюзикла, то им предлагается отгадать  соответствующий ребус. Обмениваются мнениями после просмотра видеофрагмента.

Определяют по слайдам место музыкальной деятельности (музыкальный театр). На основе предыдущих знаний называют основные характеристики, особенности жанра. Называют знакомые мюзиклы, фрагменты которых уже разучивали на занятиях.

Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Наличие мотивации

к творческому труду,

к работе на результат

Этап урока: 3. Постановка темы и цели урока построение проекта выхода из затруднения.

Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Предлагает учащимся разыграть «интервью», создавая проблемную ситуацию:

 - А все ли вы знаете о мюзикле?

 - Что хотели бы еще узнать об этом жанре?

 - Хотели ли бы вы принять участие в постановке мюзикла?

- Что необходимо для создания и постановки мюзикла? Кто принимает участие в мюзикле?

Какие песни войдут в мюзикл?

Предлагает определить тему урока

и принять участие в проекте концерта, состоящем из фрагментов  мюзикла.

Учитель просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний.

Учитель побуждает детей к самостоятельному формулированию темы и учебных задач.

Этап распевания как «необходимый элемент подготовки артиста мюзикла к выступлению».  Подготовка к пению голосового аппарата. Организует правильное выполнение упражнений. Побуждает назвать задачи в каждом упражнении.

 Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Взаимодействуют с партнером по диалогу, пытаясь решить коммуникативную задачу.

Исходя из своего рабочего и концертного репертуара определяют репертуар проекта.

Дети выдвигают предложения по названию темы урока  (названия проекта). Возможный вариант названия  «Удивительный мюзикл»

 

Выполняют вокальные упражнения, называют задачи в каждом.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, умение выдвигать  предположения и формулировать  тему урока. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

умение оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные: формировать мнение в устной речи, целеполагание

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Дети  определяют предполагаемую  тему урока и

с помощью учителя ее формулируют

Этап урока: 4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Деятельностный этап с элементами проектно-исследовательской технологии.

Задача этапа:  организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

- Что необходимо для создания и постановки мюзикла?

- Как будет проходить работа над проектом?

Организует деятельность учащихся по решению учебной задачи: формирование творческих групп («театральные труппы») для реализации проекта. Каждая группа исследует и проектирует свою часть мюзикла (исполнительский и сценический план музыкального произведения).

Предоставляет инструкцию по исследованию образцов и проектированию постановки песни как фрагмента мюзикла, предлагает к выбору музыкальный инструментарий.

Называют основные элементы мюзикла, кто принимает участие в подготовке спектакля (артисты, оркестр, оформители, декораторы, костюмеры, танцоры…)  Делают отбор знакомого песенного репертуара из мюзиклов  (3-4 песни).

Образуют три группы («театральные труппы»), каждая из которых  готовит проект постановки одной из знакомых песен из мюзикла. Для этого

исследуют образцы театральных афиш, программок, образцы костюмов для мюзикла и декораций, партитуру – оркестровку для сопровождения песен в мюзикле, сценическое действие, проектируют театральную афишу, программку, эскизы костюмов  и декораций, партитуру – оркестровку. Распределяют роли в группах. Проводится репетиционная вокально-хоровая работа.

Первая группа готовит проект постановки песни «Звуки музыки Р. Роджерса, вторая группа – «33 коровы» М. Дунаевского, третья – «Песенка друзей» Г. Гладкова.

Познавательные: 

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные: 

 -осознание ответственности за общее дело, формирование личностных качеств (толерантности, понимания, уважения)

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; распределение обязанностей;

-учёт разных мнений. 

                  Регулятивные УУД:

ориентироваться в ситуации; формировать  собственное мнение

выбор способа и результата действий, выбор учебного действия

Предметные:

определять элементы выразительности музыки, находить  черты их сходства и различия, рассмотривать способы воплощения “своих замыслов, закрепление  понятий и терминологии

Учащиеся знают основные элементы мюзикла, выявляют

средства

музыкальной

выразительности

Будут знать принципы составления сценария, структуру театральных афиш, программок, партитур, декораций.

Учащиеся проявляют

готовность

к освоению

новых знаний

Учащиеся с помощью

учителя смогут

разработать исполнительский и сценический план

музыкального

произведения.

Этап урока:  5. Динамическая пауза («антракт в танцевальном зале»)

Задачи: релаксация, разработка сценического движения.

Учитель предлагает по окончании работы всем группам отдохнуть в «антракте» в танцевальном зале и вместе создать проект сценического движения к заключительному фрагменту  мюзикла

Проектируют сценическое движение и вокально-хоровую работу в песне «Ветер перемен» М. Дунаевского.

Коммуникативные УУД: выполнение коллективного дела

Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности коллективного задания Формирование установки на ЗОЖ, творческого отношения к труду

учащиеся смогут расслабиться и отдохнуть

Этап урока: 6.Первичное закрепление. применение теоретического знания на практике.

Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание в практическом действии. Организовать выполнение самостоятельной работы.

Разыгрывание ситуации «Заседание художественного совета». Предлагает каждой группе («театральной труппе») кратко представить «худсовету» свой проект в виде «кластера». В «худсовет» могут войти учитель, родители, учащиеся-лидеры.

Построение кластера по теме проекта группы (наглядное изображение на доске при помощи раздаточного материала).

Учитель предлагает учащимся осуществить в дискуссионной форме взаимооценку по результатам групповой работы с выбором оптимального варианта.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

       

Познавательные:

анализировать, обобщать, синтезировать, делать выбор для сравнения,  классификации

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: толерантное отношение к товарищам

Регулятивные: 

определение последовательности, учитывать правила планирования)

Учащиеся

самостоятельно смогут

провести краткую презентацию своего «продукта»

Этап урока: 7 этап. Включение нового знания в систему знаний.

Задача этапа: закрепить новое знание в вокально-хоровом исполнительстве

Учитель включает учащихся в систему знаний через разыгрывание – реализацию общего концертного проекта «Удивительный мюзикл»

Организует выступление творческого коллектива.

Коллективная реализация проекта концерта «Удивительный мюзикл».

Показывают результат (продукт)  совместного творчества.

Познавательные:

развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, эмоционального исполнения песни

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные:

получение морального удовлетворения от исполнения фрагментов мюзиклов, обогащение внутреннего мира

Предметные:

совершенствовать вокально-хоровые навыки, музыкальные способности.

Учащиеся смогут сделать основные выводы  на основе построения знаний в ходе урока

Этап урока: 8 этап.  Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

Задача этапа:  зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке.

Организует рефлексию.

Учитель узнаёт какую задачу ставили на занятии? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке и в вокальном исполнительстве в целом.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

-Какая была цель нашего занятия?  

-Какая тема нашего занятия?            – Чему вы сегодня научились?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какое у вас настроение после нашего концерта?  

Благодарность за занятие.

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса

Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют (что получилось, что не получилось и почему). Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Высказывают мнения, дают оценку одноклассникам

Дети получают  символические музыкальные ключики, дарят их одноклассникам, процесс взаимооценивания , аргументация оценки.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

А напоследок  я скажу…..

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания…

я понял(а), что…

теперь я могу…

я почувствовал(а), что…

я научился(лась)…

у меня получилось …

я смог(смогла)…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Учащиеся смогут адекватно оценить собственную деятельность на уроке

   Автор:    Плоскова Елена Анатольевна

                                                                                                        учитель музыки, искусства и МХК

                                                                          МАОУ «Средняя общеобразовательная школа»

                                                                 с. Летка Прилузского района Республики Коми

                                        конт. телефон: 89129615419

                                        e-mail: pea1065@yandex.ru

Ploskova Elena Anatolyevna a teacher of music art and world art culture at MAOU « Secondary comprehensive school» in the village of Letka Priluzskiy region the Komi republic. The contact phone is 89129615419 e-mail: pea1065@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...