Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
материал по музыке на тему
Выступление на педагогическом совете. Раскрывает роль музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_duhovno-nravstvenno_razvitie_uchashchihsya_na_urokah_muzyki.docx | 24.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Духовно-нравственное
развитие и воспитание
учащихся на уроках музыки
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила учитель музыки и МХК,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Миронова Нина Викторовна
2014-2015 учебный год
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества: 1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание музыкой. 2.Активизация познавательной деятельности учащихся. 3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции. 4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков. Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами. Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны. Одна из проблем современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На моих уроках дети учатся самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках учащиеся переживают вместе чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед собой я ставила задачу обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ученика, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ученика посредством художественных произведений. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации. Поэтому я в своей работе использую литературно-музыкальные композиции с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов. Главная моя задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» учащихся в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации. Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать мне обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения. В педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации: – проблемная, – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы; – прогностическая, – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого); – конструктивная, – предполагает проектирование поведения в заданных условиях; – оценочная, – направлена на формирование и развитие навыков оценки; – аналитическая, – используется для анализа верных и ошибочных действий участников; – репродуктивная, – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. В этой работе в рамках курса внеурочной деятельности «Капельки» (1-4 классы) я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты или сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. В задачи уроков музыки, как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности. Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности. |
Проект решения педагогического совета
Активнее формировать у учащихся нравственные ориентиры, обогащать их нравственный опыт путем внедрения более продуктивных педагогических технологий. Развивать способности целостного, гармоничного восприятия действительности, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы, обогащать знаниями, стимулировать положительные мотивации. Уделить больше внимания метапредметному подходу, интеграции знаний из разных образовательных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки
Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки...
Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений в наше время. Вот почему концепция ФГОС 2 поколения ...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоцион...