Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 33.52 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 365.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Тема урока «Музыкальные сюжеты в литературе»
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема урока: «Музыкальные сюжеты в литературе»
Тип урока: Комбинированный
Жанр урока: тематический
Цель урока : Создать условия для формирования представления об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.
Проблема урока: – Музыка и литература – соперники или друзья?
Идея урока: Через практическую деятельность выяснить о содружестве музыки и литературы
- ЗАДАЧИ:
- Образовательные: Учить слышать музыку со страниц литературных произведений.Выявлять истоки родства между искусствами.
- Учить находить взаимосвязь музыки с другими видами искусства, познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка; - древнеримским поэтом Пу́блию Ови́дию Назо́ну, либретистом Раньери де Кальцабиджи.
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными средствами; расширить кругозор.
- Учить воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между литературой и музыкой).
- Развивающие: - Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- -Развивать умение анализировать литературное произведение, высказывать свое отношение к прочитанному, умение обсуждать проблему в паре, формулировать свою точку зрения, делать выбор, принимать решение.- Развивать формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Воспитывающие: Воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство сопричастности времени, истории, понимания духовности как художественного явления в искусстве, формировать основы семейных ценностей (любовь друг к другу, верность), воспитывать чувства любви к прекрасному.
- Личностные УУД
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой;
- использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира в процессе самообразования.
- Познавательные УУД
- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.
- Регулятивные УУД
- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой;
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства,
- Коммуникативные УУД
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия индивидуально и в паре.
Педагогические технологии. Технология проблемного диалога.
Методы обучения: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,
Тип урока :Комбинированный, частично проблемно- поисковый.
Музыкальный материал урока:
Театрализация басни И. А.Крылова «Квартет»
Отрывок текста «Миф об Орфее».
К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
Муз.Лученка Доброта (пение).
Дополнительный материал: портреты композитора, позтов, либреттиста.
Оборудование. Синтезатор, проектор, компьютер.
Ход и содержание урока:
Организационный момент.
Распевание « Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок,
Здравствуйте , ребята».-Здравствуйте ,учитель.
Музыкальное приветствие на мелодию из сериала « Элен и ребята»: «Музыка, и вновь сегодня с нами музыка, она звучит в душе, о музыка, приносит радость нам она.».
- Если вам нравится учиться– хлопните!
- Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
- Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Учитель. Эпиграф Мы начинаем урок словами великого немецкого поэта Г. Гейне:
Слайд 1. . «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».
Учитель. А как вы понимаете смысл этого высказывания?
Ребята , подумайте над смыслом этого высказывания, а позже мы к нему вернёмся.
Учитель. А сейчас вашему вниманию театральная постановка
Видео «Квартет»
Посмотрите и подумайте, какие виды искусств встречаются в данной пьесе?
Учитель. Итак, Ребята, скажите, какие два вида искусства тесно переплетаются в этом произведении? (литература и музыка)
Учитель: И как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке ? Ответы детей
Учитель. Мы будем знакомиться с литературными и музыкальными произведениями, рассмотрим литературные сюжеты , в которых главный герой — музыка. Мы будем учиться находить взаимосвязь музыки и литературы.
Учитель. Ребята, а что является основой сюжета литературного произведения? Музыка.
-Так какие сюжеты в литературе мы будем с вами рассматривать? - (Музыкальные)
Учитель. Так, кто же мне может назвать тему урока?
Слайд 2 .
Тема нашего урока звучит.… «Музыкальные сюжеты в литературе».
Сл. 3. Учитель. Как вы считаете? Музыка и литература – соперники или друзья?
Ребята у нас возник проблемный вопрос, который мы будем решать на протяжение всего урока.
Учитель. А теперь , скажите какой литературный жанр вы увидели ?(Басня)
Учитель. - Что такое басня?
Ответы детей
Учитель. Ребята, давайте обратимся к словарю Ожегова
Слайд 4..
Басня, -и, род. мн. -сен, ж. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. обычно мн. Вымысел, выдумка. || уменьш. басенка,-и, ж. (к 1 знач.). || прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Учитель: Давайте вспомним кто автор этой басни?
Учитель: (Известный великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов) Слайд 5.
Учитель: Кто является героями басни (животные , птицы ,и растения)
Учитель: - А кого автор подразумевал под животными , птицами ?(Людей)
- В каких словах басни заключена мораль? (А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь)
В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?
Учитель: В басне вся мораль сводится к одной фразе "а вы друзья, как не садитесь", суть её в том, что к каждому делу, даже к самому пустяковому нужно подходит ответственно .
Т.е. если ты что-либо не умеешь делать, лучше научись это делать и сделай правильно.
Учитель: - В чем же смысл басни? Как можно добиться успеха?
Учитель: -Добиться успеха можно только через кропотливый труд.
Учитель: Можно эту басню назвать музыкальной и почему?
Учитель: - Что с помощью таких музыкантов хотел рассказать автор?
Ученик. -Он рассказал о людях самоуверенных, которые берутся не за свое дело.
Учитель: Почему автор в басне выбрал судьёй именно Соловья?
Учитель. Соловей птица с прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой природы.
Учитель .А как называется басня?(Квартет)А почему она так называется?
Учитель. Вспомните, что такое квартет? Слайд 6.
Ученик. Квартетом называется ансамбль,состоящий из 4 музыкантов.
Сл. 7. Учитель.Назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне. (2 скрипки (прима-мартышка , втора -осел) альт (козел) , виолончель (миша).(слайд)
Учитель. В состав какого оркестра входят эти инструменты?
( симфонического)
Учитель. Можно ли назвать героев басни музыкантами? Получилась ли у них игра?
Ученики: Нет, так как они не умели играть на музыкальных инструментах.
Учитель. – Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она в ней использована?
Ученик.– Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель. Какую роль играет музыка в литературе?
Ученик.– Музыка обогащает литературу.
Физминутка
Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала погибших. Музыка бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть. Люди всегда знали эту божественную силу музыки.
Учитель. Сегодня мы вспомним ещё один литературный жанр -древние мифы.
Сл. 8 Учитель. А знаете ли вы, что такое миф?
(Миф – это жанр Древнегреческой Слово «миф» - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы.
Учитель. История любви, уже многие века вдохновляет музыкантов, поэтов, драматургов, живописцев, скульпторов на создание бессмертных произведений. У каждого из них своё видение, но в основе их творений лежит древнее предание дошедшие до нас благодаря
Сл. 9. Пу́блию Ови́дию Назо́ну - древнеримскому поэту.
Ови́дий был одним из первых, кто описал трагическую историю любви.
Сл. 10. Учитель. - А кто знает такого мифического героя по имени Орфей?
Учитель. Орфей это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете.Каков был его голос, как звучала его лира, — этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившем название«Миф об Орфее».
Просмотр видеоролика Орфей и Эвридика
А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Ответьте на вопросы, обратившись ещё к тексту
Мини -опрос
О ком эти строки?
Сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы (Орфей )
Кто же такой Орфей? (поэт и музыкант).
Какова была сила его искусства? ( Велика. Когда он пел и играл на лире, , даже скалы двигались под его музыку. Силой своего искусства он воскресил умершую жену Звридику).
Кто подарил Орфею инструмент ? ( Аполлон)
Кто научил на нем играть? ( Музы )
Кого сумел обворожить своей волшебной музыкой Орфей ? ( перевозчика Харона, пса Цербера, и судей. )
Какой музыкальный инструмент помог Орфею вызволить
Эвридику?( Лира )
Сл. 11. Учитель. Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Сл. 12. Сегодня Золотая лира - отличительная эмблема поэтов, певцов музыкантов.
Учитель. - Теме Орфея посвящены многие произведения искусства (картины, оперы).
Сл. 13. Учитель. - Австрийский композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк написал на сюжет мифа одноимённую оперу «Орфей и Эвридика» , Эта опера звучит уже более 250 лет. Крифтоф Глюк стал первым композитором, объединившим поэзию и музыку в единое целое. Для композитора Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.
Учитель. - Так какой же музыкальный жанр появился благодаря содружеству музыки и мифической литературе?
Ученик. –ОПЕРА
Сл. 14. Учитель. Кто мне скажет, что называется оперой?
Ученик. -Опера – большой музыкальный спектакль, в котором все актеры поют.
Сейчас мы услышим мелодию, которая в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Эта мелодия звучит много лет, но её и сегодня часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.
Учитель. Один из лучших ,самых лирических эпизодов оперы является «Жалоба Эвридики» .
Давайте послушаем этот фрагмент и попытаемся понять, о чем он, что необычного в звучании этого фрагмента? Слайд
(Прослушивание «Жалоба Эвридики» (К. В. Глюк.)
Учитель. Какие эмоции у вас вызвала эта музыка.(грусть ,печаль)?
Учитель. Так с помощью чего вы услышали печаль и грусть ? мелодии
Учитель. О чем рассказывает мелодия?(Опишите характер музыки. (мелодия тихая, струящаяся, легкая, нежная и прозрачная. Слышны стоны и жалобы Эвридики. Она не понимает, почему любимый муж не хочет на нее взглянуть, почему теперь он так к ней относится? Поэтому в музыке иногда слышится драматизм и отчаяние).
(Ответы учащихся.)
Учитель. Скажите, ария Эвридики прозвучала в вокальном
или инструментальном исполнении?
Учитель. Какой инструмент исполняет мелодию Эвридики? (флейта)
Учитель. Дайте объяснение, случайно ли то, что исполнение мелодии поручено флейте.
Учитель. (По своему характеру эта музыка близка к арии, а что такое ария?(сольное произведение с инструментальным сопровождением ), только поется она не голосом, а флейтой. )
Что такое Тембр?
Тембр флейты близок к человеческому голосу.
Учитель: Музыка настолько проникновенно и выразительно передаёт душевную скорбь о разлуке Эвридики с жизнью, природой, возлюбленным, что слова здесь излишни.
Учитель: Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
Слайд 15.
« Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Вы согласны с великим поэтом Г. Гейне? (Да)
Учитель: Можно ли назвать музыку главным действующим лицом этого произведения?
Учащихся . Да.
Учитель: Этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание мифа.
Учитель: Образы Орфея и Эвридики живы и до сих пор, они волнуют наши души. Наполняют светом, чистотой и великой безграничной любовью наши сердца.
Учитель: - Ребята ! Вам нравится как заканчилась эта история в литературном варианте ?
Ученики. -Нет.
Учитель:- Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?
(Чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю.)
Учитель: Когда оперный жанр только начинал развиваться ,оперы заканчивались победой добра над злом, конец оперы носил светлый ,позитивный характер
- В оперном либретто автор решил изменить окончание ,чтобы ярче, красочнее подчеркнуть торжество любви, добра, и светлых сил. Счастливый конец был правилом оперы.
Учитель. О чем рассказывает сюжет мифа?
Ученики.- Сюжет мифа повествует о талантливом певце Орфее, о волшебной силе его музыки , которая способна победить даже смерть. А также о преданной любви Орфея и Эвридики.
Учитель: Что же является главным героем мифа «Орфей и Эвридика»?
Ученики.-МУЗЫКА
Учитель. - Какие два вида искусства тесно сотрудничают в мифе и в опере «Орфей и Эвридика?
Ученики.- Литература и музыка .
Учитель. - Литература – это искусство чего? слов, а слова, как известно, состоят из чего?…из звуков и, конечно же, из звуков создаётся Что? музыка. Так значит общее связующее звено у музыки и литературы - это что? Звук.
Учитель Вот в чем заключается связь музыки и литературы.
Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.
Учитель: - Ребята, Предлагаю поработать в группах(Обьединитесь )вы знаете, что в литературе и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Ваша задача распределить какие из них относятся к литературе, а какие к музыке?(Работа в группах),
балет, Сказка, увертюра, рассказ ,былина , романс, повесть , песня, басня , симфония, миф , соната, легенда , опера.
Проверяем! Я буду называть жанры ,а Вы карточку к какому виду искусства относится жанр.Если жанр относится к музыке ,значит поднимаете карточку МУЗЫКА, если к литературе , поднимаете карточку литература
Учитель
А теперь , давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы.
Учитель. - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение появится ?
Дети. (Песня, романс.)
Учитель. - А использование сюжета сказки, рассказа, повести, мифа какие создают композиторы музыкальные произведения? Дети. (Оперу, балет.)
Учитель. -Мы сейчас с вами выяснили, что без стихов нельзя написать, продолжите мою мысль, песню, романс, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы ярких интересных, замечательных сказок, рассказов ,былин, повестей, мифов т. д
Учитель. Итак, Ребята, ответьте на проблемный вопрос
Сл. 16. Музыка и литература – соперники или друзья?
Дети: Друзья. Слайд. 17.
Учитель. Правильно и вот мы окончательно разрушили все сомнения. и пришли к выводу .
Учитель. -
Музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Слайд.
В ы в о д: Такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение.
Домашнее задание. Нарисовать афишу к опере «Орфей и Эвридика», В учебнике на стр.116 прочитать о музыкальном сюжете в рассказе И. Тургенева «Певцы» из «Записок охотника».
Рефлексия Учитель. Ребята дополните предложения.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
я сегодня узнал(а),………
я сегодня запомнил(а), ………..
я сегодня удивилась (ся),…….
Учитель. Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому рождались такие музыкальные сюжеты в литературных произведениях. Они учат нас видеть прекрасное, приносить пользу миру, творить добро.
Песня: « Добро»ю или «Доброта»
- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.
-Старались правильно отвечать на поставленные мною вопросы .
Оценки
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Думайте, чувствуйте, фантазируйте, анализируйте, – творите!!!
Музыка | Литера Тура |
Музыка | Литера Тура |
Музыка | Литера Тура |
Музыка | Литера Тура |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Музыкальные сюжеты в литературе »
Музыка и литература – соперники или друзья?
Басня – выдумка, вымысел
Квартет
( Миф – это жанр Древнегреческой Слово «миф» - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы.
Опера?
«Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Г.Гейне
Музыка и литература – соперники или друзья?
Друзья
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Музыкальные сюжеты в литературе"
Презентация на уроке помогает учителю представить наглядный материал, портреты композиторов, текст песни. Сокращает время на объяснение домашнего задания....
Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".
Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».
На уроке применяются современные образовательные технологии: Технология развивающего обучения (ТРО)....
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».
На уроке применяются современные образовательные технологии: Технология развивающего обучения (ТРО)....
Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.
Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....
Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс
Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс...