Конспект урока «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект урока «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 23.39 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 352.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель: Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!!!
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, и надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и деятельны, и сумеете решить все поставленные цели и задачи!
Внимание на проектор. (Включить проектор) Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». Ребята, давайте вместе определим цели урока.
1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ с музыкальным произведением зарубежного композитора Ж. Бизе темой Кармен из увертюры к опере «Кармен»
2. ПОВТОРИТЬ понятия: ГАРМОНИЯ, ОПЕРА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ анализировать музыкальное произведение, определять музыкально-выразительные средства; умения и навыки музыкально-песенной деятельности.
4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ, т.е., сделать вывод… ( выключить проектор)
Учитель: послушайте, пожалуйста, критерии оценки вашей деятельности на уроке. 1 балл за активное участие в беседе, 1 балл за правильность определения музыкальных средств выразительности в работе группы, 1 балл за решение дополнительных вопросов при определении средств выразительности произведения у другой группы и решении дополнительных вопросов в ходе беседы; вокально-исполнительские способности оцениваются в 2 балла, из них 2 балла за чистоту звучания, правильность интонирования, звуковедения при исполнении музыкальных распевок и исполнения песни.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА
Учитель: Одна из целей нашего урока повторить изученные понятия. Давайте вспомним, какое значение имеет это слово еще с древности? Верно, это красота, состояние души человека. Какое основное свойство выражает это слово в музыке? Правильно, это благозвучие, т.е,, порядок в царстве звуков, аккордов и ладов. Вспомним древнегреческий миф.
Учитель: Чьим ребенком была Гармония, когда соединились в равновесие коварная и разрушительная сила с вечно юной силой жизни и любви? Да, это была дочь Бога войны и раздора Ареса и богини любви Афродиты. Гармония достигается только в развитии, борьбе, становлении.
Учитель: Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии? Конечно же, это мажорный и минорный лад. Мы помним, что если бы существовал только один из этих ладов, то гармонии не было бы.
Каждая эпоха оставляет свой след в создании творческих образов. Эти образы живут в разных жанрах искусств. Нам хорошо знакомы образы в произведениях русских и зарубежных классиков литературы, балета, оперы.
Сл. 1. Вспомним, что такое опера? ( включает проектор)
Учитель: Верно, опера с итальянского языка обозначает сочинение. Опера - это вид музыкально - драматического произведения, основанного на гармоничном сочетании музыки, слова и сценического действия. Это определение мы изучали с вами ранее, но давайте еще раз запишем его.
( Работа в тетради)
Учитель: вы писали, и, конечно же, устали
Мы немножко отдохнем и опять урок начнем.
Учитель: Молодцы, быстро справились с заданием. Продолжим урок.
Сл. 2. Учитель:- Каким музыкальным эпизодом начинаются все оперы?
( Увертюрой)
- Что композиторы хотят показать музыкой увертюры? (Правильно, события и образы героев всей оперы).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: Среди ярких образов XIX века является образ прелестной и непредсказуемой цыганки Кармен из новеллы французского писателя Проспера Мериме и оперы французского композитора XIX века Жоржа Бизе «Кармен».
Сл. 3.
Учитель: Посмотрите на неудержимую, непредсказуемую красавицу Кармен у которой даже во фрагменте танца проявляется ритмичность и мелодичность.
Сл. 4. Испанский художник Э. Мане посвятил картину главной исполнительнице роли Кармен Эмилии Амбр. Посмотрите на ее портрет.Сравните их.
-Что вы можете заметить в личности Кармен общего между двямя этими образами? Да, можно отметить красоту, независимость, уверенность в себе. Традиционно девушки этой страны носят цветок в волосах, что отражено на первом и втором портрете.
Сл. 5. Поэт XIX века в своем цикле «Кармен» признавался о непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки. (Читает стихотворение Александра Блока)
«Бушует снежная весна,
Я отвожу глаза от книги…
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгяд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне…
А голос пел: «Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь».
Учитель: - Какой предстает Кармен в стихотворении А. Блока?
Сл. 6. Посмотрите, пожалуйста, еще на одну иллюстрацию, где мы видим не только образ Кармен, но ее возлюбленного Хозе, который из-за любви к Кармен потерял все: невесту, мать, воинскую честь.
Сл. 7. Все эти чувства воплощены в музыке Ж. Бизе. Кто может показать портрет композитора у доски? Молодцы, не ошиблись.
Сл. 8. -Что вы можете сказать об увиденных образах героев? Можно ли сказать, что на рисунке мы чувствуем гармонию танца на лоне красивой природы и светского общества, где главный герой Хозе с восхищением любуется даром Кармен? Как вы считаете, как воспринимает светское общество танец цыганки Кармен? Как вы представляете мелодию, которую должны услышать, и которая связана с образом неповторимой Кармен.
Вопросы: Как вы думаете, что воплощает в себе музыка Ж. Бизе? Послушайте и понаблюдайте за ее звучанием.
ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА ( 2 мин. 32 сек.) темы Кармен из увертюры к опере «Кармен». (Выключает проектор)
Учитель: - В чем заключается смысл данной темы?
- С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?
- Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?
Музыка Ж. Бизе подчеркивает выразительность и яркость драмы.
Что такое драма? Правильно, это события, причиняющие страдания и переживания.
Как иначе называют это произведение? Верно, трагедия. А что такое трагедия?
Трагедия - это драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя.
Учитель: Так в чем заключен смысл музыкальной гармонии? Правильно, в двойственности, т.е., в ее способности передавать события или ситуации противоположного характера.
Учитель: (делит на 2 группы) и просит проанализировать музыку, найти основные музыкальные средства выразительности.
1 группа: определяет настроение в музыке 5-6 определений; характер, лад, темп,
2 группа: определяет динамику, регистр, штрихи, размер.
Обе группы определяют свое личное отношение к музыке.
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ № 23 СД диска.(2 мин. 32 сек.) Увертюра к опере «Кармен».
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ. (14 мин)
(Работа в группах по определению музыкальных средств выразительности произведения и его анализу).
Вопросы учителя определению музыкальных средств выразительности:
Какое настроение музыки? ( Как звучит музыка?)
Какой характер произведения? Лад? Темп? Размер? Динамика? Регистр? Штрихи? (Какое развитие музыки? Звучание, ребята, каких инструментов вы услышали?)
( прослушивание и просмотр «Тореадор»)
Разучивание песни. Г. Струве «Музыка» (включить проектор с текстом)
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ- (3 мин. 42 сек). Г. Струве. «Музыка».( см. приложение текста)
ПЕНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ( 3 мин. 46 сек.)
(Работа над разучиванием 1- го куплета)(2 мин.)- фронтально.
Работа в парах (Поочередное исполнение слов песни, т.е., определенной заданной музыкальной фразы 2 куплета. У каждой пары - своя музыкальна фраза). (2 мин).
V. ИТОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3 мин)
Учитель хвалит ребят, предоставляет выборочно парам оценить свою деятельность, дать самооценку. Учитель предлагает подвести итоги урока, сделать вывод, чему ребята научились на уроке и что нового узнали.
(Включить проектор)
ИТОГИ УРОКА:
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)…
БЫЛО ТРУДНО…
Я НАУЧИЛСЯ…(Я НАУЧИЛАСЬ)
УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ…
МЕНЯ УДИВИЛО…
Я ПОНЯЛ (А), ЧТО…
Учитель: - Как могут проявляться выразительные возможности музыкальной гармонии в опере? Подводит к мысли, что это способность передавать события или ситуации противоположного характера.
Домашнее задание: выучить песню наизусть.
Музыка
Музыка: Г. Струве Сл. И. Исаковой
- Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
2.Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится-
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
3.Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это - музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Увертюра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"
Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...
урок по изобразительному искусству "Выразительные возможности графических материалов"
На данном уроке дети впервые в этом учебном году обращаются к графическим материалам.Через урок обучающиеся должны понять, что возможности графики в создании художественного образа велики.Чтобы понять...
Авторский урок "Линия и её выразительные возможности"
Любое произведение искусства - живописи, музыки, или синтетических видов - несет в себе огромную эмоциональную, духовно-нравственную составляющую. Произведение искусства создаётся по законам драматург...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности", 2 класс
Цель урока: создать условия для формирования знаний у обучающихся о выразительных особенностях художественных материалов и их выразительных возможностях; изобразить с помощью художественных материалов...