Конспект урока «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx23.39 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx352.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель: Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех вас!!!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, и надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и деятельны, и сумеете решить все поставленные цели и задачи!

Внимание на проектор. (Включить проектор) Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». Ребята, давайте вместе определим цели урока.

1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ с музыкальным произведением зарубежного композитора Ж. Бизе темой Кармен из увертюры к опере «Кармен»

2. ПОВТОРИТЬ понятия: ГАРМОНИЯ, ОПЕРА

3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ анализировать музыкальное произведение, определять музыкально-выразительные средства; умения и навыки музыкально-песенной деятельности.

4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ, т.е., сделать вывод… ( выключить проектор)

Учитель: послушайте, пожалуйста, критерии оценки вашей деятельности на уроке. 1 балл за активное участие в беседе, 1 балл за правильность определения музыкальных средств выразительности в работе группы, 1 балл за решение дополнительных вопросов при определении средств выразительности произведения у другой группы и решении дополнительных вопросов в ходе беседы; вокально-исполнительские способности оцениваются в 2 балла, из них 2 балла за чистоту звучания, правильность интонирования, звуковедения при исполнении музыкальных распевок и исполнения песни.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА

Учитель: Одна из целей нашего урока повторить изученные понятия. Давайте вспомним, какое значение имеет это слово еще с древности? Верно, это красота, состояние души человека. Какое основное свойство выражает это слово в музыке? Правильно, это благозвучие, т.е,, порядок в царстве звуков, аккордов и ладов. Вспомним древнегреческий миф.

Учитель: Чьим ребенком была Гармония, когда соединились в равновесие коварная и разрушительная сила с вечно юной силой жизни и любви? Да, это была дочь Бога войны и раздора Ареса и богини любви Афродиты. Гармония достигается только в развитии, борьбе, становлении.

Учитель: Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии? Конечно же, это мажорный и минорный лад. Мы помним, что если бы существовал только один из этих ладов, то гармонии не было бы.

Каждая эпоха оставляет свой след в создании творческих образов. Эти образы живут в разных жанрах искусств. Нам хорошо знакомы образы в произведениях русских и зарубежных классиков литературы, балета, оперы.

Сл. 1. Вспомним, что такое опера? ( включает проектор)

Учитель: Верно, опера с итальянского языка обозначает сочинение. Опера - это вид музыкально - драматического произведения, основанного на гармоничном сочетании музыки, слова и сценического действия. Это определение мы изучали с вами ранее, но давайте еще раз запишем его.

Работа в тетради)

Учитель: вы писали, и, конечно же, устали

Мы немножко отдохнем и опять урок начнем.

Учитель: Молодцы, быстро справились с заданием. Продолжим урок.

Сл. 2. Учитель:- Каким музыкальным эпизодом начинаются все оперы?

Увертюрой)

- Что композиторы хотят показать музыкой увертюры? (Правильно, события и образы героев всей оперы).

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Учитель: Среди ярких образов XIX века является образ прелестной и непредсказуемой цыганки Кармен из новеллы французского писателя Проспера Мериме и оперы французского композитора XIX века Жоржа Бизе «Кармен».

Сл. 3.

Учитель: Посмотрите на неудержимую, непредсказуемую красавицу Кармен у которой даже во фрагменте танца проявляется ритмичность и мелодичность.

Сл. 4. Испанский художник Э. Мане посвятил картину главной исполнительнице роли Кармен Эмилии Амбр. Посмотрите на ее портрет.Сравните их.

-Что вы можете заметить в личности Кармен общего между двямя этими образами? Да, можно отметить красоту, независимость, уверенность в себе. Традиционно девушки этой страны носят цветок в волосах, что отражено на первом и втором портрете.

Сл. 5. Поэт XIX века в своем цикле «Кармен» признавался о непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки. (Читает стихотворение Александра Блока)

«Бушует снежная весна,

Я отвожу глаза от книги…

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгяд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне…

А голос пел: «Ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь».

Учитель: - Какой предстает Кармен в стихотворении А. Блока?

Сл. 6. Посмотрите, пожалуйста, еще на одну иллюстрацию, где мы видим не только образ Кармен, но ее возлюбленного Хозе, который из-за любви к Кармен потерял все: невесту, мать, воинскую честь.

Сл. 7. Все эти чувства воплощены в музыке Ж. Бизе. Кто может показать портрет композитора у доски? Молодцы, не ошиблись. 

Сл. 8. -Что вы можете сказать об увиденных образах героев? Можно ли сказать, что на рисунке мы чувствуем гармонию танца на лоне красивой природы и светского общества, где главный герой Хозе с восхищением любуется даром Кармен? Как вы считаете, как воспринимает светское общество танец цыганки Кармен? Как вы представляете мелодию, которую должны услышать, и которая связана с образом неповторимой Кармен.

Вопросы: Как вы думаете, что воплощает в себе музыка Ж. Бизе? Послушайте и понаблюдайте за ее звучанием.

ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА ( 2 мин. 32 сек.) темы Кармен из увертюры к опере «Кармен». (Выключает проектор)

Учитель: - В чем заключается смысл данной темы?

- С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?

- Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?

Музыка Ж. Бизе подчеркивает выразительность и яркость драмы.

Что такое драма? Правильно, это события, причиняющие страдания и переживания.

Как иначе называют это произведение? Верно, трагедия. А что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя.

Учитель: Так в чем заключен смысл музыкальной гармонии? Правильно, в двойственности, т.е., в ее способности передавать события или ситуации противоположного характера.

Учитель: (делит на 2 группы) и просит проанализировать музыку, найти основные музыкальные средства выразительности.

1 группа: определяет настроение в музыке 5-6 определений; характер, лад, темп,

2 группа: определяет динамику, регистр, штрихи, размер.

Обе группы определяют свое личное отношение к музыке.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ № 23 СД диска.(2 мин. 32 сек.) Увертюра к опере «Кармен».

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ. (14 мин)

(Работа в группах по определению музыкальных средств выразительности произведения и его анализу).

Вопросы учителя определению музыкальных средств выразительности:

Какое настроение музыки? ( Как звучит музыка?)

Какой характер произведения? Лад? Темп? Размер? Динамика? Регистр? Штрихи? (Какое развитие музыки? Звучание, ребята, каких инструментов вы услышали?)

( прослушивание и просмотр «Тореадор»)

Разучивание песни. Г. Струве «Музыка» (включить проектор с текстом)

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ- (3 мин. 42 сек). Г. Струве. «Музыка».( см. приложение текста)

ПЕНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ( 3 мин. 46 сек.)

(Работа над разучиванием 1- го куплета)(2 мин.)- фронтально.

Работа в парах (Поочередное исполнение слов песни, т.е., определенной заданной музыкальной фразы 2 куплета. У каждой пары - своя музыкальна фраза). (2 мин).

V. ИТОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3 мин)

Учитель хвалит ребят, предоставляет выборочно парам оценить свою деятельность, дать самооценку. Учитель предлагает подвести итоги урока, сделать вывод, чему ребята научились на уроке и что нового узнали.

(Включить проектор)

ИТОГИ УРОКА:

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)…

БЫЛО ТРУДНО…

Я НАУЧИЛСЯ…(Я НАУЧИЛАСЬ)

УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ…

МЕНЯ УДИВИЛО…

Я ПОНЯЛ (А), ЧТО…

Учитель: - Как могут проявляться выразительные возможности музыкальной гармонии в опере? Подводит к мысли, что это способность передавать события или ситуации противоположного характера.

Домашнее задание: выучить песню наизусть.

Музыка

Музыка: Г. Струве Сл. И. Исаковой

  1. Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

2.Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе хмурится-

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

3.Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это - музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опера

Слайд 2

Увертюра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

урок по изобразительному искусству "Выразительные возможности графических материалов"

На данном уроке дети впервые в этом учебном году обращаются к графическим материалам.Через урок обучающиеся должны понять, что возможности графики в создании художественного образа велики.Чтобы понять...

Авторский урок "Линия и её выразительные возможности"

Любое произведение искусства - живописи, музыки, или синтетических видов - несет в себе огромную эмоциональную, духовно-нравственную составляющую. Произведение искусства создаётся по законам драматург...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности", 2 класс

Цель урока: создать условия для формирования знаний у обучающихся о выразительных особенностях художественных материалов и их выразительных возможностях; изобразить с помощью художественных материалов...