"Музей в образовательном пространстве современной школы"
статья по краеведению на тему
Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пылёнкова Светлана Сергеевна,
(МБОУ «СОШ № 15 с углублённым
изучением отдельных предметов»,
г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области, Россия
«Музей в образовательном пространстве современной школы»
Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв
Музей (от греческого museion – храм муз) – это научно – исследовательское или научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Самобытность школьного музея определяется тем, что он – музей особого типа: адресован в первую очередь детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотрудничество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а так же других помощников и партнёров.
Все школьные музеи вносят свой вклад в сохранение и пропаганду духовного, исторического и образовательного наследия Владимирского края и являются центрами гражданско–патриотического, культурно-эстетического и экологического воспитания детей.
С 1 сентября 2011 года в школе №15 города Гусь-Хрустальный начал свою работу историческо-краеведческий музей. Организаторы музея – творческие люди и их деятельность основана на принципе: «Именно та школа, которая стремиться создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее».
Главная цель организации и деятельности нашего музея состоит в изучении и сохранении памяти о событиях и явлениях, связанных с историей школы, родного города и края, тем самым создавая организационно-педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию обучающихся, формированию у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Основными задачами на пути к достижению цели являются:
- сохранение памяти о педагогах, учениках, традициях и обычаях школы;
- экскурсионно – массовая работа с учащимися школы;
- помощь учителям в проведении уроков различного вида, классных часов, реализации проектов, участии в конкурсах различного уровня;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Воспитание духовности и патриотического сознания невозможно, если содержание образования в современной школе не будет отражать российскую культуру и опираться на историю своей страны, края, города, школы.
Школьный музей – это, в первую очередь, творческое сотрудничество учителей и учеников. Наша школа славится своей многолетней историей. Накоплено множество материалов о педагогах, учениках, выпускниках разных лет, их родителях и музей стал хранителем и продолжателем лучших добрых традиций, передающихся из поколения в поколение.
Ученики нашей школы и их родители хорошо понимают необходимость знания исторических моментов, связанных с родным краем. Всё это повышает запрос на патриотическую, нравственную, творческую деятельность, развивающую личность ребёнка.
Именно поэтому мы создали школьный музей, главное назначение которого - рассказывать о прошлом, дне сегодняшнем и о планах на будущее. Наш музей стал местом, где хранятся воспоминания…
Сегодня коллектив учителей осознаёт всю важность музея как мощного фактора совершенствования воспитательного и образовательного процессов, так как деятельность его многогранна:
- это образовательная, поисково-собирательная, учебно – исследовательская деятельность в области школьного краеведения, практическая работа по выявлению и сохранению природного и культурно-исторического наследия Отечества;
- это воспитательная, разъяснительная, пропагандистская, просветительская, экскурсионная и профориентационная работа с учащимися школы;
- это проведение множества полезных, интересных и нужных мероприятий для познания родного города, края и сбережения памяти о нём, и организации культурного досуга детей;
- по возможности участие в формировании музейного фонда страны.
Работа в музее даёт нашим учащимся хорошую возможность в наибольшей степени использовать и реализовать свой интеллектуальный потенциал, приобщиться к творческой, исследовательской деятельности.
За 2011-2012 учебный год в музее собрано несколько тематических экспозиций, размещенных в хронологическом порядке. Первая из них «Начало пути», где собраны материалы за период с 1936 по 1941 года, т.е. с момента основания школы до начала Великой Отечественной войны. Далее следует экспозиция «В годы тяжёлых испытаний», где собраны материалы о школе в тяжкие, страшные года войны. В это время учебное заведение дважды меняло свой статус (в 1941 – на начальную №1, в 1942 – на неполно-среднюю №2). Одновременно с подготовкой данной экспозиции учащиеся проводили работу по поиску учителей нашей школы – участников Великой Отечественной Войны. Теперь ученики знают этих героев в лицо.
«Страницы послевоенной истории» рассказывает о тяжёлых годах после войны, связанных с перемещением учащихся по разным школа. В эти годы статус школы так же дважды менялся (в 1946 – на среднюю №2, а к началу 1948 г. стала снова неполно-средней школой №2).
О человеке, возглавлявшем школу более 25 лет оформлена экспозиция «Четверть века в педагогическом строю». Это действительно выдающаяся личность. Казаков Борис Александрович был директором с 1963 по 1991 года и многое сделал для развития школы. Об этом подробно рассказывает исследовательская работа «Наша гордость», инициаторами проведения которой были ученики, родители которых учились у Бориса Александровича и поделились богатыми воспоминаниями.
«Труд – Ваш подвиг!» - так называется экспозиция, где собран материал об учителях – ветеранах труда, их достойных учениках и той преподавательской деятельности, которую они вели, работая в стенах нашей школы.
В 2013 году музей продолжает свою исследовательскую, экскурсионную и пропагандистскую деятельность: собираются новые экспозиции о деятельности школы в разные года, такие как «Школа равных возможностей», «По ступеням - в науку», «Инновации – путь к успеху», о выдающихся учениках и учителях, потопляются уже имеющиеся, на базе музея под руководством учителей проводится проектная деятельность учащихся краеведческой направленности.
С исследовательскими и творческими работами активисты школьного музея участвуют в конкурсах различного уровня и занимают призовые места:
№ п\п | Название конкурса | Время проведения конкурса | Ф.И. учащегося | Результат |
Областной конкурс «Владимирский край в истории и культуре России». | 2012г. | Любезнова Екатерина | Диплом участника | |
Городской литературно-исторический конкурс «Россия древняя и вечно молодая» | 2012г. | Ломтева Алина, Любезнова Екатерина, Солопов Никита, Цокуренко Григорий | 1 место 1 место 2 место 1 место | |
Городской краеведческий конкурс «Никоновские чтения» | 2013г. | Рябоконова София, Ломтева Алина | 1 место 3 место | |
Областной конкурс «Владимирский край в истории и культуре России». | 2013г. | Ломтева Алина | 2 место | |
Городской литературно - краеведческий конкурс «Спасибо Родина тебе за рощи, за голубые реки…» | 2013 г. | Филиппочкина Анастасия, Сорокин Егор | 2 место 3 место |
Активисты музея живо интересуются историей родного города и гусевчанами, прославляющими его историю. В процессе поисковой деятельности ребята собрали материал о выпускниках школ города, которые являются докторами и кандидатами различных областей наук или посвятили свою жизнь искусству. На основе этого был оформлен экспозиционный стенд «Выпускники школы на службе науке и искусства».
Кроме того, актив музея тесно сотрудничает с городскими музеями, проводит общественную работу. Например, музей истории Просвещения в лице директора Казакова Б.А. оказывает поддержку в организации и проведении экскурсионной деятельности, музейных уроков на краеведческие темы, совместных экскурсионных поездок и пр.
Так же организаторы считают, что музей в современной школе должен быть ещё и мощным фактором совершенствования учебного процесса. Ведь информатизация общества и образования рассматривается сейчас как процесс широкомасштабного внедрения систем и средств информационных технологий и является объективным и закономерным процессом. Ориентирование в новых технологиях и ресурсах, умение использовать технику, без которой не обходится ни одно современное предприятие, позволяет человеку увереннее чувствовать себя в жизни. Поэтому процесс внедрения ИКТ в обучение немыслим без средств компьютерных телекоммуникаций. Создание виртуального музея и представление его работы в виде компьютерной презентации – это способ самовыражения и хорошая прикладная задача для учащихся и учителей, это та отличительная черта, которая позволяет оформить и разместить все найденные детьми материалы, не занимая при этом специально отведенного места, это работа, которая даёт возможность в наибольшей степени использовать и реализовать интеллектуальный потенциал школьников.
Музей в сети Интернет рассчитан на более широкую аудиторию зрителей. Главным результатом работы такого музея являются большое количество посещений, письма с положительными отзывами и словами благодарности от его посетителей на электронную почту школы. Люди, которые каким-то образом были связаны с нашей школой или городом находят на фотографиях своих учителей, родственников, учеников и т.д., пытаются восстановить контакты с ними через организаторов виртуального музея.
Таким образом, роль виртуального музея, безусловно, велика, и коллектив школы делает всё возможное для того, чтобы он вовремя обновлялся и пополнялся новыми экспонатами.
В общем, результаты работы историко-краеведческого музея в школе показывают, что именно здесь сформирован уникальный опыт разностороннего образования и воспитания учеников. У воспитанников школьного музея развита стойкая внутренняя мотивация к уважению истории человечества, к познанию прошлого и настоящего малой Родины, к стремлению лично участвовать в сохранении историко-культурного и природного наследия страны в целом. Музей является помощником современного учителя в решении многих воспитательных и образовательных проблем: это и некий форум, это целый театр, где экспозиция является декорацией к историческим и природным явлениям, это и научное учреждение, занимающееся исследованиями.
Таким образом, школьный музей многолик в формах деятельности, но только их взаимосвязь и взаимодополнение будет определять значение музея не только в образовательном пространстве, но и в социуме, во многих сферах жизни. Та деятельность, которая осуществляется на базе школьного музея, позволяет подрастающему поколению осмыслить значимость важных жизненных ценностей: память и долг, духовность и нравственность, потребность быть полезным в своём коллективе, следовательно, быть достойным гражданином своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы.
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи: отражение истории Первой Мировой войны на страницах еженедельного жур...
Музей – центр образовательного пространства школы
В помощь руководителям школьных музеев....
Сертификат и программа Республиканской НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" с. Тэгда, 28 марта 2014 года
Республиканская НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" прошла 28 марта 2014 года в селе Тэгда Республики Бурятия...
«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компон...
Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы
laquo;Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года») Цель:представить опыт работы учителя музыки по теме: &laq...