Статья "Духовность в музыке", презентация к духовности. Открытый урок "Композитор - имя ему народ".
материал по музыке по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kompoz-imya_emu_narod.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ (УРОК)

«КОМПОЗИТОР – ИМЯ ЕМУ НАРОД»

      Щерба Светлана Владимировна, учитель музыки МАОУ «Лицей №5»  г.Губкина                                                               Белгородской области

 Предмет: музыка.

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: класс.

Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Цели:

Личностные

Чувство любви и гордости к своей Родине, русскому народу, истории России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора и народной музыки;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии культур, народов и народной музыки;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.

Предметные:

Формирование общего представления о музыкальной картине мира, основ музыкальной культуры на материалк народной музыки;

Развитие художественного  восприятия, умения оценивать музыкальные  

произведения русского народа, размышлять о музыке как

способе выражения духовных переживаний человека

Осознанно относиться, исследовать и различать различные приёмы развития в народной музыке: повторы, вариационность, контраст, импровизация, подголосочная и имитационная структура;

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, проблем поискового характера в процессе слушания, восприятия, исполнения и оценки народной музыки;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логикой анализа, обобщения, сравнения в процессе различных видов музыкально-творческой деятельности;

Оборудование:

компьютер;

мультимедийное оборудование;

музыкальный центр;

Материалы к уроку: русские народные песни в том числе и Белгородского и Старооскольского районов, фольклорные игры, вылепленные ранее фигурки диких и домашних животных края, игрушки, образцы вышивок и узоров орнамента народной одежды, образцы посуды края,   презентация к уроку; художественные материалы.

Виды деятельности: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образцам в слове, рисунке, жесте. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоциональный отклик на них. Участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Актуальность проекта:

Создание художественного пространства для решения творческих задач с целью освоения мира через народную музыку.

Ход занятия (урока)

I Орг. момент

Уч. музыки: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас. Скажите, а какие жесты используют люди, чтобы поприветствовать друг друга при встрече?

Дети: Ответ…(жест рукопожатия)

Уч. : Правильно! Этим жестом человек подчёркивает своё доброе отношение к другому человеку, передаёт ему своё хорошее

настроение.  Давайте и мы с вами начнём наш урок с того, что

передадим друг другу хорошее настроение и заряд бодрости на

целый день.

Рукопожатие по ряду от ученика к ученику.

Звучит русская народная песня «Вот под нашею да горою», дети подхватывают и исполняют все вместе (ранее выученную)

Уч.: Ребята! А как вы думаете, зачем нам нужна народная музыка и знания о ней? Как вы понимаете высказывание «без прошлого нет будущего», кто является автором прозвучавшей песни и как может звучать тема нашего урока? Предлагаю обсудить все эти вопросы в группах.

                                     После обсуждения проблем в группах дети озвучивают тему                                         урока и отвечают на поставленные вопросы

(Слайд 1 Тема урока «Композитор – имя ему народ»

II Углубление в тему.

Уч.: Представим себе, что мы хотели бы узнать, как слагал народ свои песни, о чём в них пелось, из каких источников мы можем получить эту информацию?

Дети: Ответ.

Уч.: Правильно! Дирижёр – это человек, который руководит оркестром. Взмаху его руки подчиняется много музыкантов. Его жесты иногда плавные, мягкие, медленные, покажите движение дирижёра руками. А иногда его движения отрывистые, быстрые, жёсткие, чёткие. Изобразите это.

Молодцы!Итак, в путь. Какими же будут движения дирижёра в этой музыке?

Звучит “Океан – море синее”, вступление к опере “Садко”

музыка Н.А. Римского-Корсакова. Дети выполняют задание,

используя пластическое интонирование.

Уч.: Молодцы! Все были активны. Скажите, какая была музыка по характеру?

Дети: Ответ.

Уч.:  Это композитор Н.А. Римский-Корсаков изобразил море в музыкальной сказке «Садко». (Слайд 4. На слайде иллюстрация к сказке «Садко»)

А кто такой композитор? (Ответ) Какое море в музыке композитора?

Дети: Спокойное, взволнованное, бушующее, успокаивающееся – разное.

Уч.: Да, море то ласковое и манящее, то грозное и величественное, оно было предметом искренней любви для композитора Римского-Корсакова. (Слайд 5. На слайде портрет композитора) Имеет ли Римский-Корсаков какое-нибудь отношение к морю? Да! Он окончил Морской корпус, стал моряком, много стран повидал во время трехгодичного кругосветного путешествия и навсегда полюбил море. Этой стихии композитор посвятил немало своих произведений.

Уч.: А вот какое море изобразил Римский-Корсаков в симфонической картине “Шахеразада”, когда изобразил, как бесстрашный мореход Синдбад борется с морской стихией и назвал фрагмент «Море и Синдбадов корабль». (Слайд 6. Фрагмент с изображением Синдбада)

Ребята, помогите, пожалуйста, оркестрантам исполнить этот фрагмент. Снова побудьте дирижёрами. Какими будут жесты дирижёра на этот раз?

Звучит фрагмент из симфонической картины “ШАХЕРАЗАДА”.

Дети выполняют пластическое интонирование.

Уч. : Море спокойное или бушующее было в этой музыке?

Дети: Бушующее.

Уч. : Как это отразилось в музыке?

Дети: В темпе (быстрый), в силе звука (громко)…

Уч. Какими были ваши движения как дирижёров. Плавные или отрывистые? Амплитуда размаха широкая или узкая?

Уч.: Молодцы!!! Продолжим наше морское путешествие!

Уч.: Ребята, а в каких ещё видах искусства, кроме музыки может быть изображено море?

Дети: ответ. (ИЗО)

Уч. : Правильно, молодцы! Сейчас вы увидите картины, на которых изображено море. Какая из этих картин созвучна по настроению фрагменту «Море и Синдбадов корабль». (Слайд 7)

Учитель обращается к репродукциям художника

«Девятый вал», «Лунная ночь на Капри» не называя их.

 Дети: ответ… 

Уч. : Какое впечатление произвели на вас картины художника? Какое настроение моря вы услышали в музыке и увидели на этих картинах? Выберите подходящие слова, чтобы описать настроение моря на этой картине (Слайд 8)

(грозное, мрачное, сердитое, злое, яростное, хмурое,беспокойное, печальное, тоскливое, спокойное, засыпающее, таинственное, нежное, ласковое, шаловливое, задиристое, радостное, ликующее, игривое, суровое, бесконечное)

Уч.:  Вглядитесь в картину художника. (Слайд 9)

«Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?  Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек. Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!»  

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.  Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков? А как нам об этом говорит художник?

Дети: Ответ.

Уч.: Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Придумайте название этой картине.

Дети предлагают свои варианты, сравниваем их с авторским названием.

Уч.: Картины с изображением моря называются МАРИНЫ, а художники, изображающие море на своих картинах – МАРИНИСТЫ. Самый знаменитый русский маринист - Иван Константинович Айвазовский (Слайд 10)  Он родился очень давно, в 1817 г. в Крыму, в Феодосии, на берегах Чёрного моря. Полюбив море в детстве, художник всю жизнь изображал его в разном настроении. Им написано 6 тыс. картин. С одной из них «Девятый вал» вы уже познакомились.

Картина «Лунная ночь на Капри» (Слайд 11)

Уч.: Всмотритесь теперь в другую картину Айвазовского. Что вы видите на переднем плане? Можно ли сказать, что море танцует? Посмотрим, как художник это делает. Мазки короткие, похожи на улыбочки, разные по цвету. А что находится чуть дальше? А что вы видите на горизонте? Придумайте название этой картине.

Дети предлагают свои варианты, сравниваем их с авторским названием.

Уч.: С помощью, каких средств выразительности художнику удалось передать настроение моря?

Дети: ответ…

Уч.: Умело используя краски, мастер передаёт свои чувства. Посмотрите, как он работает кистью. Представим, что ваши руки – кисти художника. Попробуем в воздухе повторить движения мастера. Одни мазки маленькие, другие длинные, вот эти линии – завитком. Значит, художник кистью именно пишет, а не красит, как маляр. Что эти движения вам напоминают? (Движения дирижёра) Художник как дирижёр руководит красочным оркестром. Он старается через цвет, мазок, сочетания цветов передать настроение моря и свои чувства.

Уч.: Сегодня я предлагаю вам побыть в роли художников-маринистов. Вы нарисуете на листе ватмана то море, какое захотите. Когда сделаете рисунок, придумайте название и выберите того, кто расскажет о вашем рисунке. А как вы думаете, что нужно, чтобы нарисовать море? Но что это случилось? Пропали все кисточки! Как нам быть? Правильно, будем рисовать пальчиками. Помните, что нужно смело смешивать цвета с черной, белой и серой красками.

Учащиеся делятся на 3 группы по рядам.

Рисуют руками (пальчиковая живопись).

Уч.: Приглашаем представителя 1(2,3) группы.

Защита проектов.

Я рисую море 

Я рисую море,

Голубые дали.

 Вы такого моря

Просто не видали!

 У меня такая

Краска голубая,

 Что волна любая

Просто как живая!

 Я сижу тихонько

Около прибоя –

Окунаю кисточку

В море голубое. В.Орлов 

Уч.:  Молодцы! Мне ваши работы напомнили строки из известной сказки А.С. Пушкина

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Уч.:  Дети, перед вами листочки бумаги. Сконструируйте, пожалуйста, кораблик вместе со мной.

Проводится индивидуальное конструирование из бумаги

 “Кораблик” (оригами).

Учитель хвалит поделки детей.

Уч.: А теперь, на кораблике напишите своё имя и найдите ему место в вашем море-океане.

Уч.: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним имена композитора и художника, рассказавшего нам о море. (Слайд12. Имена и фамилии композитора и художника.)

Дети: ответ.

Уч.: Спасибо за урок и хорошего вам настроения на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...

Открытый урок _ Песня-биография народа _ Музыка, 2 класс

Открытый урок по музыке во 2 классе по теме «Песня как зеркало жизни народа» (Роль песни в жизни народа, отражение его культуры)...

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...

«Межпредметные связи в разработке уроков музыки и ОДНКНР (духовно-нравственная культура народов России) в 5 классе»

Проблема междисциплинарности находит разнообразные аспекты рассмотрения в научно-методических работах различных авторов. Вот и мое исследование посвящено изучению и разработке модулей двух предметов г...