Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 244.49 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 218.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Музыкальная фактура. Полифония"
Разделы: Музыка
Цель урока:
- Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке
- Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения
- Воспитательная: возбудить интерес к органной музыке И.С. Баха, к анализу музыкальной фактуры
Задачи:
- Сформировать представление о понятиях полифония, фактура, фуга
- Познакомить с органным звучанием
- Развивать умение работать с нотным текстом
- Научить вслушиваться в музыкальную ткань и находить особенности музыкальной фактуры
Дидактическое обеспечение:
- Фонограмма произведений И.С.Баха-"Фуга ре минор", "Фуга до минор"
- Портрет И.С.Баха
- Различные виды ткани
- Клубок ниток
- Нотные примеры
- Таблица характеристик
- Текст песни
Техническое обеспечение:
- Фортепиано
- Компьютер
- Проектор
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие детей, представление.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Музыкальное произведение.... Как их много, и как они разнообразны! Но все они "живут" по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?
Дети: Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать:.
Учитель: А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом- мы её будем вязать, создадим музыкальную ткань.
Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают.
Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения.
Ученик: Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.
Ученик №2 описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.
Новый материал.
Учитель: Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.
Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики. Приложение 1.
Звучит фрагмент "Фуга ре минор" И.С.Баха.
Учитель: Какой образ вы услышали?
Дети: серьёзный, тяжёлый, задумчивый, строгий:
Учитель: если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало?
Дети: плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.
Учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь из учеников, музыку какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал (Иоганн Себастьян Бах и орган)
Учитель: Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху "барокко", этот художественный стиль означает "причудливый".
Сл. 1. Демонстрируются слайды с портретом И.С.Баха,органом.
Учитель: Иоганн Себастьян Бах работал в церкви органистам и к каждой службе писал новое сочинение. Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку размышляли, думали: Как вы считает, о чём?
Дети: о вере, о жизни, о себе:.
Учитель: такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью?
Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает на такие размышления, звучит много музыкальных тем, много голосов.
Многоголосие - как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется
сл. 2. полифония.
4. Закрепление знаний.
Давайте посмотрим, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном) произведении.
Учитель просит открыть конверт №1 в котором дети находят изображение
Этот человечек один, и мы можем услышать только один голос. В фуге Баха также есть звучание одной музыкальной темы.
Учитель исполняет тему.
Перед вами - ноты произведения, фуги Баха. Приклейте это изображение в ноты там, где мы видим один голос, одну музыкальную тему.
Сл. 4. Конверт №2- изображение
Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор.
Исполняется фрагмент.
В презентации показывается выполнение задания.
Конверт №3 - изображение
Человечки держатся за руки ,значит они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно.
Исполнение и выполнение задания.
Учитель: Сколько голосов мы здесь услышали и увидели?
Дети: несколько, три.
Учитель: чем они отличаются?
Дети: Своим характером -более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.
Учитель: это одноголосное произведение или многоголосное?
Дети: многоголосное.
Учитель: Как называется многоголосная музыкальная ткань?
Дети: полифония.
Подведение итогов, рефлексия.
Звучит фуга Баха до минор, дети становятся в круг.
Учитель:
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!
Сейчас совершится таинство создания музыкальной ткани. Как я говорила в начале урока, мы её свяжем, сплетём из клубка нити.
Клубок нити передаётся от ребёнка к ребёнку, нитки удерживаются в руках, таким образом создаётся переплетение. Чтобы клубок ниток не передавался только соседу (как правило друг или подруга)-учитель регулирует передачу клубка вопросами типа: "С кем бы ты успешно провёл диалог?", "С кем ты иногда можешь поспорить?", "Кто любит размышлять в одиночестве?" и т.п.
Учитель: теперь посмотрим на ткань, которая у нас получилась. Что можно о неё сказать?
Нити переплелись, получилась определённая фактура ткани- не ровная, не гладкая, а состоящая из нескольких слоёв, разные цвета нити то соединяются, то идут параллельно, то расходятся.
Вот так и выглядит полифоническая фактура, музыкальная ткань многоголосия.
Ребята, у Баха была большая дружная семья. Можно сказать, что его семья полифоническая, т.е. многоголосная. А чтобы в семье был мир и лад- необходимо уметь слушать и слышать друг друга, вести диалог. Вы сейчас оказались сплетены узами музыки и, надеюсь, станете большой семьёй друзей и одноклассников. И, собираясь вместе, вы всегда сможете сказать: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Учитель приглашает детей к инструменту и исполняется песня "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" О.Митяева.
Благодарит детей за урок, отмечает детей, наиболее активных на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полифония
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....