Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся
статья по музыке
В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интересов, в том числе в исследовательской деятельности - индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию выбора, разработку и реализацию образовательной траектории в сопровождении педагога. Рассматривается ИОМ на примере из практического опыта.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся
Автор: Плоскова Е.А.
Учитель музыки, искусства,
Педагог дополнительного образования
МАОУ «СОШ» с. Летка
Прилузского района
Эл.почта – pea1065@yandex.ru
В настоящее время система современного образования характеризуется активным поиском наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития школьников, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей, потенциала и интересов, в том числе в исследовательской деятельности в области краеведения. Одной из таких форм является индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию выбора, разработку и реализацию образовательной траектории в сопровождении педагога (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата.
Структура ИОМ включает следующие компоненты: - целевой (постановка целей, мотивов и потребностей ученика при получении образования); - содержательный (обоснование структуры деятельности, определение этапов работы, установление межпредметных и внутрипредметных связей); - технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); - диагностический (определение системы диагностического сопровождения); - организационно-педагогический (условия и пути достижения целей).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер деятельности;
- создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
- сосредоточить деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает и отражает следующие направления: участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и конкурсах, организации учебной исследовательской деятельности, участие во внеурочной работе по направлению, в работе школьного научного сообщества.
Применение ИОМ можно рассмотреть на примере работы с воспитанницей Анной З., с которой на протяжении нескольких лет проводилось организационное, методическое, психолого-педагогическое и научное сопровождение по направлению «учебно-исследовательская деятельность». На подготовительном этапе был сформирован банк данных способностей на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической работы. При содействии школьного психолога были проведены диагностические исследования по определению направленности и степени одаренности ребенка, позволившие проследить динамику развития психических, индивидуальных, личностных особенностей ребенка.
На этапе реализации была выстроена система работы с одаренным ребенком, позволявшая сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях; координацию индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе учащегося, отбор и использование различных форм, методов, технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. В работе применялся целый ряд традиционных и инновационных форм работы, на определенных этапах реализации выстраивался индивидуальный образовательный маршрут ребенка, планировались и прогнозировались результаты деятельности.
Пример индивидуального образовательного маршрута учащегося
Индивидуальный образовательный маршрут Анны З.
Класс …
Направление – исследовательская деятельность (краеведение, культурология)
Сроки реализации ………
Возраст обучающейся ……
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого и поисково-исследовательского потенциала обучающейся. В качестве «поля» для деятельности было выбрано направление работы – учебно-исследовательская работа «Луза дорса гаж».
Цель: создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через исследовательскую деятельность в области краеведения.
Задачи:
- познакомиться с историей, культурными традициями и музыкальными особенностями родного края;
- овладение приемами и технологией исследования;
- научиться создавать авторские работы;
- развить умение целеполагания, планирования и рефлексии собственных действий по созданию продукта исследовательской деятельности;
- воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств и любви к родине.
Ожидаемые результаты:
- имеет представление об истории и традициях родного края;
- владеет приемами и технологией исследования;
- создает продукт исследования;
- умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта художественного творчества.
- уважает народные традиции своего края, является патриотом малой родины.
Этапы образовательного маршрута
этап | мероприятия, формы работы с одаренным ребенком | педагогическое сопровождение | срок |
диагностика | заполнение «Карты интересов» анкета по видам одаренности, собеседование, самоопределение по виду деятельности | выявление вида одаренности обучающегося: исследовательская. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. Развивать навыки исследовательской деятельности. | сентябрь первая неделя |
проектирование | выбор вида деятельности: учебно-исследовательская работа, планирование и постановка задач | определение и составление ИМ с учетом интересов ребенка. | сентябрь вторая неделя |
реализация | выбор темы исследовательской работы, занятия в НОУ «Шаг в науку», работа с литературой, консультации с наставником, участие в олимпиаде по истории, республиканской олимпиаде по краеведению, защита проекта на учебно-исследовательских конференциях, участие в творческих конкурсах, в предметной «Неделе искусств» | проведение индивидуальных занятий, учет индивидуальных особенностей, организация помощи в подборе литературы, консультации, мотивация, психологический тренинг перед выступлением | сентябрь-январь |
анализ оценка корректировка | подведение итогов, выявление ошибок и положительных моментов в работе, внесение корректив, заполнение карты самоанализа, рефлексия | развивать навыки оценочной и рефлексивной деятельности учащихся; наметить перспективы дальнейшего развития одаренности, проведение заключительной диагностики, выявление личностного роста одаренного ребенка | февраль |
Учебно-тематический план занятий по выполнению исследовательской работы «Луза дорса гаж»
(этап реализации образовательного маршрута (сентябрь-январь)
Название раздела, тема | Практическая часть | Форма контроля |
Организационное занятие: постановка задач, планирование работы. Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности. Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.
| Изучение специальной литературы. Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. | Проверка работ. |
Исследовательские умения.
| Выполнение упражнений, заданий. Решение исследовательских задач. Написание рецензии | Проверка упражнений, заданий. Проверка решений задач. Проверка рецензии. |
Работа с литературными источниками.
| Практическая работа в школьной библиотеке. Практическая работа в компьютерном классе. | |
Этапы выполнения научно – исследовательской работы.
Формы работы: экскурсия, игра, творческая мастерская, эксперимент, наблюдение. | Проведение исследований, интервьюирование, экскурсия в музей, просмотр видеозаписей, слушание музыкальных аудиозаписей Оформление тематического стенда и буклета. | Проверка выполнения работы. |
Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ
| Оформление «Содержания» Написание разделов. Оформление списка литературы. Оформление приложения | Проверка выполнения работы |
Научный доклад – итог исследовательской работы. 1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада. 2. Оформление к докладу. | ||
Публичное выступление, презентация исследовательской работы на учебно-исследовательских конференциях: «В мире искусств» - школьный уровень «Я-исследователь, я открываю мир» - республик. «Отечество-Земля Коми» - республиканский | выступление на конференциях | защита работы |
Подведение итогов. 1. Обсуждения. Рефлексия. 2. Планирование на будущий год. | заполнение маршрутного листа, определение личностного роста | Рефлексия |
Согласно планируемым результатам, благодаря систематической и целенаправленной работе с одаренным ребенком, можно наблюдать положительную динамику и высокую результативность достижений за последние три года.
Анна - активный участник многих очных учебно-исследовательских конференций, где она представляла свои краеведческие и экологические работы музыкальной, культурологической направленности. Например:
- исследовательская работа «Дар учительский в наследство» (об учительских династиях школы) представлена на Всероссийской конференции «Отечество» (г. Москва, 2013 г, Диплом Лауреата), на Всероссийском конкурсе «Отечество» (г. Москва, 2014 г., Дипломант конкурса);
- исследовательская работа «Вредны ли музыкальные уши?» представлена на районной экологической конференции «Экология и жизнь» (Диплом победителя, 2012 г.), республиканской конференции «ЮнИОС» (г. Сыктывкар, Диплом 3 степени, 2012 г), на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева (Диплом 2 степени, 2013 г.),Общероссийский фестиваль «Портфолио ученика» (г. Москва, 2013 г.);
- исследовательская работа «Народный праздник «Луза дорса гаж» представлена на республиканской олимпиаде по краеведению (г. Сыктывкар, Сертификат, 2013 г.), республиканской конференции «Я-исследователь, я открываю мир» (г. Сыктывкар, Свидетельство участника, 2014 г.), республиканской конференции «Отечество-Земля Коми» (г. Сыктывкар, 2015 г.)
Количественные результаты за последние три года по направлению «учебно-исследовательская и проектная деятельность»:
- проведено 5 исследовательских работ;
- разработано и реализовано 5 проектов;
- участие в 15 конференциях различного уровня;
- проведено 24 индивидуальные консультации;
- подготовлено 5 тематических презентаций.
Диаграмма 13. Общее количество участий Анны З. в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различного уровня за последние три года.
Диаграмма 14. Высокие результаты (количество призовых мест) участия Анны З. в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различного уровня в динамике за последние три года.
Таким образом, благодаря ИОМ у учащихся целенаправленно формируются все компоненты исследовательской культуры:
- мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; - умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;
-специальные исследовательские умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...
Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. Организация обучения и воспитани...
Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.
"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Индивидуальный образовательный маршрут как ступень развития при организации деятельности в объединении художественной направленности
Выступление на педсовете : «Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся в дополнительном образовании»...
Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"
В статье представлен практический опыт ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...