«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»
рабочая программа на тему
Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детей
и подростков. Помогает им более широко взглянуть на окружающий мир, постигнуть смысл человеческой жизни. Позволяет расширить круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, помогает дальнейшей социальной адаптации во взрослой жизни, развивает его интеллектуальный уровень. «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть» - писал русский поэт И.П.Крылов.
Духовная и церковная музыка должна выступать как форма познания мира
и себя самого, как средство эстетического и нравственного воспитания.
Учитывая особенности восприятия материала и физиологические особенности целесообразно выделить три уровня:
1-й уровень – отделение милосердия (5-10 лет)
Ввести детей в мир духовной музыки. На начальном уровне духовная музыка воспринимается детьми сама по себе, покрывая красотою мелодии.
2-й уровень – учебная группа (10-16 лет)
Познавательный уровень. Приобщение детей к новому для них пласту музыкальной культуры - духовной музыке, как к средству эстетического
и нравственного воспитания.
3-й уровень – реабилитационная группа (16лет и старше)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no2programma.docx | 57.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонением в умственном развитии № 1»
Комитета по социальной политике
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением ППМС совета приказом директора ДДИ №1
ДДИ №1 №_______ от ______2013г.
Протокол № _5__ Директор ДДИ №1
от __19.11.2013г.___ _____________В.Н.Асикритов
Авторская программа
дополнительного образования
«Музыкотерапия на основе духовной музыки
и церковного пения»
Автор-составитель:
Леонова Татьяна Борисовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
Программа
Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения
Пояснительная записка
Любому человеку, особенно ребёнку, общение очень необходимо, как дыхание для жизни.
Случается, что ребёнок рождается «особенным». Зачастую этот ребёнок попадает в специализированное учреждение. У таких детей и подростков другое, не такое как у нас восприятие окружающего мира. Оно больше основано на чувствах, эмоциях, подражании, нежели осмысления жизненных ситуаций.
Социальные контакты ограничены и вызывают испуг и неадекватное поведение, когда он сталкивается с чем-то новым и не очень понятным в этой жизни.
В этом случае недостаток его уровня коммуникабельности и общего развития оказываются его личной трагедией.
Православная церковь всегда помогала немощным и больным детям.
В дореволюционной царской России церковь окормляла таких «особенных» детей, создавались специальные приюты при монастырях, церквях.
Люди стремились к духовному совершенствованию, к добролюбию, к жизни
по заветам Божиим, по совести. Поэтому и страна Русь была сильной, и сила
её заключалась, в первую очередь, в духовной крепости ее боголюбивого народа.
Прошло много лет с тех пор, прошёл и кровавый богоборческий эксперимент над нашим народом – время попрания духовных и нравственных ценностей; страна и уровень жизни – всё пришло в упадок. Нам досталось время возрождения нации, возрождения России.
И очень важно опять не ошибиться в выборе нашего жизненного пути, пути с Богом, с чистой совестью.
Образ Божий в человеке - есть важнейшая черта человека. На нём запечатлён образ самого Творца. Подобно Богу человек может своей волей изменять окружающую среду. Образ Божий усматривается, преимущественно, в духовной природе человека (послание Иоанна гл.4;24 «Бог есть Дух». В возможности человека преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, в разумности человека, в свободе его совести, в творческих способностях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению.
Под подобием Божием, святые отцы понимали степень прояснённости образа Божия в человеке, зависящую от самого человека, от пути, который он выбирает, от того, следует ли он заповедям Божиим:
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» Евангелие
от Матфея (Мф гл.5:48), который открывает бесконечный путь
для совершенствования.
Само христианство есть некое подражание природе Божией.
Библейское учение об образе и подобии Божиим в человеке создает глубокую основу для взаимоотношения людей, для построения христианской этики.
Преподобный Нил Синайский (v век) говорит, что всякого человека следует почитать как «бога после Бога»: (Добротолюбие, т.2 стр.222).
А преподобный Серафим Саровский, наш русский святой, встречая любого человека, кланялся ему в ноги до земли и приветствовал словами:
«Христос Воскреси, Радость моя».
Мы возвращаемся к духовным истокам своего народа, к его вечным ценностям. В наше время важно не потерять человеческий облик в суете сложных событий жизни. Сохранить душевную теплоту, любовь и внимание к близкому человеку,
с любовью и милосердием относиться к больным и немощным людям, видеть истинный смысл бытия человека в этом мире и постигать всю его красоту
и гармонию – вот задачи во все времена проповедуемые христианством,
которые актуальны и сегодня.
Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детей
и подростков. Помогает им более широко взглянуть на окружающий мир, постигнуть смысл человеческой жизни. Позволяет расширить круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, помогает дальнейшей социальной адаптации во взрослой жизни, развивает его интеллектуальный уровень. «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть» - писал русский поэт И.П.Крылов.
Духовная и церковная музыка должна выступать как форма познания мира
и себя самого, как средство эстетического и нравственного воспитания.
Учитывая особенности восприятия материала и физиологические особенности целесообразно выделить три уровня:
1-й уровень – отделение милосердия (5-10 лет)
Ввести детей в мир духовной музыки. На начальном уровне духовная музыка воспринимается детьми сама по себе, покрывая красотою мелодии.
2-й уровень – учебная группа (10-16 лет)
Познавательный уровень. Приобщение детей к новому для них пласту музыкальной культуры - духовной музыке, как к средству эстетического
и нравственного воспитания.
3-й уровень – реабилитационная группа (16лет и старше)
Духовная музыка должна восприниматься уже как средство раскрытия канонического Богослужебного текста.
Продолжительность занятий:
1-й уровень -20-25 мин., 2-й уровень – 30-35 мин., 3-й уровень – 40-45 мин.
В каждом учебном году планируется 30-35 занятий из расчета одно занятие
в неделю, а так же возможность дополнительного изложения и закрепления материала во время Богослужений, пения в клиросном хоре, паломнических поездках, во время пребывания в православно-оздоровительном лагере, участия в концертах.
В младшей группе (1-й уровень) даётся лишь представление о духовной музыке, которое должно научить постепенно, настраиваться на внимательное слушание, внутреннюю собранность. Пение педагога основных молитв настраивает детей
на главные образы в духовной жизни – Бог, Богородица, Ангелы, свеча, церковь. В красивом и мягком исполнении духовных песнопений рождается спокойствие, добро, любовь.
В данной программе для детей 1-го уровня новому материалу отводится не всё занятие, а только небольшая часть её и на 6-8 занятиях проходит закрепление услышанного материала. Это, помогает ребёнку, находится в спокойном состоянии, быть внимательным и постепенным в изучении пространства вокруг себя (убранство храма, иконы, настенные росписи, картины природы).
В учебной группе 2-го уровня исполняется мелодичная музыка с духовным текстом, расслабляющая, на регулирование психоэмоционального состояния (колокольные звоны,
одноголосные православные песнопения, хоры, смешанные женские и мужские хоры). Пение основных молитв: Отче Наше, Богородице, Дево радуйся, Святый Боже, Аллилуия, песни духовного содержания, о природе, о добре.
Возможны различные варианты ознакомления воспитанников с духовной музыкой. Как спланировать занятие, на котором будет звучать церковная музыка? Лучше начать занятие сразу с прослушивания духовной музыки, настраивая детей на серьёзный тон беседы, или с рассказа, чтения Библии, а затем перейти к духовному пению. После чего дать детям послушать музыку и провести обобщающую беседу. Ненужно ставить отметки, но необходимо одобрять удачные ответы.
Постепенное умножение задач музыкотерапии приводит на 3-й уровень.
На этом реабилитационном уровне даётся акцент не только на раскрытие красоты и гармонии созданного мира, но и на духовно-нравственном воспитательном значении. В основе церковных песнопений лежит текст молитв и псалмов. Исполнение их должно, прежде всего, раскрыть смысл слова.
Основные направления этого уровня:
- разучивание песнопений Божественной Литургии;
- пение акапелла, участие в Богослужении;
- занятие вокалом, постановка голоса;
- исполнение классической музыки, романсов;
- постановка музыкальных спектаклей;
- прослушивание духовной музыки (с анализом произведения);
- создание творческих коллективов;
- создание клиросного хора;
- факультативные занятия;
- участие в православных праздниках.
Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных
и коррекционных целях. Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
«Пение, - говорит греческий монах Евфимий Зигатен, - имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение».
Церковное пение по содержанию песнопений, по мотивам по действию
на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения
и музыки. Оно, как и всякое другое церковное искусство: архитектура, святые иконы, культура и убранство наших православных храмов, своим исполнением должно вызывать благоговейные чувства у молящихся. Всё это способствует утешению страстей, душевному успокоению и искренней сердечной молитве.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением в медицине, психологии и педагогике, имеющим в своей основе два аспекта воздействия на человека:
- психосоматическое в процессе, которого осуществляется лечебное
воздействие на функции организма;
- психотерапевтическое – в процессе, которого с помощью музыки
осуществляется коррекция отклонений в личном развитии,
психоэмоциональном состоянии.
Во многих исследованиях по музыкотерапии проявляются следующие лечебные и коррекционные воздействия как:
- регулирующее психоэмоциональное состояние;
- повышение социальной активности;
- обеспечение, усвоение новых положительных установок и форм
поведения;
- коррекция коммуникативной функции;
- активизация творческих проявлений.
Для детей с нарушением зрения, речи, ДЦП, задержкою психического развития и умственной отсталостью применяется рецептивная (пассивная) музыкотерапия.
Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на
- моделирование эмоционального состояния;
- катарсис (очищение);
- выход посредством восприятия музыки из психотравмирующей ситуации.
Чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния,
ему необходимо сначала дать:
1) прослушать мелодии, созвучные его настроению;
2) затем постепенно сменить характер музыки, в соответствии с желаемой переменой.
Хорошо слушать музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.
Обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации
и «живое» исполнение.
Исследования показывают, что 8-10 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния ребёнка.
В данной программе широко используется активное включение ребёнка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вкалотерапия) или движения (кинезитерапия, т.е. танцтерапия, хореография) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребёнка, получающего возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма. Музыкотерапия помогает во всех её вариантах формировать у ребёнка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение.
Зарубежные представители данного направления (Г.Алвин., Г.Огтор, и др.) отмечают особую его значимость для использования в лечебных, коррекционных целях в работе с детьми с разными проблемами в развитии.
Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется
при интегративной музыкотерапии на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия:
– восприятие музыки в сочетании с цветом (цвета росписи храма, цвета икон, репродукции и т.д.);
- музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства, картины природы, фрески, витражи, а также изображение музыки в рисунке. Музыкоизотерапия способствует восстановлению первоначального, свойственного человеческому организму, энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.
Вокалотерапия.
Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией.
Вокалотерапия относится к активной музыкотерапии. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:
- Коррекция психоэмоционального состояния (Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин);
- Лечебно-оздоровительная направленность пения (В.С.Шушарджан, А.И.Попов, Е.В.Макаров)
Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается
на использовании системы активного классического вокального тренинга.
Цель – повышение резервных возможностей организма человека, коррекция нарушенных функций.
Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из
- специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов;
- из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека.
Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов долгожителей (И.С.Козловский, С.Я.Лемешев и др.)
В.С.Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает – в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а так же вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.
Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмального дыхания», как наиболее физиологичного, которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.
Песни жизнеутверждающего характера формируют в ребёнке такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни.
У человека с дисфункциями центральной нервной системы, гормональной, эндокринной и иммунной систем, наблюдается нехватка акустических характеристик жизнедеятельности организма, причём на всех уровнях клеточном, тканевом и т.д. «Живой» звук голоса, инструмента при записи на аудиокассету или диск теряет своё «живое» звучание и становится как бы линейным, а не объёмным. И не имеет такого воздействия на всё тело, как «живой» звук.
В этой связи с целью коррекции функционального состояния организма учёные предлагают использовать метод объёмно-акустической музыкальной терапии каноническими русскими песнопениями, духовной музыкой, некоторыми образцами классической музыки.
Метод объёмно-акустической музыкальной терапии разработан учёным В.А.Синкевичем в 1992 году.
Характеристика метода.
Метод объёмно-акустической музыкальной терапии является одним
из универсальных и экономически эффективных методов индивидуальной
и групповой реабилитации, в котором осуществляется объёмно-акустическое воздействие на всё тело человека.
Данный метод отличается от обычной практики музыкотерапии по следующим аспектам:
- Аудиозаписи воспроизводятся только через специальную акустическую систему.
- Во время прослушивания музыкальных записей акустическая волна воздействует на разных уровнях надподкорковом, околопороговом
- и подпороговом, причём не только на слуховой анализатор, но и на всё тело ребёнка.
- Во время сеанса индивидуальных или групповых занятий дети могут стоять или сидеть, но обязательно с открытыми глазами (чтобы избежать возможной индукции образов).
- Оптимальная длительность сеансов 25-30 минут, что соответствует фенменологии клеточных и организменных биоритмов.
Детям до 15 лет показаны 15-20-минутные сеансы в положении стоя или сидя. При этом дети могут рисовать, рассматривать изобразительный материал в любом виде, заниматься мелкомоторной ручной деятельностью.
Любая классическая музыка несё в себе сильный эмоциональный заряд. Психически процессы при музыкальном восприятии включают:
- память;
- внимание;
- эмоциональное переживание.
Поэтому перед проведением музыкотерапии необходимо определить отношение ребёнка в конкретный момент времени к тембру, диапазону того или иного музыкального инструмента, а также к тональности, ритму.
Больные, страдающие заболеванием нервной системы, отрицательно реагируют на звучание современной музыки, особенно рок-музыки. Но положительно реагируют на звуки арфы, одноголосые русские песнопения, христианские православные и григорианские мелодии.
В этих песнопениях нет ритма, свойственного классической и рок-музыки,
их звучание основано на смысловой ритмике текста, дыхания и тонального удлинения гласных звуков.
Следует так же учитывать опыт психо-терапевтической практики, что воздействие музыки инструментальной или голосовой через бытовые акустические системы в большинстве случаев не так эффективнен, как «живой» звук через использование акустической системы, которая формирует объёмное звуковое пространство.
Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской ценности. Для достижения этого человеку необходимо уметь оценивать жизнь нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью.
Данная программа предполагает изучение материала по основам православной культуры.
Цель: Помочь воспитаннику адаптироваться к современной жизни через познание смысла жизни, своего внутреннего мира. Познание Бога. Учиться делать правильный выбор в сложных ситуациях.
Основные задачи:
- Обучающая – уметь оценивать окружающий мир внешними нравственными категориями. Прививать навыки слушания и исполнения духовных песнопений.
- Коррекционно-развивающая – развить умение осознавать свои поступки перед людьми и собственной совестью. Развивать внимание к познанию самого себя и окружающего мира.
- Воспитательная – пробудить личность воспитанника через раскрытие и активизацию своего внутреннего потенциала на основе духовной культуры. Активизировать мыслительную деятельность. Способствовать развитию творческих способностей, физического совершенствования.
Ожидаемые результаты программы «Музыкотерапия на основе духовной музыки»
- Осуществление коррекции психоэмоционального состояния воспитанника. Стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями личности.
Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.
Прослушивание музыки стимулирует воспитанника к созданию собственного творения, так как сопряжено с эмоциональнообразной сферой.
Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит
в способности объединять людей и делать их чище, добрее, совершеннее, нравственнее.
Программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» авторская.
Основной задачей, которой является профилактика негативных последствий «особых детей» и сиротства. Приобщение их к духовным и культурным ценностям, с целью формирования знаний и нравственных убеждений о ценности человеческой личности и ответственности за свою жизнь.
Учебно-тематический план по музыкотерапии I-го уровня
(1 час в неделю)
№ | раздел | тема | кол-во часов |
1. 2. 3. 4 5. 6. 7. | Слушание музыки Звуки природы Знакомство с духовной музыкой Классическая музыка Вокалотерапия Духовные песни (аудио записи) Активная музыкотерапия Закрепление | Звуки природы. Журчанье ручейка. Шум дождя. Шум морского прибоя. Водопад. Пение птиц. Ектении: Богородице, Дево радуйся, Святый Боже, Аллилуия. Лютневая музыка XVI-XVIIв. Звуки арфы. Полонез Огинского. Детский альбом П.И.Чайковского. Песнопения: «Ангелы в небе», «Маленькие свечи», «Рождество Христово», «Ангел прилетел», «Динь-дон», «Весёлый звон» в исполнении педагога. Качини –«Аве Мария», Богородице, «Ксения Блаженная». Игра с Ангелом. Игра на шумовых инструментах: колокольчик, металлофон, треугольник. Повторное слушание знакомых мелодий. Подпевание, игра на шумовых инструментах. Участие в Богослужении. Открытое занятие. | 5 4 5 6 5 5 5 |
Учебно-тематический план по музыкотерапии II-го уровня
(2 часа в неделю)
№ | раздел | тема | кол-во часов | |
I | Слушание музыки
| Звуки природы Софийские звоны – колокольные звоны г.Новгорода. Церковные песнопения Божественной Литургии. Всенощное Бдения (в исполнении хора Троице- Сергиевой Лавры, духовной Академии Александро-Невской Лавры). Духовные песни монахинь Свято-Иоановского ставропигиального женского монастыря. Качини –«Аве Мария» Церковные песнопения. Песни духовного содержания в исполнении педагога. Древнерусские распевы. И.С.Бах – хоральная прелюдия. Органные произведения. Гендель – концерты для органа. Лютневая музыка XVI-XVIIв. Произведения русских композиторов. | 8 8 | |
II | Пение
| Божественная Литургия, Основные молитвы: Отче Наше, Богородице, Дево радуйся, Святый Боже, Аллилуия. Рождественские колядки: «Рождество Христово- Ангел прилетел», «Ангелы в небе» и др.. «Воскресенье вербное», «Слышу голос из прекрасного далёко», «Дорога добра», «Как прекрасен этот мир». «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», «Вечерний звон» и др. | 4 8 6 | |
III | Активная музыкотерапия | Хороводы. Игра на шумовых инструментах. Аккомпанирование. | ||
IV | Рисуем музыку Как прекрасен этот мир | Звуки природы. Картины природы. Журчанье ручейка. Шум дождя. Пение птиц. | 10 | |
V | Посещение Богослужений | Домовая церковь. Пристольный праздник. Праздник Рождества Христова. Пасха. | 8 | |
VI | Основы православной культуры |
Я и Бог.
| 10 | |
VII | Итоговые занятия | Открытые уроки. Паломнические поездки. Праздники. Концерты. | 10 |
Учебно-тематический план по музыкотерапии III-го уровня
(6 часа в неделю)
Ансамбль духовного пения «Вдохновение»
№ | раздел | тема | кол-во часов | |
I | Слушание музыки
акустическая музыкальная терапия) | Церковные песнопения Божественной Литургии. Софийские звоны – колокольные звоны г.Новгорода. Церковные песнопения (в исполнении хора Троице- Сергиевой Лавры, духовной Академии Александро-Невской Лавры). Духовные песни Свято-Иоановского ставропигиального женского монастыря, Почаевской Лавры. И.С.Бах – органные прелюдия. Органные произведения. Гендель – концерты для органа. Лютневая музыка XVI-XVIIв. Произведения русских композиторов. | 20 10 | |
II | Вокалотерапия
пение. Акапела .
| Упражнения на разучивание певческого дыхания и вокальную постановку голоса. Разучивание песнопений: Антифоны литургии – «Херувимская песнь», «Свете тихий». Тропари праздников. Рождественские колядки. Прослушивание песен в исполнении В.Малышева «Ксения Блаженная», «Богородице», «Мира Заступница» Баллады, романсы в исполнении Е.Смоляниновой, Ж.Бичевской, иероманаха Романа | 36 36 | |
III | Основы православной культуры | 1.О сотворении мира. Бог и мы. 2.Ангельский мир. Мои именины. 3.Ветхозаветные пророк. Симеон Богоприимец. 4.Рождественский пост. 5.Житие Св.Бл.Ксении Петербургской. 6.Господня Пасха! | 36 | |
IV | Участие в Божественной Литургии | Пение на клиросе. Чтение молитв. | 12 | |
V | Активная музыкотерапия. Постановка музыкальных спектаклей. | Творческая работа по созданию спектаклей: - Вифлиемская ночь (Рождественский спектакль); - Чудо исцеления (Пасхальный спектакль). | 30 | |
VI | Паломнические поездки | Православный лагерь «Чайка» (зимние и летние поездки во время каникул). Посещение святых мест г.Санкт-Петербурга, Псково-Печерский, Александра Свирского, Валдайского монастырей. | 18 | |
VII | Участие в православных концертах | - День учителя; - День инвалидов; - Фестивали - «Благовест», «Пасхальная радость»; - Рождественские концерты с участием воскресной школы Новодевичьего монастыря. | 18 |
Ансамбль духовного пения «Вдохновение»
(III-й уровень музыкотерапии)
Программное содержание
№ | тема | содержание | кол. час | формы | методы | ||
1 | Введение «О сотворении мира. Бог и мы» | Повторение знаний о сотворении мира. Чтение Библии (просмотр икон и репродукций) | 6 | коллективная | Словесные методы, рассказ, беседа, объяснение, наглядные методы | ||
2 | Церковное пение | Закрепление знаний о Божественной Литургии. Слушание духовных песнопений Святый Боже, Аллилуия, Херувимская песнь. Работа по партиям. | 62 | коллективная, общая распевка, исполнение хором | рассказ, беседа, объяснение, практический показ мелодии песнопений педагогом | ||
3 | Вокалотерапия | Упражнения на развитие певческого дыхания и вокальную постановку голоса | 10 | индивидуальная, во время общехоровой работы | практический показ, упражнения на развитие слуха, дыхания, дикции. | ||
4 | Концертная программа | Повторение песен из репертуара В.Малышева «Посвящение», «Сергий Преподобный», «Богородица», «Матушка Алипия», «Батюшка Серафим» и другие духовные хоровые песни. | 46 | ||||
5 | Ангельский мир. Мои именины. | День Ангела. Роль Ангелаов в творении Бога. Для чего даётся Ангел при крещении? Молитва об Ангеле-Хранителе. | 4 | коллективная, индивидуальная. Подготовка к проведению дня Ангела. Изготовление подарков, подготовка к поздравлению именинников | рассказ, беседа. Выпуск поздравительной газеты. | ||
6 | Божественная Литургия в домовой церкви | Пение на клиросе. Подпевание Ектений. Подготовка к исповеди и причастию. | 8 | коллективная, индивидуальная. | Божественная служба в домовом храме | ||
7 | Всенощное бдение | Знакомство с песнопениями Всенощного бдения «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Прослушивание этих песнопений в исполнении детского хора и смешанных хоров. | 14 | групповая. Разучивание и пропевание мелодий песнопений каждой партии отдельно: сопрано, альт, бас. | Практический показ голосом, дирижёрским жестом. Пение акапела и под инструмент. | ||
8 | Повторение песнопений Всенощного бдения | Прослушивание песнопений «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Разучивание по партиям. Вокальная работа, работа над текстом. | 10 | индивидуальная, групповая. Разучивание мелодий и текста. Паломнические поездки. | Объяснение, рассказ, беседа. Иллюстрации церковная утварь, убранст. храма. Контроль над правильностью выполнения задания. | ||
9 | Ветхозаветные пророки | Рассказы о Святом (пророк Симон Богоприимец.) | 4 | Чтение Евангелия. Просмотр фильма. | |||
10 | Подготовка к Рождеству Христову. | Вокальная работа: «Благослови, душе моя, Господа», «Херувимская», «Милость Мира», «Достойно есть». Пение Рождественских колядок и песен. Постановка спектакля «Вифлиемская ночь». | 24 | коллективное прослушивание. Разучивание под аккомпанемент. Индивидуальная работа над интонацией и текстом. Организация выездных концертов. | Практический метод контроля над правильностью выполнения задания, работа с учебным материалом. | ||
11 | Житие Св. Бл.Ксении Петербургской | Подготовка к престольному празднику | 4 | индивидуальная, групповая работа над разучиванием мелодии и текста по партиям. | рассказ, беседа, иллюстрации. | ||
12 | Подготовка к празднику Пасхи | Чтение Евангелия, повторение пасхальных песнопений, подготовка к открытому уроку. | 12 | Пение хором. Подготовка к поездке на фестиваль «Благовест» | |||
13 | Закрепление тем | Встречи с творческими коллективами, посещение выставок, экскурсии, паломнические поездки. | 12 |
Перечень учебно-методической литературы
- Основы православной культуры. Учебная программа для начальной
и основной школы (составители игумен Георгий (Шеступ), Е.П.Бельчикова, Л.Н.Булкина, М.В.Захарченко.) г.Самара СИПКРО, 2005г.
- Библия для детей. (составители протоирей Владимир Чугунов, Н.Н.Нооф, Родное пепелище, 2007г.
- Православные праздники. Литературно-музыкальный альманах (составитель Г.Левкодимов) М: Молодая гвардия, 2007г.
- Закон Божий для самых маленьких. «30 уроков Закона Божьего для детей 5-6 лет» составитель С.Коломзина, М: Паломник,2003г.
(по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II)
- Притчи старца Паисия для маленьких. Пересказ М.Алёшиной,
М: Молодая гвардия, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«История русского церковного пения».
«Основы православной культуры»«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» «Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗ...
: «История русского церковного пения».
«Основы православной культуры» «Есть сила благодатная...
Церковное пение 1-5 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Церковное пение" предназначена для учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы....
урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"
Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"
1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация метода духовного анализа музыки В.В.Медушевского на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"
Духовность – не знания, не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная.В.В. Медушевский...
Межпредметные связи на уроках музыки и церковного пения в 5-11 классах в 2019-2020 уч.году
Методические разработки уроков объединённых одной тематикой в разных классах по предмету Музыка и Церковное пение...