Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока"Музыкальные сюжеты в литературе" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx33.52 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx365.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Тема урока «Музыкальные сюжеты в литературе»

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Музыкальные сюжеты в литературе»

Тип урока: Комбинированный

Жанр урока: тематический

Цель урока : Создать условия для формирования представления об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.

Проблема урока: – Музыка и литература – соперники или друзья?

Идея урока: Через практическую деятельность выяснить о содружестве музыки и литературы

  • ЗАДАЧИ:
  • Образовательные: Учить слышать музыку со страниц литературных произведений.Выявлять истоки родства между искусствами.
  • Учить находить взаимосвязь музыки с другими видами искусства, познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка; - древнеримским поэтом Пу́блию Ови́дию Назо́ну, либретистом Раньери де Кальцабиджи.
  • соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными средствами; расширить кругозор.
  • Учить воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между литературой и музыкой).
  • Развивающие: - Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
  • -Развивать умение анализировать литературное произведение, высказывать свое отношение к прочитанному, умение обсуждать проблему в паре, формулировать свою точку зрения, делать выбор, принимать решение.- Развивать формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  • Воспитывающие: Воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство сопричастности времени, истории, понимания духовности как художественного явления в искусстве, формировать основы семейных ценностей (любовь друг к другу, верность), воспитывать чувства любви к прекрасному.
  • Личностные УУД
  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • понимание классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой;
  • использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира в процессе самообразования.
  • Познавательные УУД
  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.
  • Регулятивные УУД
  • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров;
  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой;
  • осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства,
  • Коммуникативные УУД
  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия индивидуально и в паре.

Педагогические технологии. Технология проблемного диалога.

Методы обучения: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,

Тип урока :Комбинированный, частично проблемно- поисковый.

Музыкальный материал урока:

Театрализация басни И. А.Крылова «Квартет»

Отрывок текста «Миф об Орфее».

К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

Муз.Лученка Доброта (пение).

Дополнительный материал: портреты композитора, позтов, либреттиста.

Оборудование. Синтезатор, проектор, компьютер.

Ход и содержание урока:

Организационный момент.

Распевание « Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок,

Здравствуйте , ребята».-Здравствуйте ,учитель.

Музыкальное приветствие на мелодию из сериала « Элен и ребята»: «Музыка, и вновь сегодня с нами музыка, она звучит в душе, о музыка, приносит радость нам она.».

  1. Если вам нравится учиться– хлопните!
  2. Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
  3. Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Учитель. Эпиграф Мы начинаем урок словами великого немецкого поэта Г. Гейне:

Слайд 1.  . «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».

Учитель. А как вы понимаете смысл этого высказывания?

Ребята , подумайте над смыслом этого высказывания, а позже мы к нему вернёмся.

Учитель. А сейчас вашему вниманию театральная постановка

Видео «Квартет»

Посмотрите и подумайте, какие виды искусств встречаются в данной пьесе?

Учитель. Итак, Ребята, скажите, какие два вида искусства тесно переплетаются в этом произведении? (литература и музыка)

Учитель: И как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке ? Ответы детей

Учитель. Мы будем знакомиться с литературными и музыкальными произведениями, рассмотрим литературные сюжеты , в которых главный герой — музыка. Мы будем учиться находить взаимосвязь музыки и литературы.

Учитель. Ребята, а что является основой сюжета литературного произведения? Музыка.

-Так какие сюжеты в литературе мы будем с вами рассматривать? - (Музыкальные)

Учитель. Так, кто же мне может назвать тему урока? 

Слайд 2 .

Тема нашего урока звучит.… «Музыкальные сюжеты в литературе». 

Сл. 3. Учитель. Как вы считаете? Музыка и литература – соперники или друзья?

Ребята у нас возник проблемный вопрос, который мы будем решать на протяжение всего урока.

Учитель. А теперь , скажите какой литературный жанр вы увидели ?(Басня)

Учитель. - Что такое басня?

Ответы детей

Учитель. Ребята, давайте обратимся к словарю Ожегова

Слайд 4..

Басня, -и, род. мн. -сен, ж. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. обычно мн. Вымысел, выдумка. || уменьш. басенка,-и, ж. (к 1 знач.). || прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Учитель: Давайте вспомним кто автор этой басни?

Учитель: (Известный великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов) Слайд 5.

Учитель: Кто является героями басни (животные , птицы ,и растения)

Учитель: - А кого автор подразумевал под животными , птицами ?(Людей)

- В каких словах басни заключена мораль? (А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь)

В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?

Учитель: В басне вся мораль сводится к одной фразе "а вы друзья, как не садитесь", суть её в том, что к каждому делу, даже к самому пустяковому нужно подходит ответственно .

Т.е. если ты что-либо не умеешь делать, лучше научись это делать и сделай правильно.

Учитель: - В чем же смысл басни? Как можно добиться успеха?

Учитель: -Добиться успеха можно только через кропотливый труд.

Учитель: Можно эту басню назвать музыкальной и почему?

Учитель: - Что с помощью таких музыкантов хотел рассказать автор?

Ученик. -Он рассказал о людях самоуверенных, которые берутся не за свое дело.

Учитель: Почему автор в басне выбрал судьёй именно Соловья?

Учитель. Соловей птица с прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой природы.

Учитель .А как называется басня?(Квартет)А почему она так называется?

Учитель. Вспомните, что такое квартет? Слайд 6.

Ученик. Квартетом называется ансамбль,состоящий из 4 музыкантов.

Сл. 7.  Учитель.Назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне. (2 скрипки (прима-мартышка , втора -осел) альт (козел) , виолончель (миша).(слайд)

Учитель. В состав какого оркестра входят эти инструменты?

( симфонического)

Учитель. Можно ли назвать героев басни музыкантами? Получилась ли у них игра?

Ученики: Нет, так как они не умели играть на музыкальных инструментах.

Учитель. – Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она в ней использована?

Ученик.– Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Учитель. Какую роль играет музыка в литературе?

Ученик.– Музыка обогащает литературу.

Физминутка

Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала погибших. Музыка бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть. Люди всегда знали эту божественную силу музыки.

Учитель. Сегодня мы вспомним ещё один литературный жанр -древние мифы.

Сл. 8 Учитель. А знаете ли вы, что такое миф? 

(Миф – это жанр Древнегреческой Слово «миф» - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы.

Учитель. История любви, уже многие века вдохновляет музыкантов, поэтов, драматургов, живописцев, скульпторов на создание бессмертных произведений. У каждого из них своё видение, но в основе их творений лежит древнее предание дошедшие до нас благодаря

Сл. 9. Пу́блию Ови́дию Назо́ну - древнеримскому поэту. 

Ови́дий был одним из первых, кто описал трагическую историю любви.

Сл. 10. Учитель. - А кто знает такого мифического героя по имени Орфей? 

Учитель. Орфей это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете.Каков был его голос, как звучала его лира, — этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившем название«Миф об Орфее».

Просмотр видеоролика Орфей и Эвридика

А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Ответьте на вопросы, обратившись ещё к тексту

Мини -опрос

О ком эти строки?

Сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы (Орфей )

Кто же такой Орфей? (поэт и музыкант).

Какова была сила его искусства? ( Велика. Когда он пел и играл на лире, , даже скалы двигались под его музыку. Силой своего искусства он воскресил умершую жену Звридику).

Кто подарил Орфею инструмент ? ( Аполлон) 

Кто научил на нем играть? ( Музы )

Кого сумел обворожить своей волшебной музыкой Орфей ? ( перевозчика Харона, пса Цербера, и судей. ) 

Какой музыкальный инструмент помог Орфею вызволить

Эвридику?( Лира )

Сл. 11. Учитель. Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Сл. 12. Сегодня Золотая лира - отличительная эмблема поэтов, певцов музыкантов.

Учитель. - Теме Орфея посвящены многие произведения искусства (картины, оперы). 

Сл. 13. Учитель. - Австрийский композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк написал на сюжет мифа одноимённую оперу «Орфей и Эвридика» , Эта опера звучит уже более 250 лет. Крифтоф Глюк стал первым композитором, объединившим поэзию и музыку в единое целое. Для композитора Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

Учитель. - Так какой же музыкальный жанр появился благодаря содружеству музыки и мифической литературе?

Ученик. –ОПЕРА

Сл. 14. Учитель. Кто мне скажет, что называется оперой? 

Ученик. -Опера – большой музыкальный спектакль, в котором все актеры поют.

Сейчас мы услышим мелодию, которая в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Эта мелодия звучит много лет, но её и сегодня часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.

Учитель. Один из лучших ,самых лирических эпизодов оперы является «Жалоба Эвридики» .

Давайте послушаем этот фрагмент и попытаемся понять, о чем он, что необычного в звучании этого фрагмента? Слайд

(Прослушивание  «Жалоба Эвридики» (К. В. Глюк.)

Учитель. Какие эмоции у вас вызвала эта музыка.(грусть ,печаль)?

Учитель. Так с помощью чего вы услышали печаль и грусть ? мелодии

Учитель. О чем рассказывает мелодия?(Опишите характер музыки. (мелодия тихая, струящаяся, легкая, нежная и прозрачная. Слышны стоны и жалобы Эвридики. Она не понимает, почему любимый муж не хочет на нее взглянуть, почему теперь он так к ней относится? Поэтому в музыке иногда слышится драматизм и отчаяние).

(Ответы учащихся.)

Учитель. Скажите, ария Эвридики прозвучала в вокальном

или инструментальном исполнении?


Учитель. Какой инструмент исполняет мелодию Эвридики? (флейта)

Учитель. Дайте объяснение, случайно ли то, что исполнение мелодии поручено флейте.

Учитель. (По своему характеру эта музыка близка к арии, а что такое ария?(сольное произведение с инструментальным сопровождением ), только поется она не голосом, а флейтой. )

Что такое Тембр?

Тембр флейты близок к человеческому голосу.

Учитель: Музыка настолько проникновенно и выразительно передаёт душевную скорбь о разлуке Эвридики с жизнью, природой, возлюбленным, что слова здесь излишни.

Учитель: Давайте вспомним эпиграф нашего урока.

Слайд 15.

« Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Вы согласны с великим поэтом Г. Гейне? (Да)

Учитель: Можно ли назвать музыку главным действующим лицом этого произведения?

Учащихся . Да.

Учитель: Этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание мифа.

Учитель: Образы Орфея и Эвридики живы и до сих пор, они волнуют наши души. Наполняют светом, чистотой и великой безграничной любовью наши сердца.

Учитель: - Ребята ! Вам нравится как заканчилась эта история в литературном варианте ?

Ученики. -Нет.

Учитель:- Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?

(Чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю.)

Учитель: Когда оперный жанр только начинал развиваться ,оперы заканчивались победой добра над злом, конец оперы носил светлый ,позитивный характер

- В оперном либретто автор решил изменить окончание ,чтобы ярче, красочнее подчеркнуть торжество любви, добра, и светлых сил. Счастливый конец был правилом оперы. 

Учитель. О чем рассказывает сюжет мифа?

Ученики.- Сюжет мифа повествует о талантливом певце Орфее, о волшебной силе его музыки , которая способна победить даже смерть. А также о преданной любви Орфея и Эвридики.

Учитель: Что же является главным героем мифа «Орфей и Эвридика»? 

Ученики.-МУЗЫКА

Учитель. - Какие два вида искусства тесно сотрудничают в мифе и в опере «Орфей и Эвридика?

Ученики.- Литература и музыка .

Учитель. - Литература – это искусство чего? слов, а слова, как известно, состоят из чего?…из звуков и, конечно же, из звуков создаётся Что? музыка. Так значит общее связующее звено у музыки и литературы - это что? Звук.

Учитель Вот в чем заключается связь музыки и литературы.

Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Учитель: - Ребята, Предлагаю поработать в группах(Обьединитесь )вы знаете, что в литературе и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Ваша задача распределить какие из них относятся к литературе, а какие к музыке?(Работа в группах),

балет, Сказка, увертюра, рассказ ,былина , романс, повесть , песня, басня , симфония, миф , соната, легенда , опера.

Проверяем! Я буду называть жанры ,а Вы карточку к какому виду искусства относится жанр.Если жанр относится к музыке ,значит поднимаете карточку МУЗЫКА, если к литературе , поднимаете карточку литература

Учитель

А теперь , давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы.

Учитель. - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение появится ?

Дети. (Песня, романс.)

Учитель. - А использование сюжета сказки, рассказа, повести, мифа какие создают композиторы музыкальные произведения? Дети. (Оперу, балет.)

Учитель. -Мы сейчас с вами выяснили, что без стихов нельзя написать, продолжите мою мысль, песню, романс, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы ярких интересных, замечательных сказок, рассказов ,былин, повестей, мифов т. д

Учитель. Итак, Ребята, ответьте на проблемный вопрос

Сл. 16. Музыка и литература – соперники или друзья?

Дети: Друзья. Слайд. 17.


Учитель. Правильно и вот мы окончательно разрушили все сомнения. и пришли к выводу .

Учитель. -

Музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Слайд.

В ы в о д: Такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение.

Домашнее задание. Нарисовать афишу к опере «Орфей и Эвридика», В учебнике на стр.116 прочитать о музыкальном сюжете в рассказе И. Тургенева «Певцы» из «Записок охотника».


Рефлексия Учитель. Ребята дополните предложения.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

я сегодня узнал(а),………

я сегодня запомнил(а), ………..

я сегодня удивилась (ся),…….


Учитель. Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому рождались такие музыкальные сюжеты в литературных произведениях. Они учат нас видеть прекрасное, приносить пользу миру, творить добро.

Песня: « Добро»ю или «Доброта»

- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

-Старались правильно отвечать на поставленные мною вопросы .

Оценки

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Думайте, чувствуйте, фантазируйте, анализируйте, – творите!!!

Музыка

Литера

Тура

Музыка

Литера

Тура

Музыка

Литера

Тура

Музыка

Литера

Тура


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Г.Гейне

Слайд 2

«Музыкальные сюжеты в литературе »

Слайд 3

Музыка и литература – соперники или друзья?

Слайд 4

Басня – выдумка, вымысел

Слайд 6

Квартет

Слайд 8

( Миф – это жанр Древнегреческой Слово «миф» - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы.

Слайд 14

Опера?

Слайд 15

«Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Г.Гейне

Слайд 16

Музыка и литература – соперники или друзья?

Слайд 17

Друзья

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Музыкальные сюжеты в литературе"

Презентация на уроке помогает учителю представить наглядный материал, портреты композиторов, текст песни. Сокращает время на объяснение домашнего задания....

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».

 На уроке применяются современные образовательные технологии:             Технология развивающего обучения (ТРО)....

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».

На уроке применяются современные образовательные технологии:             Технология развивающего обучения (ТРО)....

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....

Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс

Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс...