ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
статья на тему
статья о роли музейной педагогике в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey_kak_sostavlyayushchaya_otkrytogo_obrazovatelnogo_prostranstva.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое
П. Валерии
В нашей школе уже три года реализуется программа воспитания «Патриот», ориентирована на учащихся школы, составленная на основе государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Она определяет основные пути развития сис темы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.
Одним из направлений Программы является создание школьного музея, так как он способствует воспитанию патриотического сознания школьников.
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. И наша школа, не стала исключением, в 90-е годы XX века все собранные музейные экспозиции были бесследно уничтожены.
Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история города, предприятия, семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
Из-за отсутствия свободного кабинета мы решили создать в школе передвижной музей, ведь в истории России передвижные выставки, также имели место быть. В 2004 году в основу первых экспозиционных папок, легла исследовательско-поисковая работа учащихся школы, в рамках акции «Я – гражданин России». Так первые активисты стали проводить уроки мужества, а у классных руководителей появилась прекрасная возможность воспользоваться папками для тематических беседы, экскурсий и т.д.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города, школы независимо от того, какую тему они изучают.
Использование информационных технологий позволили ребятам создавать альбомы. Так появились на свет компьютерные мультимедийные издания:
- Летопись о ветеранах ВОВ г. Поронайска «Дороги судьбы- дороги победы»;
- Современная энциклопедия «Учитель номер Один»;
- Летопись выпускников школы;
- Фильм о школе №1;
- Создание медиатеки.
Эти издания ребята подарили ветеранам, в центральную городскую библиотеку, Совету ветеранов, учителям школы.
Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Поэтому мы в своём музее занимаемся не только исследовательско – поисковой работой, но и проводим музейные уроки, школьные лекции, семинары, научно-практические конференции, занимаемся проектной деятельностью, проводим социальные акции, тематические вечера, торжественные приемы ветеранов. Организуем связи с Поронайским краеведческим музеем. В течение учебного года учащиеся школы ознакомились с передвижной выставкой «Животный мир Сахалинской области», посетили музей с целью изучения археологии, приняли активное участие в формировании и организации музейной экспозиции «Символы Нового года». На базе школы сотрудники музея провели познавательное творческое занятие «Волшебные узоры» с передвижной выставкой по декоративно-прикладному искусству народов Сахалина.
В этом учебном году мы разрабатываем инновационную программу «Школьный музей XXI века», где обязательно отразим новый формы музейной педагогики.
Итак, в организации воспитательной деятельности музея заложен большой потенциал. Здесь ребята, работая в разных направлениях, пополняют свои знания, воспринимают накопленный исторический опыт, то есть получают позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому родного края и нашей страны, они имеют возможность проявить себя как интеллектуальные личности, знающие историю своей Родины, любящие и уважающие ее культуру и традиции.
Денисенко В.А.
Учитель истории и обществознания
заместитель директора
по ВР МБОУ СОШ № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды
Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику....
Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»
Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...
сайт как ключевая составляющая информационно-образовательного пространства колледжа
рассматривается информационный сайт колледжа как средство формирования информационно-образовательного пространства колледжа,его значение в социуме и во внутреннем пространстве колледжа,а также п...
Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).
В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...
Проект "Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы"
Проект направлен на формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного теле...
Презентация "Школьный музей как центр формирования воспитательного пространства ОУ"
Презентация рассказывает об использовании школьного музея в образовательном процессе, как в учебной, так и внеурочной деятельности....
ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматривается опыт создания службы медиации в многонациональной школе г.о.Котельники Московской области. Раскрывается близость ценностей медиации и установок на толерантность. Авторы...