Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся
статья по музыке

Плоскова Елена Анатольевна

В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интересов, в том числе в исследовательской деятельности -  индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию выбора, разработку и реализацию образовательной траектории в сопровождении педагога. Рассматривается ИОМ на примере из практического опыта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся

Автор: Плоскова Е.А.

Учитель музыки, искусства,

Педагог дополнительного образования

МАОУ «СОШ» с. Летка

Прилузского района

Эл.почта – pea1065@yandex.ru

          В настоящее время система современного образования  характеризуется активным  поиском наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития школьников, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей, потенциала и интересов, в том числе в исследовательской деятельности в области краеведения. Одной из таких форм является индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию выбора, разработку и реализацию образовательной траектории в сопровождении педагога (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата.

       Структура ИОМ включает следующие компоненты: - целевой (постановка целей, мотивов и потребностей ученика при получении образования); - содержательный (обоснование структуры деятельности, определение этапов работы, установление межпредметных и внутрипредметных связей); - технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); - диагностический (определение системы диагностического сопровождения); - организационно-педагогический (условия и пути достижения  целей).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер деятельности;

- создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;

- сосредоточить деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает и отражает следующие направления: участие в  научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и конкурсах, организации учебной исследовательской деятельности, участие во внеурочной работе по направлению, в работе школьного научного сообщества.

 Применение ИОМ можно рассмотреть на примере работы с воспитанницей  Анной З., с которой на протяжении нескольких лет проводилось  организационное, методическое, психолого-педагогическое и научное сопровождение по направлению «учебно-исследовательская деятельность».    На подготовительном этапе был сформирован банк данных способностей на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической работы. При содействии школьного психолога были проведены диагностические исследования по определению направленности и степени одаренности ребенка, позволившие проследить динамику развития психических, индивидуальных, личностных особенностей ребенка.

             На этапе реализации  была  выстроена система работы с одаренным ребенком, позволявшая сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях; координацию индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе  учащегося, отбор и использование различных форм, методов, технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. В работе   применялся целый ряд традиционных и инновационных форм работы, на определенных этапах реализации выстраивался индивидуальный образовательный маршрут ребенка, планировались и прогнозировались результаты деятельности.

             Пример индивидуального образовательного маршрута учащегося

     Индивидуальный образовательный маршрут  Анны З.

Класс …

Направление – исследовательская деятельность (краеведение, культурология)

Сроки реализации  ………

Возраст обучающейся  ……

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого и поисково-исследовательского потенциала обучающейся. В качестве «поля» для  деятельности было выбрано направление работы – учебно-исследовательская работа «Луза дорса гаж».

Цель:  создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через исследовательскую деятельность в области краеведения.

Задачи:

- познакомиться с историей, культурными традициями и музыкальными особенностями родного края;

- овладение приемами и технологией исследования;

- научиться создавать авторские работы;

- развить умение целеполагания, планирования и рефлексии собственных действий по созданию продукта исследовательской деятельности;

- воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств и любви к родине.

Ожидаемые результаты:

- имеет представление об истории и традициях родного края;

- владеет приемами и технологией исследования;

- создает продукт исследования;

- умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта художественного творчества.

- уважает народные традиции своего края, является патриотом малой родины.

                                 Этапы образовательного маршрута

этап

мероприятия, формы работы

с одаренным ребенком

педагогическое

сопровождение

срок

диагностика

заполнение «Карты интересов»

анкета по видам одаренности,

собеседование, самоопределение по виду деятельности

выявление вида одаренности обучающегося: исследовательская. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.  Развивать навыки исследовательской деятельности. 
Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качестваобучающегося.

сентябрь

первая неделя

проектирование

выбор вида деятельности: учебно-исследовательская работа, планирование и постановка задач

определение и составление  ИМ с учетом интересов ребенка. 

сентябрь

вторая

неделя

реализация

выбор темы исследовательской работы, занятия в НОУ «Шаг в науку», работа с литературой, консультации с наставником, участие в олимпиаде по истории, республиканской олимпиаде по краеведению, защита проекта на учебно-исследовательских конференциях, участие в творческих конкурсах, в предметной «Неделе искусств»

проведение индивидуальных занятий, учет индивидуальных особенностей, организация помощи  в подборе  литературы, консультации, мотивация,

психологический тренинг перед выступлением

сентябрь-январь

анализ

оценка

корректировка

подведение итогов, выявление ошибок и положительных моментов в работе, внесение корректив, заполнение карты самоанализа, рефлексия

развивать навыки оценочной и рефлексивной деятельности учащихся; наметить перспективы дальнейшего развития одаренности, проведение заключительной диагностики, выявление личностного роста одаренного ребенка

февраль

Учебно-тематический план занятий по выполнению исследовательской работы «Луза дорса гаж»

                (этап реализации образовательного маршрута (сентябрь-январь)

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

Организационное занятие: постановка задач, планирование работы. Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Изучение специальной литературы.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Формы работы: экскурсия, игра, творческая мастерская, эксперимент, наблюдение.

Проведение исследований, интервьюирование, экскурсия в музей,

просмотр видеозаписей, слушание музыкальных аудиозаписей

Оформление тематического стенда и буклета.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской  работы.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Публичное выступление, презентация исследовательской работы на учебно-исследовательских конференциях:

«В мире искусств» - школьный уровень

«Я-исследователь, я открываю мир» - республик.

«Отечество-Земля Коми» - республиканский

выступление на конференциях

защита работы

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

заполнение маршрутного листа, определение личностного роста

Рефлексия

           Согласно планируемым результатам, благодаря систематической и целенаправленной работе с одаренным ребенком, можно наблюдать положительную динамику и высокую результативность достижений за последние три года.

         Анна - активный участник многих очных учебно-исследовательских конференций, где она представляла свои  краеведческие и  экологические работы музыкальной, культурологической направленности. Например:

        - исследовательская работа «Дар учительский в наследство» (об учительских династиях школы) представлена на Всероссийской конференции «Отечество» (г. Москва, 2013 г, Диплом Лауреата), на Всероссийском конкурсе «Отечество» (г. Москва, 2014 г., Дипломант конкурса);

        - исследовательская работа «Вредны ли музыкальные уши?» представлена на районной экологической конференции «Экология и жизнь» (Диплом победителя, 2012 г.), республиканской конференции «ЮнИОС» (г. Сыктывкар, Диплом 3 степени, 2012 г), на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева (Диплом 2 степени, 2013 г.),Общероссийский фестиваль «Портфолио ученика» (г. Москва, 2013 г.);

        - исследовательская работа «Народный праздник «Луза дорса гаж» представлена на республиканской олимпиаде по краеведению (г. Сыктывкар, Сертификат, 2013 г.), республиканской конференции «Я-исследователь, я открываю мир» (г. Сыктывкар, Свидетельство участника, 2014 г.),  республиканской конференции «Отечество-Земля Коми» (г. Сыктывкар, 2015 г.)

         Количественные  результаты за последние три года по направлению «учебно-исследовательская и проектная деятельность»:

- проведено 5 исследовательских работ;

- разработано и реализовано 5 проектов;

- участие в 15 конференциях различного уровня;

- проведено 24 индивидуальные консультации;

- подготовлено 5 тематических презентаций.

Диаграмма 13. Общее количество участий Анны З. в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различного уровня за последние три года.

Диаграмма 14. Высокие результаты (количество призовых мест) участия  Анны З. в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различного уровня в динамике за последние три года.

Таким образом, благодаря ИОМ у учащихся целенаправленно формируются все компоненты исследовательской культуры:

- мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; - умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

-специальные исследовательские умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.

Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...

Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство. Организация обучения и воспитани...

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Индивидуальный образовательный маршрут как ступень развития при организации деятельности в объединении художественной направленности

Выступление на педсовете : «Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся в дополнительном образовании»...

Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"

В статье представлен практический опыт ГБОУ  гимназии №92 Выборгского района  Санкт-Петербурга  в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...