«Музей – пространство образования»
статья по музыке
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
Концепция «Музей – пространство образования» это педагогическая технология, которая нацелена на создание инновационной системы взаимодействия Школы и Музея, выявление и реализацию потенциальных возможностей музея в образовательной деятельности.
Музейная педагогика как инновационная технология формирования музыкального мышления и я попробую показать принцип организации учебного «диалога» по технологии «музейной педагогики», где звучание разных немузыкальных предметов, окружающих ребенка, поможет «выйти» на образ и композиторское открытие П.И.Чайковского в балете «Щелкунчик» в области оркестровки, а визуальное и слуховое знакомство с предметами произойдет самым приемлемым для ребенка способом - исследованием этих предметов и формированием своего мнения в процессе вдумчивого просматривания, прослушивания и размышления.
- Что такое музейная педагогика?
Музейная педагогика - это сравнительно новое направление педагогической деятельности, которое позволяет сделать урок более интересным, загадочным. На уроках музыки можно выделить следующую цель музейной педагогики применительно к работе с учащимися в рамках ФГОС урочной и внеурочной деятельности: создание условий, при которых ученик способен активно взаимодействовать с предметами, которые могут стимулировать их исследовательские и аналитические и слуховые качества, связывая эти предметы с темой или проблемой урока.
Практическая деятельность музейной педагогики в свою очередь включает
собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, поисковой деятельности с педагогом, составление проектов, маршрутов, экспериментальную деятельность – опыты.
Для того, чтобы использовать технологию музейной педагогики на уроках музыки, нужно создать экспозицию из фотографий и предметов, которые будут тесно связаны с жанром или темой урока. Сейчас представлю фрагмент работы по этой технологии:
- Перед вами различные предметы. Какие из них являются музыкальными инструментами? (бубен, ложки и т.д.)
- Может обычный «немузыкальный предмет» стать музыкальным инструментом?
- Попробуйте извлечь звуки из представленных разных экспонатов.
- На что похож звук из йо-йо, ракушек и т.д.?
Учитель.
Различные предметы и звуки окружают человека с самого рождения. Человек со временем прислушивается к этим звукам, складывает из их звучания музыку, которая выражает его настроение, чувства и эмоции.
- Как вы думаете, что представляет из себя главный экспонат, из какого материала он сделан?
(Учитель откидывает ткань, взяв в руки алюминиевые палочки, передает ученикам и просит показать игру на бокалах).
- Вам понравились звуки из бокала, на что они похожи?
Учитель.
По замыслу композитора в сцене, когда танцует Фея Драже (из балета «Щелкунчик», в музыке, чтобы усилить образ повелительницы королевства сластей, композитор впервые ввел в состав симфонического оркестра муз. инструмент челесту: « Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо, падают, отскакивают и исчезают…»
- Вспомните пожалуйста, какой звук у челесты? (хрустальный, звонкий, как колокольчики)
- С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре…
Результатом таких диалогов, занятий, могут быть выступления учащихся, с использованием «экспозиционных» предметов в качестве музыкальных инструментов. Такие эксперименты очень нравятся учащимся и могут стимулировать их творческую фантазию и креативность.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей истории образования г. Балея и Балейского района, Забайкальского края.
Особая образовательная среда – музей истории педучилища и народного образования Читинской области ( Г. Балея, Балейского района, Забайкальского края ) есть в Балейском педагогическом колле...
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
статья о роли музейной педагогике в школе...
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
"Музей в образовательном пространстве современной школы"
Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Статья "Музей – пространство образования"
Школа № 430 г. Ломоносова уже не первый год работает в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Петергоф». Наш опыт показывает, что в рамках совместной работы, нацеленной на о...
Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
Актуальность данной проблемы: - наблюдается снижение общественной активности- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, ...