«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»
рабочая программа на тему

Леонова Татьяна Борисовна

   Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детей

и подростков. Помогает им более широко взглянуть на окружающий мир, постигнуть смысл человеческой жизни. Позволяет расширить круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, помогает дальнейшей социальной адаптации  во взрослой жизни, развивает его интеллектуальный уровень. «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть» - писал русский поэт И.П.Крылов.

   Духовная и церковная музыка должна выступать как форма познания мира

и себя самого, как средство эстетического и нравственного воспитания.

    Учитывая особенности восприятия материала и физиологические особенности целесообразно выделить три уровня:

1-й уровень – отделение милосердия  (5-10 лет)

   Ввести детей в мир духовной музыки. На начальном уровне духовная музыка  воспринимается детьми сама по себе, покрывая красотою мелодии.

2-й уровень – учебная группа  (10-16 лет)

   Познавательный уровень. Приобщение детей к новому для них пласту музыкальной культуры - духовной музыке, как к средству эстетического

и нравственного воспитания.

3-й уровень – реабилитационная группа (16лет и старше)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2programma.docx57.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонением в умственном развитии № 1»

Комитета по социальной политике

ПРИНЯТА                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

Решением ППМС совета                                                                      приказом директора ДДИ №1

ДДИ №1                                                                                                   №_______         от ______2013г.

Протокол № _5__                                                                                     Директор ДДИ №1

от __19.11.2013г.___                                                                                     _____________В.Н.Асикритов

Авторская программа

дополнительного образования

 «Музыкотерапия на основе духовной музыки

и церковного пения»

Автор-составитель:

Леонова Татьяна Борисовна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013

Программа

Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения

Пояснительная записка

   Любому человеку, особенно ребёнку, общение очень необходимо, как дыхание   для жизни.

   Случается, что ребёнок рождается «особенным». Зачастую этот ребёнок попадает в специализированное учреждение. У таких детей и подростков другое, не такое как у нас восприятие окружающего мира. Оно больше основано на чувствах, эмоциях, подражании, нежели осмысления жизненных ситуаций.

   Социальные контакты ограничены и вызывают испуг и неадекватное поведение, когда он сталкивается с чем-то новым и не очень понятным в этой жизни.

 В этом случае недостаток его уровня коммуникабельности и общего развития оказываются его личной трагедией.

   Православная церковь всегда помогала  немощным и больным детям.

В дореволюционной царской России церковь окормляла таких «особенных» детей, создавались специальные приюты при монастырях, церквях.

 Люди стремились к духовному совершенствованию, к добролюбию, к жизни

по заветам Божиим, по совести. Поэтому и страна Русь была сильной, и сила

её заключалась, в первую очередь, в духовной крепости ее боголюбивого народа.

   Прошло много лет с тех пор, прошёл и кровавый богоборческий эксперимент над нашим народом – время попрания духовных и нравственных ценностей; страна и уровень жизни – всё пришло в упадок. Нам досталось время возрождения нации, возрождения России.

И очень важно опять не ошибиться в выборе нашего жизненного пути, пути с Богом, с чистой совестью.

   Образ Божий в человеке - есть важнейшая черта человека. На нём запечатлён образ самого Творца. Подобно Богу человек может своей волей изменять окружающую среду. Образ Божий усматривается,  преимущественно,  в духовной природе человека (послание Иоанна гл.4;24 «Бог  есть Дух». В возможности человека преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, в разумности человека, в свободе его совести, в творческих способностях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению.

Под подобием Божием,  святые отцы понимали степень прояснённости образа Божия в человеке, зависящую от самого человека, от пути, который он выбирает, от того, следует ли он заповедям Божиим:

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» Евангелие

 от Матфея (Мф гл.5:48), который открывает бесконечный путь

для совершенствования.

Само христианство есть некое подражание природе Божией.

Библейское учение об образе и подобии Божиим в человеке создает глубокую основу для взаимоотношения  людей, для построения христианской этики.

Преподобный Нил Синайский (v век) говорит, что всякого человека следует почитать как «бога после Бога»: (Добротолюбие, т.2 стр.222).

 А преподобный Серафим Саровский, наш русский святой, встречая любого человека,  кланялся ему в ноги до земли и приветствовал словами:

«Христос Воскреси, Радость моя».

   Мы возвращаемся к духовным истокам своего народа, к его вечным ценностям. В наше время  важно не потерять человеческий облик в суете сложных событий жизни. Сохранить душевную теплоту, любовь и внимание к близкому человеку,

с любовью и милосердием относиться к больным и немощным людям, видеть истинный смысл бытия человека в этом мире и постигать всю его красоту

и гармонию – вот задачи во все времена проповедуемые христианством,

которые актуальны и сегодня.

   Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детей

и подростков. Помогает им более широко взглянуть на окружающий мир, постигнуть смысл человеческой жизни. Позволяет расширить круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, помогает дальнейшей социальной адаптации  во взрослой жизни, развивает его интеллектуальный уровень. «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть» - писал русский поэт И.П.Крылов.

   Духовная и церковная музыка должна выступать как форма познания мира

и себя самого, как средство эстетического и нравственного воспитания.

    Учитывая особенности восприятия материала и физиологические особенности целесообразно выделить три уровня:

1-й уровень – отделение милосердия  (5-10 лет)

   Ввести детей в мир духовной музыки. На начальном уровне духовная музыка  воспринимается детьми сама по себе, покрывая красотою мелодии.

2-й уровень – учебная группа  (10-16 лет)

   Познавательный уровень. Приобщение детей к новому для них пласту музыкальной культуры - духовной музыке, как к средству эстетического

и нравственного воспитания.

3-й уровень – реабилитационная группа (16лет и старше)

   Духовная музыка должна восприниматься уже как средство раскрытия канонического Богослужебного текста.

Продолжительность занятий:

1-й уровень -20-25 мин.,   2-й уровень – 30-35 мин.,   3-й уровень – 40-45 мин.

   В каждом учебном году планируется 30-35 занятий из расчета одно занятие

в неделю, а так же возможность дополнительного изложения и закрепления материала во время Богослужений, пения в клиросном хоре, паломнических поездках, во время пребывания в православно-оздоровительном лагере, участия в концертах.

В младшей группе (1-й уровень) даётся лишь представление о духовной музыке, которое должно научить постепенно, настраиваться на внимательное слушание, внутреннюю собранность. Пение педагога основных молитв настраивает детей

на главные образы в духовной жизни – Бог, Богородица, Ангелы, свеча, церковь. В красивом и мягком исполнении духовных песнопений рождается спокойствие, добро, любовь.

В данной программе для детей 1-го уровня новому материалу отводится не всё занятие, а только небольшая часть её и на 6-8 занятиях проходит закрепление услышанного материала. Это, помогает ребёнку, находится в спокойном состоянии, быть внимательным и постепенным в изучении пространства вокруг себя (убранство храма, иконы, настенные росписи, картины природы).

В учебной группе 2-го уровня исполняется мелодичная музыка с духовным текстом, расслабляющая, на регулирование психоэмоционального состояния (колокольные звоны,

одноголосные православные песнопения, хоры, смешанные женские и мужские хоры). Пение основных молитв: Отче Наше, Богородице, Дево радуйся, Святый Боже,  Аллилуия,  песни духовного содержания, о природе, о добре.

   Возможны различные варианты ознакомления воспитанников с духовной музыкой. Как спланировать занятие, на котором будет звучать церковная музыка? Лучше начать занятие сразу с прослушивания духовной музыки, настраивая детей на серьёзный  тон беседы, или с рассказа, чтения Библии, а затем перейти к духовному пению. После чего дать детям послушать музыку и провести обобщающую беседу. Ненужно ставить отметки, но необходимо одобрять удачные ответы.

   Постепенное умножение задач музыкотерапии приводит на 3-й уровень.

На этом реабилитационном уровне даётся акцент не только на раскрытие красоты и гармонии созданного мира, но и на духовно-нравственном воспитательном значении. В основе церковных песнопений лежит текст молитв и псалмов. Исполнение их должно, прежде всего, раскрыть смысл слова.

Основные направления этого уровня:

- разучивание песнопений Божественной Литургии;

- пение акапелла, участие в Богослужении;

- занятие вокалом, постановка голоса;

- исполнение классической музыки, романсов;

- постановка музыкальных спектаклей;

- прослушивание духовной музыки (с анализом произведения);

- создание творческих коллективов;

- создание клиросного хора;

- факультативные занятия;

- участие в православных праздниках.

      Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных

и коррекционных целях. Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

   «Пение, - говорит греческий монах Евфимий Зигатен, - имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение».

   Церковное пение по содержанию песнопений, по мотивам по действию

на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения

и музыки. Оно, как и всякое другое церковное искусство: архитектура, святые иконы, культура и убранство наших православных храмов, своим исполнением должно вызывать благоговейные чувства у молящихся. Всё  это способствует утешению страстей, душевному успокоению и искренней сердечной молитве.

   В настоящее время музыкотерапия является целым  психокоррекционным направлением в медицине, психологии и педагогике, имеющим в своей основе два аспекта воздействия на человека:

-   психосоматическое  в процессе, которого осуществляется лечебное  

    воздействие на функции организма;

-   психотерапевтическое – в процессе, которого с помощью музыки  

    осуществляется коррекция отклонений в личном развитии,    

    психоэмоциональном состоянии.

   Во многих исследованиях по музыкотерапии проявляются следующие лечебные и коррекционные воздействия как:

-       регулирующее психоэмоциональное состояние;

-       повышение социальной активности;

-       обеспечение, усвоение новых положительных установок и форм    

        поведения;

-       коррекция коммуникативной функции;

-       активизация творческих проявлений.

   Для детей с нарушением зрения, речи, ДЦП, задержкою психического развития и умственной отсталостью применяется рецептивная (пассивная) музыкотерапия.  

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии  направлены на

- моделирование эмоционального состояния;  

- катарсис (очищение);

- выход посредством восприятия музыки  из психотравмирующей ситуации.

     Чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния,

ему необходимо сначала  дать:

1) прослушать мелодии, созвучные его настроению;

2) затем постепенно сменить характер музыки, в соответствии с желаемой переменой.

   Хорошо слушать музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.

Обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации

и «живое» исполнение.

   Исследования показывают, что 8-10 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют получить значительное улучшение  психоэмоционального  состояния ребёнка.

   В данной программе широко используется активное включение ребёнка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вкалотерапия) или движения  (кинезитерапия, т.е. танцтерапия, хореография) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).

Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребёнка, получающего возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.  Музыкотерапия помогает во всех её вариантах формировать у ребёнка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение.

      Зарубежные представители данного направления  (Г.Алвин., Г.Огтор, и др.) отмечают особую его значимость для использования в лечебных, коррекционных целях в работе с детьми с разными проблемами в развитии.

   Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется

при интегративной музыкотерапии на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия:

– восприятие музыки в сочетании с цветом (цвета росписи храма, цвета икон, репродукции и т.д.);

- музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства, картины природы, фрески,  витражи,  а также изображение музыки в рисунке. Музыкоизотерапия способствует восстановлению первоначального, свойственного человеческому организму, энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.

Вокалотерапия.

   Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией.

Вокалотерапия относится к активной музыкотерапии. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния (Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин);
  2. Лечебно-оздоровительная направленность пения (В.С.Шушарджан,  А.И.Попов, Е.В.Макаров)

  Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается

на  использовании системы активного классического вокального тренинга.  

Цель – повышение резервных возможностей организма человека, коррекция нарушенных функций.

   Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из

- специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов;

- из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека.

   Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов долгожителей (И.С.Козловский, С.Я.Лемешев и др.)

В.С.Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает – в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а так же вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

   Коррекционное  лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам  нижнереберно-диафрагмального дыхания», как наиболее физиологичного, которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

   Песни жизнеутверждающего характера формируют в ребёнке такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни.

   У человека с дисфункциями центральной нервной системы, гормональной, эндокринной и иммунной систем, наблюдается нехватка акустических характеристик жизнедеятельности организма, причём на всех уровнях  клеточном, тканевом и т.д. «Живой»  звук голоса, инструмента при записи на аудиокассету  или диск теряет своё «живое» звучание и становится как бы линейным, а не объёмным. И  не имеет такого воздействия на всё тело, как «живой»  звук.

 В этой связи с целью коррекции функционального состояния организма  учёные предлагают использовать метод объёмно-акустической музыкальной терапии каноническими русскими песнопениями, духовной музыкой, некоторыми образцами классической музыки.  

Метод объёмно-акустической музыкальной терапии разработан учёным В.А.Синкевичем в 1992 году.

Характеристика метода.

Метод объёмно-акустической музыкальной терапии является одним

из универсальных и экономически эффективных методов индивидуальной

и групповой реабилитации,  в котором осуществляется объёмно-акустическое воздействие на всё тело человека.

Данный метод  отличается от обычной практики музыкотерапии по следующим аспектам:

  1. Аудиозаписи воспроизводятся только через специальную акустическую систему.
  2. Во время прослушивания музыкальных записей акустическая волна воздействует на разных уровнях надподкорковом, околопороговом
  3. и подпороговом, причём не только на слуховой анализатор, но и на всё тело ребёнка.
  4. Во время сеанса индивидуальных или групповых занятий дети могут стоять или сидеть, но обязательно с открытыми глазами (чтобы избежать возможной индукции образов).
  5. Оптимальная длительность сеансов 25-30 минут, что соответствует фенменологии  клеточных и организменных биоритмов.

Детям до 15 лет показаны 15-20-минутные сеансы в положении стоя или сидя. При этом дети могут рисовать, рассматривать изобразительный материал в любом виде, заниматься мелкомоторной ручной деятельностью.

   Любая классическая музыка несё в себе сильный эмоциональный заряд. Психически процессы при музыкальном восприятии включают:

- память;

- внимание;

- эмоциональное переживание.

Поэтому перед проведением музыкотерапии необходимо определить отношение ребёнка в конкретный момент времени к тембру, диапазону  того или иного музыкального инструмента, а также к тональности, ритму.

   Больные, страдающие заболеванием нервной системы, отрицательно реагируют на звучание современной музыки, особенно рок-музыки. Но положительно реагируют на звуки арфы,  одноголосые русские песнопения, христианские православные и григорианские мелодии.

   В этих песнопениях нет ритма, свойственного классической и рок-музыки,

их звучание основано на смысловой ритмике текста, дыхания и тонального  удлинения гласных звуков.

Следует так же учитывать опыт психо-терапевтической практики, что воздействие музыки инструментальной или голосовой через бытовые акустические системы в большинстве случаев не так эффективнен, как «живой» звук через использование акустической системы, которая формирует объёмное звуковое пространство.

    Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской ценности. Для достижения этого человеку необходимо уметь оценивать жизнь  нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью.

Данная программа предполагает изучение материала по основам православной культуры.

Цель:  Помочь воспитаннику адаптироваться к современной жизни через познание смысла жизни, своего внутреннего мира. Познание Бога. Учиться делать правильный выбор в сложных ситуациях.

Основные задачи:  

  1. Обучающая – уметь оценивать окружающий мир внешними нравственными категориями. Прививать навыки слушания и исполнения духовных песнопений.
  2. Коррекционно-развивающая – развить умение осознавать свои поступки перед людьми и собственной совестью. Развивать внимание к познанию самого себя и окружающего мира.
  3. Воспитательная – пробудить личность воспитанника через раскрытие и активизацию своего внутреннего потенциала на основе духовной культуры. Активизировать  мыслительную деятельность. Способствовать развитию творческих способностей, физического совершенствования.

Ожидаемые результаты программы «Музыкотерапия на основе духовной музыки»

  - Осуществление коррекции психоэмоционального состояния воспитанника. Стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями личности.

   Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.

   Прослушивание музыки стимулирует воспитанника к созданию собственного творения, так как сопряжено с эмоциональнообразной сферой.

Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит

в способности объединять людей и делать их чище, добрее, совершеннее, нравственнее.

Программа  «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» авторская.

Основной задачей,  которой является профилактика негативных последствий «особых детей» и сиротства. Приобщение их к духовным и культурным ценностям, с целью формирования знаний и нравственных убеждений о ценности человеческой личности и ответственности за свою жизнь.

Учебно-тематический план по музыкотерапии  I-го уровня

(1 час в неделю)

раздел

тема

кол-во часов

1.

2.

3.

4

5.

6.

7.

Слушание музыки

Звуки природы

Знакомство с духовной музыкой

Классическая музыка

Вокалотерапия

Духовные песни (аудио записи)

Активная музыкотерапия

Закрепление

Звуки природы. Журчанье ручейка. Шум дождя. Шум морского прибоя. Водопад. Пение птиц. 

Ектении:  Богородице, Дево радуйся,  Святый Боже,  Аллилуия.

Лютневая музыка XVI-XVIIв. Звуки арфы. Полонез Огинского. Детский альбом П.И.Чайковского.

Песнопения: «Ангелы в небе», «Маленькие свечи», «Рождество Христово», «Ангел прилетел», «Динь-дон», «Весёлый звон» в исполнении педагога.

Качини –«Аве Мария», Богородице, «Ксения Блаженная».

Игра с Ангелом. Игра на шумовых инструментах: колокольчик, металлофон, треугольник.

Повторное слушание знакомых мелодий. Подпевание, игра на шумовых инструментах. Участие в Богослужении. Открытое занятие.

5

4

5

6

5

5

5

Учебно-тематический план по музыкотерапии  II-го уровня

(2 часа в неделю)

раздел

тема

кол-во часов

I

Слушание музыки

  1. Духовная музыка

  1. «Живой звук»

Звуки природы

Софийские звоны – колокольные звоны  г.Новгорода.

Церковные песнопения Божественной Литургии.

Всенощное Бдения (в исполнении хора Троице- Сергиевой Лавры,  духовной Академии Александро-Невской Лавры).

Духовные песни монахинь Свято-Иоановского  ставропигиального  женского монастыря.

Качини –«Аве Мария»

Церковные песнопения. Песни духовного содержания в исполнении педагога.

Древнерусские распевы.

И.С.Бах – хоральная прелюдия. Органные произведения. Гендель – концерты для органа. Лютневая музыка XVI-XVIIв. Произведения русских композиторов.

8

8

II

Пение

  1. Церковное обиходное пение

  1. Современные песни

  1. Русские народные песни

Божественная Литургия, Основные молитвы: Отче Наше,  Богородице,

Дево радуйся,  Святый Боже,  Аллилуия. Рождественские колядки: «Рождество Христово- Ангел прилетел», «Ангелы в небе» и др..

 «Воскресенье вербное», «Слышу голос из прекрасного далёко», «Дорога добра», «Как прекрасен этот мир».

«Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», «Вечерний звон» и др.

4

8

6

III

Активная музыкотерапия

Хороводы. Игра на шумовых инструментах. Аккомпанирование.

IV

Рисуем музыку

Как прекрасен этот мир

Звуки природы. Картины природы. Журчанье ручейка. Шум дождя. Пение птиц.

10

V

Посещение Богослужений

Домовая церковь. Пристольный праздник. Праздник Рождества Христова. Пасха.

8

VI

Основы православной культуры

  1. О сотворении мира.

Я и Бог.

  1. Чтение молитв.
  2. Мир видимый и не видимый.  Кто такие ангелы?
  3. Что за чудо, Божий храм?
  4. «Отче Николае, моли Бога за нас» события из жизни святителя.
  5. Подготовка к Рождеству Христову. Подарки, песни.
  6. Беседа о жизни святой Блаженной Ксении Петербургской.
  7. Подготовка к Пасхе. Подарки, рисунки, поделки.

10

VII

Итоговые занятия

Открытые уроки. Паломнические поездки. Праздники. Концерты.

10

Учебно-тематический план по музыкотерапии  III-го уровня

(6 часа в неделю)

Ансамбль духовного пения «Вдохновение»

раздел

тема

кол-во часов

I

Слушание музыки

  1. Духовная музыка

  1. Классическая музыка. ОАМТ   (объёмно-  

      акустическая  

      музыкальная  

      терапия)

Церковные песнопения Божественной Литургии.

Софийские звоны – колокольные звоны  г.Новгорода.

Церковные песнопения (в исполнении хора Троице- Сергиевой Лавры,  духовной Академии Александро-Невской Лавры).

Духовные песни Свято-Иоановского  ставропигиального  женского монастыря, Почаевской Лавры.

И.С.Бах – органные  прелюдия. Органные произведения. Гендель – концерты для органа. Лютневая музыка XVI-XVIIв. Произведения русских композиторов.

20

10

II

Вокалотерапия

  1. Церковное    

           пение.      

          Акапела .

  1. Духовные  песни

Упражнения на разучивание певческого дыхания и вокальную постановку голоса. Разучивание песнопений: Антифоны литургии – «Херувимская песнь», «Свете тихий». Тропари праздников. Рождественские колядки. Прослушивание песен в исполнении В.Малышева «Ксения Блаженная», «Богородице», «Мира Заступница»

Баллады, романсы в исполнении Е.Смоляниновой, Ж.Бичевской, иероманаха Романа    

36

36

III

Основы православной культуры

1.О сотворении мира.

    Бог и мы.

2.Ангельский мир. Мои  

    именины.

3.Ветхозаветные пророк.  

    Симеон  Богоприимец.

4.Рождественский пост.

5.Житие Св.Бл.Ксении  

   Петербургской.

6.Господня Пасха!

36

IV

Участие в Божественной Литургии

Пение на клиросе. Чтение молитв.

12

V

Активная музыкотерапия. Постановка музыкальных спектаклей.

Творческая работа по созданию спектаклей:

- Вифлиемская ночь  

  (Рождественский спектакль);

- Чудо исцеления  (Пасхальный  

   спектакль).

30

VI

Паломнические поездки

Православный лагерь «Чайка» (зимние и летние поездки во время каникул). Посещение святых мест г.Санкт-Петербурга, Псково-Печерский, Александра Свирского, Валдайского монастырей.

18

VII

Участие в православных концертах

- День учителя;

- День инвалидов;

- Фестивали - «Благовест», 

    «Пасхальная радость»;

- Рождественские концерты с  

   участием воскресной школы  

   Новодевичьего монастыря.

18

Ансамбль духовного пения «Вдохновение»

(III-й  уровень музыкотерапии)

Программное содержание

тема

содержание

кол.

час

формы

методы

1

Введение

«О сотворении мира.

Бог и мы»

Повторение знаний о сотворении мира. Чтение Библии (просмотр икон и репродукций)

6

коллективная

Словесные методы, рассказ, беседа, объяснение, наглядные методы

2

Церковное пение

Закрепление знаний о Божественной Литургии. Слушание духовных песнопений Святый Боже,  Аллилуия,

Херувимская песнь. Работа по партиям.

62

коллективная,

общая распевка, исполнение хором

рассказ, беседа, объяснение, практический показ мелодии песнопений

педагогом

3

Вокалотерапия

Упражнения на развитие певческого дыхания и вокальную постановку голоса

10

индивидуальная,

во время общехоровой работы

практический показ, упражнения на развитие слуха, дыхания, дикции.

4

Концертная программа

Повторение песен из репертуара В.Малышева «Посвящение», «Сергий Преподобный», «Богородица», «Матушка Алипия», «Батюшка Серафим» и другие духовные хоровые песни.

46

5

Ангельский мир.

Мои именины.

День Ангела. Роль Ангелаов  в творении Бога. Для чего даётся Ангел при крещении? Молитва об Ангеле-Хранителе.

4

коллективная, индивидуальная.

Подготовка к проведению дня Ангела. Изготовление подарков, подготовка к поздравлению именинников

рассказ, беседа.

Выпуск поздравительной газеты.

6

Божественная Литургия в домовой церкви

Пение на клиросе. Подпевание Ектений. Подготовка к исповеди и причастию.

8

коллективная, индивидуальная.

Божественная служба в домовом храме

7

Всенощное бдение

Знакомство с песнопениями Всенощного бдения «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Прослушивание этих песнопений в исполнении детского хора и смешанных хоров.

14

групповая. Разучивание

и пропевание мелодий песнопений каждой партии отдельно: сопрано, альт, бас.

Практический показ голосом, дирижёрским жестом. Пение акапела и под инструмент.

8

Повторение песнопений Всенощного бдения

Прослушивание песнопений «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево радуйся». Разучивание по партиям. Вокальная

работа, работа над текстом.

10

индивидуальная, групповая. Разучивание мелодий и текста. Паломнические поездки.

Объяснение, рассказ, беседа.

Иллюстрации церковная утварь, убранст. храма.

Контроль над правильностью выполнения задания.

9

Ветхозаветные пророки

Рассказы о Святом (пророк Симон Богоприимец.)

4

Чтение Евангелия. Просмотр фильма.

10

Подготовка к Рождеству Христову.

Вокальная работа: «Благослови, душе моя, Господа», «Херувимская», «Милость Мира», «Достойно есть».

Пение Рождественских колядок и песен. Постановка спектакля «Вифлиемская ночь».

24

коллективное  прослушивание. Разучивание под аккомпанемент. Индивидуальная работа над интонацией

и текстом.

Организация выездных концертов.

Практический метод контроля над правильностью выполнения задания, работа с учебным материалом.

11

Житие  Св. Бл.Ксении

Петербургской

Подготовка к престольному празднику

4

индивидуальная, групповая работа над разучиванием мелодии и текста

по партиям.

рассказ, беседа,

иллюстрации.

12

Подготовка к празднику Пасхи

Чтение Евангелия, повторение пасхальных песнопений, подготовка к открытому уроку.

12

Пение хором.

Подготовка к поездке на фестиваль «Благовест»

13

Закрепление тем

Встречи с творческими коллективами, посещение выставок, экскурсии, паломнические поездки.

12

Перечень учебно-методической литературы

  1. Основы православной культуры.  Учебная программа для начальной

и основной школы  (составители  игумен Георгий (Шеступ), Е.П.Бельчикова, Л.Н.Булкина, М.В.Захарченко.) г.Самара СИПКРО, 2005г.

  1. Библия для детей.  (составители  протоирей Владимир Чугунов, Н.Н.Нооф,  Родное пепелище, 2007г.
  2. Православные праздники.   Литературно-музыкальный альманах  (составитель Г.Левкодимов)  М: Молодая гвардия, 2007г.
  3. Закон Божий для самых маленьких.   «30 уроков Закона Божьего для детей 5-6 лет»   составитель С.Коломзина,  М: Паломник,2003г.

(по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II)  

  1. Притчи старца Паисия для маленьких.  Пересказ М.Алёшиной, 

М: Молодая гвардия, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» «Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗ...

: «История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»  «Есть сила благодатная...

Церковное пение 1-5 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Церковное пение" предназначена для учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы....

урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"

Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация метода духовного анализа музыки В.В.Медушевского на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

Духовность – не знания, не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная.В.В. Медушевский...

Межпредметные связи на уроках музыки и церковного пения в 5-11 классах в 2019-2020 уч.году

Методические разработки уроков объединённых одной тематикой в разных классах по предмету Музыка и Церковное пение...