ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация метода духовного анализа музыки В.В.Медушевского на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"
презентация к уроку по музыке
Духовность – не знания, не навыки решения задач,
а способность мировоззренчески полетного бытия.
Это движительная сила, устремляющая ввысь.
Сила многомерная и цельная.
В.В. Медушевский Внемлите ангельскому пению
Вячеслав Вячеславович Медушевский - исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыке.
Его фундаментальные исследования «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» (1976), «Интонационная форма музыки» (1993) и др. уже входят в золотой фонд не только российской, но и мировой музыкальной науки.
Если знакомиться с трудами В.В.Медушевского в соответствии с хронологией, можно стать свидетелем процесса духовных поисков ученого, закономерно приведших его к формированию православного мировоззрения.
С 1990-х гг. главной темой научных исследований Медушевского становится духовная красота музыки и культуры, религиозная природа музыкального слуха, христианская антропология музыки.
Медушевский работает над темой «Духовно-нравственный анализ музыки». Проблемам музыкальной педагогики, психологии и антропологии музыки посвящена его книга «Внемлите ангельскому пению» (2000).
Он также разрабатывает концепцию школьного образования и социальной педагогики, выступает перед детьми, стараясь раскрыть им духовный смысл и красоту серьезной музыки в целом, русской и зарубежной музыки, эпохальных и индивидуальных стилей.
Вячеслав Вячеславович родился в г. Москве.
В 1958 г. окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу скрипки, в 1963 г. – теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, а в 1966 г. – аспирантуру.
Учился у С. С. Скребкова. Кандидатская диссертация «Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя» защищена в Московской консерватории в 1971 г.
В 1980-х гг. научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории Московской консерватории, в 1988-1990 гг. – декан и председатель совета теоретико-композиторского факультета Московской консерватории.
В 1980-е гг.- председатель Всесоюзного учебно-методического совета по высшему музыкальному образованию при Министерстве культуры СССР.
Доктор искусствоведения (Московская консерватория, 1985). Заслуженный деятель искусств России (1995). Член Союза композиторов СССР (РФ). Музыковед, педагог. Автор свыше 100 работ по проблемам музыки и других видов искусств, истории культуры, общего музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preza_med.pptx | 81.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мысль святого подвижника ХХ века для многих становится все более ёмкой и очищенной (прозрачной) в осознании главного вектора направления Жизни человека и Культуры в такое трудное и прекрасное время – рубежного III тысячелетия. Музыковедение находится сейчас в передовой шеренге по анализу процесса «действительного исцеления разбалансированного Бытия» когда в условиях ещё не понятого большинством людей значения культуры, «необходим истинный духовный подъём, закономерное Преображение качественной энергетической структуры данного Бытия Единой Жизнью» Музыка и правильное отношение к её глубинной сути и есть святая святых существования человека, так и целительных звуков тайны его Жизни.
О тонкой правде «несказанной, благоуханной красоте музыки», о «тайне устроения музыкального звука», о проявленных через них духовных «живых силах души» говорит Вячеслав Вячеславович Медушевский , заслуженный деятель культуры Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Его подвижнически строгий и целенаправленный поиск смысла музыковедческой науки, источника воспитательных проявлений культуры и ее важнейшей отрасли – музыки зиждется на союзе философии, богословия, логики, лингвистики, психологии, смежных видов искусств, передовых открытий науки. 1 ) уточнение приоритетов духовного в музыкознании, в воспитании, предлагаемые В.В. Медушевским ; 2) выявление на примерах его публикаций целенаправленной подвижнической работы по возрождению интереса к постановке вопросов об истинных, глубинных целях культуры в целом и музыки в частности; 3) экспликация терминов, понятий, логических инструментов для музыковедческого анализа, которыми пользуется В. В. Медушевский .
«Молитва возносит в духовную реальность вне земного времени и пространства, освещая души и жизнь»; «В высокой музыке душевное всегда в той или иной мере осветлено тяготением к небесному»; «Мерой чистоты теории определяется красота самого искусства»; «…как сила света раздвигает пространство и умножает отчетливость видения.., так и в музыке: чем ближе к дивному свету, тем яснее высвечивает своеобразие красоты произведения»; «…в макромире музыки бесконечно малые исполнительские измерения обладают великой и специфической энергией: они развертывают духовные смыслы искусства в живой достоверности ощущений»; «Первое требование к интерпретации – взлет к источнику красоты. Предмет понимания – не произведение, как обычно думают, а просвечивающая в них беспредельная красота истины, явление славы Божией в мире. Сказанное относится и к педагогической интерпретации»
Какой мир, какой музыкой сердца зовется будущее? Только к красоте приходит Красота, к вдохновению – Вдохновение, к жизни – Жизнь . Обращается ли сердце музыковеда, преподавателя, исполнителя-интерпретатора в начальном импульсе своей работы к высшим категориям духовного знания, настраивает ли сознательно свой внутренний мир на вибрацию и регистры Высшего эталона гармонии? С . В. Рахманинов долго вынашивал допуск к духовным откровениям в «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощном бдении» П.И.Чайковского, приезжавшего в Киево-Печерскую лавру для Высшего благословения и совета, других композиторов, применяющих достойно опыт ответственности перед Высшей Жизнью, обучающей человечество. Таких примеров огромное количество, убеждающих в том, что музыкальная наука в своей методологии призвана освятить духовностью каждую ноту, паузу, черточку и точку, букву и слог, открыто признав, что нет в нашем мире ничего, кроме тонко проявленной Музыки небес – воспроизведенной совершенно или искаженно, и какая ответственность стоит за анализом этих понятий!
Душа – это качественная составляющая человека, которая через свое раскрытое сознание воспринимает Дух (информацию). Восприятие Духа зависит от степени раскрытия сознания на данный момент времени. Наукой интенсивно подтверждается приоритет духовного, практически необходимого не только в творческих процессах, но в обычной, простой деятельности. «Какая наука нужна музыкальной культуре?» – спросил в 1977 г. В. В. Медушевский . «методе музыковедения», «Музыковедение: проблемы духовности», ответил еще в 1987-88 гг. Вспоминаются слова А. Волохонского из известной песни «Город золотой»: «Кто любит – тот любим, кто светел – тот и свят, Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад…». В.В . Медушевский объясняет: «Для композитора образ-замысел – путеводная звезда, сияющая цель, направляющая поиски и обеспечивающая преемственность этапов сочинения. Так осуществляется и контроль за смысловым соответствием деталей целому в начальных эскизах и окончательной шлифовке…». И уточняет духовные корни этого процесса, фундаментальных в науке о музыке, удивительно наглядно сфокусировав их для современного мышления: «Если содержание и форма едины, и если нет готового содержания, вливающегося в форму, то как тогда мыслит человек в звуках?
«Интонационная форма музыки» и теория «парадоксальности звуковой формы музыки, осиянной смыслом, красотой, гармонией и радостью духовной жизни» продолжает пульсировать, совершенствоваться, проявляться в публичных выступлениях, отзывах на диссертации, многочисленных мастер- классах, печати. Настоящим откровением явились главы «О сущности музыки» и «Теоретическое постижение музыки». В них – обобщение предыдущего музыковедческого и философско-мировоззренческого опыта ученых-музыковедов, коллег по кафедре, лично самого автора исследования, а также по-современному необходимая методика с ясной программой. Например, «О постижении красоты», «Цели духовного анализа музыки», «Множественность трактовок и проблема адекватности». Дело жизни В.В.Медушевского воспринимается не просто важным, а насущно необходимым нравственным подвигом. В середине ХХ века появился системный труд И. Гарднера , в котором определена «особая область литургического музыковедения».
«Музыковедение: проблемы духовности ». « Может быть, вернёмся к истокам?» . Обратим внимание на центральную идею, восходящую к подлинным истокам нашей общей жизни на Земле и пониманию сущности музыки, методов её анализа и преподавания, в частности, духовного вектора музыкально-просветительской деятельности, которую непоколебимо поступательно освещает В.В.Медушевский . Привлекательны своим особым духовным ароматом понятия, определительные высказывания, термины, используемые музыковедом. Приведем некоторые: «музыкальный звук: тело, душа, дух», «интонационное слышание аналитических свойств», «живая континуальность звука», «тайна устроения музыкального звука», «духовные энергии звука», «тайные энергии звука», « умосозерцающее духовное я (мы) музыки», «интонация духовного «я» строится из самой тонкой материи сердечной мысли, из радости умного созерцания бытия», «без духовного субъекта невозможно искусство», « энергийно - смысловой подход в искусствоведении», «энергии духовного я», «пластические, интонационные, изобразительные знаки», «духовно-психологическое содержание мелодии», «мелодия – русло, через которое вливается в музыку жизнь. Оно пробивалось в течение тысячелетий», «чистая энергия протоинтонации », «интонационная подзарядка», «энергии тела, души, духа, вливаясь в высоту звука, превращают ее в тон, основу интонации», «в тоне обнаруживает себя диалектика основной триады», « одномоментность синкрезиса – анализа-синтеза образует феномен музыкального тона».
В. В. Медушевский предложил в качестве логичного инструмента духовного анализа музыки методику использования онто-семиотического прямоугольного треугольника: а) с вершинным принятием (так необходимым ныне) Духовного мира как источника всего сущего в Мироздании; б) человеческого постижения (покаянного, примиренного, благодарно познающего Истину и Её Красоту) – в прямом угле; в) и любой аспект как предмет анализа – символ, знак, понятие, событие, явление, образ и т.д. – в остром угле. Треугольник может иметь, по-видимому, и правостороннее, и левостороннее положения. Музыковед, анализируя музыкальные произведения разных стилей, особое внимание обращает на графику нисхождения вертикали от Духовного мира в человеческий. Для полноты ясности увиденного и глубоко прочувствованного процесса пластики движения приведем более пространный контекст: «…музыкальный звук – это Все, отразившееся в прозрачной капле музыки. Углубляясь до бесконечности в звук, мы обнаруживаем в нем космос, логос мироздания, социум, культуру, человека. В музыкальном звуке человек претворен весь, целиком, во всех подробностях – вплоть до сиюминутного состояния…Звук, как сказано, - голограмма Всего, следовательно, полнота мирочувствования . В звуковой интуиции – не чисто созерцательной, не безразличной, но энергийной ! – скрыты векторы любви, веры, надежды, приятия тайны в связи с глубинами бытия.
Практически не затронутыми в статье остались учебные программы и пособия, методические рекомендации и наброски, рукописи и выписки материалов из богословской и светской литературы, отзывы на диссертации и наброски, планирование, работа со студентами, выступления в стране и за рубежом, поездки в святые места Во всем ощущается действительно реализованная духовно-практическая работа во спасение: «Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная» ( Свт . Иоанн Златоуст). «Что есть культура? То, как усваивается истина человеком. А истина есть истина, и не судима культурой. Высшим судится низшее, небесным – земное, – и никак наоборот Всё зависит от расстановки акцентов» ( В.В.Медушевский ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Статья "Духовность в музыке", презентация к духовности. Открытый урок "Композитор - имя ему народ".
....
«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»
Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детейи подростков. Помогает им более широко взглянуть на о...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
Выступление на педагогическом совете. Раскрывает роль музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся школы....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"
1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...
Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».
В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....
Межпредметные связи на уроках музыки и церковного пения в 5-11 классах в 2019-2020 уч.году
Методические разработки уроков объединённых одной тематикой в разных классах по предмету Музыка и Церковное пение...