Музей истории образования г. Балея и Балейского района, Забайкальского края.
статья (краеведение) по теме

Нестерова Марина Георгиевна

Особая образовательная среда – музей истории  педучилища и народного образования Читинской области  ( Г. Балея, Балейского района, Забайкальского края ) есть в Балейском педагогическом колледже ( Филиал ГОУ СПО "Читинский педагогический колледж")

Его основателем стал преподаватель истории училища  Говорин Петр Георгиевич - страстный природовед и краевед, знаток истории Забайкалья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey.d.doc41.5 КБ
Файл muzey.docx16.98 КБ
Файл o_direktorah_kolledzha.docx15.65 КБ
Файл voyna.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

               Музей  – это,  прежде всего, память, выраженная в предметах. Музей- это своеобразный храм культуры. Музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По-существу, музей «является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения ». Музей в понимании современной  музеологии - это особая образовательная среда.

Такая особая образовательная среда – музей истории  педучилища и народного образования Читинской области  есть в Балейском педагогическом колледже.

Его основателем стал преподаватель истории училища  Говорин Петр Георгиевич - страстный природовед и краевед, знаток истории Забайкалья. За большую работу по созданию музеев и воспитанию у молодежи интереса к истории родного края Петру Георгиевичу был вручен диплом лауреата премии Читинского областного комитета ВЛКСМ, нагрудные значки  « За активное участие в работе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», « Активному участнику смотра памятников истории».

Петром Георгиевичем был собран богатейший материал об истории нашего края и, в частности об истории народного образования.

 После окончания педагогического института, он работает в школе № 5, где начинается его краеведческая деятельность. Первый исторический материал был собран  о пребывании декабристов на территории Забайкалья по теме  «Во глубине сибирских руд».  

 Затем, работая директором школы № 14 Петр Георгиевич продолжает свое любимое занятие.

 В 1972 году Петр Георгиевич приходит работать преподавателем истории в педагогическое училище, где организует большую поисково – исследовательскую деятельность.  Много внимания в поисковой работе уделяется   систематизации  материала по истории гражданской войны на территории Забайкалья, страницам Великой Отечественной войны и ее участникам. В  минуты вдохновения появляются стихи – экспромты.

 Петр Георгиевич становится внештатным корреспондентом газеты « Балейский рабочий», где публикуются его историко -  исследовательские материалы.Он ходит с учащимися в походы, на экскурсии по памятным местам Забайкалья  и  всегда возвращается не с пустыми руками Фотографии, воспоминания, предметы таежного  быта забайкальских сел накапливаются у Петра Георгиевича. Появляется идея создания музея на накопленном материале.

        В 1989 году по решению партбюро Балейского педагогического училища музей был открыт. В подборе экспонатов музея и его оформлении принимал участие весь преподавательский и студенческий коллектив колледжа, его выпускники, жители г. Балея и Балейского района. В музее накоплен большой документальный, биографический, информационно- публицистический и методический материал об истории народного образования Забайкалья в 20-30 –е годы, 40-50 –е годы.

 Экспозиционная площадь музея представлена 6 разделами в виде стендов, витрин, стеллажей.

 Центральное место отведено рождению и становлению Балейского педагогического училища, людям, посвятившим свою жизнь воспитанию и образованию молодежи. Многочисленные экспозиции содержат подлинные документы, фотографии, учебники и учебные пособия начала 20 века, хранится память о первых директорах училища, ветеранах педагогического труда, выпускниках. 

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, осуществляет связь времен,  дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи нитей существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранятся   в  музее.

Приглашаем всех желающих посетить наш музей и принять участие в пополнение фонда музея.



  



Предварительный просмотр:

Историческая справка        

(составлена П.Г. Говориным, выпускником  училища 1947 года,

        преподавателем истории, основателем музея)        

1927г. – в Забайкалье было 696 школ и 47 054 учащихся, их обучали 1675 учителей.

30-е годы – экономическое развитие страны зависит от общеобразовательного уровня рабочего класса и крестьянства.

1937г.- принят закон об обязательном семилетнем образовании. Намечен переход к всеобщему среднему образованию. Нужны хорошо подготовленные педагогические кадры.

1938г.- открыт Государственный педагогический институт им. Н.Г Чернышевского.

Г. Нерчинск, с. Казаковский Промысел – здесь созданы педагогические классы. Выпускники имели право работать в начальной школе учителем.

1939г. – в Забайкалье 26,5 % учителей 4-10 классов не имеют педагогического образования. 12,2% директоров средних школ, 22,5 % учителей семилетних школ, 42,4% - заместителей директоров школ не имели педагогического образования. 15,9% учителей средних школ, 36,5% директоров средних школ,14,3% их заместителей имели высшее образование.

1940г.- 1113 школ, 180 509 учащихся, 5800 учителей.

Успехи в развитии народного образования сдерживала нехватка учителей, в особенности предметников.

В  Сретенске, Агинске, Петровском Заводе были открыты педагогические училища.

Из воспоминаний директора училища А.Ф. Мищенко.

«1938 год… В Балее на базе средней школы №5 и её педагогического коллектива были созданы курсы, руководить которыми поручили завучу этой школы Вадиму Иннокентьевичу Окунцову. Подготовка на этих курсах дала положительные результаты.

5 января 1941 года Читинский областной комитет постановил: «Преобразовать краткосрочные курсы при школе №5 в педагогическое училище по подготовке учителей         начальной школы». Это самая памятная дата в истории педагогического колледжа.

Педагогическое училище было размещено в здании средней школы №2 имени С.М. Кирова.

В училище не хватало специальной методической литературы, учебников, наглядных пособий по предметам. Не было тогда и общежития для учащихся. Вскоре выделено было  две комнаты в учебном корпусе для проживания иногородних, которые испытывали крайнюю нужду в жилье. Не было и кроватей: сколотили деревянные топчаны.

Но те, кто учился, просто одержимы были желанием получать знания, стать учителями.

Главным капиталом училища были люди, преподаватели: Кривокорытов П.Т., Панов И.С., Кутузова М.Г., Подойницын А.Н. и другие, кто положил золотые сердца на алтарь просвещения.

Преподаватели искали и находили новые формы воспитания учителя-труженика, учителя-общественника. Сушили сухари, сколачивали «гроши», чтобы отправиться на экскурсию в Москву или Ленинград. Под руководством военрука С. И. Панова совершали марш-броски в ОноховскийГолготай, чтобы  собственными  силами заготовить дрова. Штыковыми лопатами вскапывали не один гектар под картофельное поле. Пешем маршем, захватив нехитрый реквизит и библиотечки- подарки, отправлялись с концертами, лекциями и докладами по цехам комбината «Балей золото», добирались даже до чабанских стоянок и отгонных колхозных пастбищ, помогали убирать урожай в колхозах.

Бывший фронтовик, физрук Д. Ф. Придорогин, водил юношей, учащихся педучилища, в пеше - лыжный агитпоход по нелегкому маршруту Балей – Чита.

Начинающий в то время биолог М.Г. Кутузова заложила фруктовый сад.

А.Н. Подойницын, преподаватель трудового обучения, построил самую дешевую в системе образования «фаршированную» учебную мастерскую и не одну сотню, а может быть, тысячу наглядных пособий изготовили в ней за эти годы.»

Постепенно учебно-воспитательный процесс в училище начинает меняться, потому что этого требует жизнь.

Жизнь в училище шла своим чередом: лекции, семинарские и практические занятия, спортивные мероприятия, музыкальные и поэтические вечера, участие в жизни города. Казалось, ничего не могло нарушить привычного хода времени, но судьба на прочность испытывает тех, кто работает и учится в нем.

1986 год… Только начался новый учебный год. 21 сентября – самая трагическая, черная дата в жизни училища. Пожар… он уничтожил все:  здание училища, оборудование, накопленный годами раздаточный, иллюстративный и наглядный материалы, документацию, оформление кабинетов, коридоров, зала.

Вскоре принято решение построить новое здание училища, соответствующее современным требованиям.

Два года преподаватели и студенты учились в разных учебных заведениях города, принимали активное участие в подготовке нового здания, выходили на субботники и воскресники.

В августе 1989 года здание училища введено в эксплуатацию



Предварительный просмотр:

Один из стендов посвящен первым директорам колледжа.

Историческая справка

  1. Окунцов Вадим Иннокентьевич – заведующий учительскими курсами по переподготовке преподавателей географии и естествознания; завуч средней школы № 5 г. Балея до января 1941 года. С января 1941 года до ухода на фронт директор педагогического училища.
  2. Чекменов Александр Николаевич – директор педучилища с августа 1942 года до 1943 года. В 1943 г. Он был переведен в г. Нерчинск. В это время училище занимало несколько комнат Дома пионеров, здесь располагались учебные классы. 1 комната была отведена под общежитие, ещё в одной находилась столовая.
  3. Лебедев Михаил Владимирович (Владимир Михайлович)– директором был несколько месяцев до призыва на фронт. Он преподавал в училище географию.
  4. Лебедева Лидия (отчество не установлено)  после ухода мужа на фронт до мая 1943 года была директором и преподавала русский язык и литературу.
  5. Кутузов Георгий Иванович с мая по сентябрь 1943 года был директором и преподавателем.
  6. Кривокорытов Павел Трофимович – директор училища с сентября 1943 по 1947 годы. Одновременно являлся преподавателем географии. В 1947 г. Его перевели на кафедру географии в Читинский педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского.

Павел Трофимович родился в рабочей семье в г. Сретенске, в юности был чернорабочим на кожзаводе Шкловского в Сретенске. Поступил в учительскую семинарию и успешно ее окончил. Позже он получил высшее педагогическое образование. Одновременно с учебой Павел Трофимович боролся с бандами в составе отрядов ЧОНа(чрезвычайные отряды особого назначения).

С 1924 г. назначен директором ШKM. в Акше. Затем работал директором школы в поселке Вершина Дарасуна, заведовал педкурсамив городе Балее в 1940 г. и преподавал географию.

В 1943-1948 г. работал директором Балейского педучилища, затем преподавателем Читинского пединститута, откуда и ушел на пенсию.

  1. Калиновский Иван Леонидович – директор и преподаватель истории с 1947 по 1952 годы.
  2. Мищенко Александр Федорович – директор и преподаватель истории с 1952 по 1974 годы.
  3. Симонов Петр Григорьевич – директор и преподаватель истории с 1974 по 1976 годы.

Петр Григорьевич с 1926 г. работал пастухом, батраком у кулаков, счетоводом колхоза в деревне Бугры Брянской области.

В 1930-1937 г.г. - учился в Ленинградском техникуме сценических искусств и в педагогическом институте им. Бубнова.

В 1937-1941 г.г. - учитель истории в Николаевской средней школе, в 1944-1947 г.г. - директор  Улетовской средней школы.

В 1947-1950 г.г. - заведующий отделом пропаганды и агитации Балейского райкома ВКП(б) , в 1950-1951 г.г. - студент 4 курса Читинского педагогического института,

В 1951-1953 г.г. преподаватель истории, 1953-1974 г.г. зам. директора по учебной работе.

В 1947-1950 г.г. - член райкома и бюро райкома ВКП(б), в 1955-1957г.г. -член горкома КПСС.

В 1974-1976 г.г, - директор Балейского педагогического училища.

Награжден тремя медалями, знаком «Отличник народного просвещения».

(справка составлена по воспоминаниям М.Г. Кутузовой, учителя биологии)



Предварительный просмотр:

В годы Великой Отечественной войны учителя встали на защиту своей Родины.

Во всех школах г. Балея и Балейского района, Забайкальского края хранится память о защитниках своей Родины.                

Педагогический колледж хранит память об Окунцове Вадиме  Иннокентьевиче.

Последний бой коммуниста

На монументе Славы в г. Чите выгравировано имя балейца, коммуниста-педагога Окунцова Вадима Иннокентьевича (1910-1943), одного из первых директоров Балейского педагогического училища, завуча средней школы №5, бессменного заведующего курсами учителей всех выпусков с 1938 года.

Лейтенант Окунцов Вадим Иннокентьевич погиб в наступательном бою 18 августа 1943 года на Смоленской земле в тот период, когда с севера и юга по всей линии фронта Советская армия громила фашистских захватчиков, освобождая родную землю.

В газете «Балейский рабочий» от 13 ноября 1982 года рассказывалось о подвиге санинструктора Тоси Тимофеевой, бывшей ученице средней школы №5 г. Балея и погибшей в бою под городом Туапсе. Она в 1940 году закончила среднюю школу №5, в которой преподавал химию и биологию В.И. Окунцов. Он был призван в ряды Советской Армии в 1942 году.

Вадим Иннокентьевич Окунцов был потомственным учителем и коренным забайкальцем, уроженцем села Калинино Нерчинского района Читинской области.

После окончания средней школы в г. Сретенске, Вадим учился во Владивостокском университете. Вместе со своим факультетом был переведен в Благовещенский пединститут, который закончил в 1936 году, получив диплом педагога. Первая работа В.И. Окунцова после окончания вуза в пограничном селе Сергеевка Благовещенского района Амурской области. Молодой учитель - страстный и умелый охотник, однако в Сергеевке ему не раз пришлось пользоваться ружьем не столько для охоты, сколько принимать участие в охране границ, по тревоге.

В 1937 году Вадим Иннокентьевич направляется преподавателем химии и биологии в школу развивающегося рудника Балей. Здесь ему было суждено отшлифовать свое профессиональное мастерство. Он - бессменный руководитель секции биологии и химии. Создает кабинет химии в школе №1, который имел огромное значение для учителей и учащихся растущего Балея. Строилась новая средняя школа №5 и В.И. Окунцов начинает работать в ней, не расставаясь с ней вплоть до призыва в ряды Советской Армии. Эта школа занимала тогда первое место в городе по качеству учебно-воспитательного процесса.

Прекрасные педагоги вели основные предметы: Кривокопытов П.Т., Сергеев СТ., Чекменев А.Н., Покровский Е.И., Коркин и другие.

В 1938 году В.И. Окунцов утверждается руководителем группы учащихся-отличников г. Балея и Дарасуна в количестве 25 человек для путешествия через весь Советский Союз в Москву и на Кавказ. Сохранилась его статья об итогах этой поездки (газета «Стаханов», август 1938 г.) и фотография в горах Кавказа. Молодой учитель сам ощутил величие необъятных просторов нашей Родины и передал это чувство ученикам. Он отмечал огромное значение таких поездок для расширения кругозора и патриотического воспитания учащейся молодежи.

Работая завучем средней школы №5, В.И. Окунцов одновременно заведовал областными курсами учителей-предметников с 1938 года по 1941 годы. Курсы готовили учителей всех предметов для школ области. Преподавая ряд предметов на курсах, Вадим Иннокентьевич становился учителем учителей. Последний выпуск был в 1941 году.

В 1937 году Вадим Иннокентьевич познакомился с молодой учительницей Александрой Теофиловной Яблонской, женился на ней, а в декабре 1939 года появилась на свет их дочь, назвали её Элеонорой.

Началась Великая Отечественная война. В мае 1942 года кандидат в члены КПСС В.И. Окунцов сдает дела как в школе №5, так и в педучилище в связи с призывом в армию.

Попрощавшись с женой и дочерью, В.И. Окунцов отбыл в Сретенское пехотное училище. В это же училище попал его земляк горный техник из Балея Анатолий Селезнев. Пока шла прифронтовая подготовка офицерского состава в Сретенском училище, были свидания с семьей, но в декабре 1942 года они прекратились. Вадим Иннокентьевич был направлен на Калининский фронт в одну часть с Анатолием Селезневым.

С первых дней прибытия на фронт пришлось участвовать в жестоких боях. Домой он писал теплые, подробные, содержательные письма, иногда в стихах. В одном из первых писем сообщил, что принят в члены КПСС.

Летом 1943 года советские войска перешли в наступление, освобождая родную землю от врага. Об этом сообщил Вадим домой, вот отрывок из его стихотворения в письме от 7 августа 1943 года:

Весть о том, что я жив и серьезен

В том конверте домой полетит,

Для врагов я по-прежнему грозен,

Будь спокойна - народ победит!

Я могу умереть, не умрет мой народ,

Он идет по истории гордо.

Вспоминай обо мне, не стыдись за меня,

Жизнь свою не отдам я покорно.

Не полагала тогда Александра Теофиловна, что держит в руках последнее письмо Вадима.

17 августа 1943 года разгорелся бой у села Горбатки Пречистенского района Смоленской области. Немцы упорно сопротивлялись, вели массированный огонь, предпринимали яростные контратаки. Замолчал пулемет, сдерживающий своим огнем натиск противника, командир пулеметного взвода лейтенант В.И. Окунцов занял место убитого пулеметчика, увидел в прорези прицела цепи контратакующих немцев -открыл огонь - контратака захлебнулась, но тут разорвалась мина за спиной лейтенанта. Командир роты Сальников Петр Яковлевич поспешил к вторично замолкнувшему пулемету. Тело лейтенанта Окунцова приникло к пулеметному стволу, два крупных осколка поразили его, один из них попал в голову.

Немцы были выбиты из села Горбатки. Погибших в этом бою бойцов захоронили в братской могиле у соседнего села Ивашкино, лег в неё и лейтенант Окунцов. Об этом коротко сообщил жене лейтенанта в далекое Забайкалье командир роты Сальников П.Я. Второе письмо с подробным описанием последнего боя Вадима Окунцова, Александра Теофиловна получила уже в 1945 году от того же Сальникова из Берлина. Он писал в нем, что товарищи Вадима по оружию в тот роковой день были потрясены гибелью смелого, умного, веселого человека. Его земляк Анатолий Селезнев так же был убит в этом бою прямым попаданием мины - останков не нашли, сохранилось только оружие,

Вадим Иннокентьевич погиб в расцвете сил. Потенциальные возможности его одаренной натуры не раскрылись. Вадим Иннокентьевич Окунцов был разносторонне одаренным человеком. Это был талантливый, эрудированный педагог, играл на многих музыкальных инструментах, любил природу, родные леса и сопки Забайкалья.

Невольно думаешь, как бы сложилась судьба Вадима Иннокентьевича, если бы осколок вражеской мины не оборвал его жизнь. Вернулся ли бы он к благородному труду учителя или занялся бы научной работой? Ведь была еще в студенческие годы у него мечта изучить особенности нереста промысловых рыб в реках Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Вероятно, обрадовался бы Вадим Иннокентьевич, узнав, что дочь Донара - педагог, дочь Элеонора стала биологом. Растут его внуки.

Жена В.И. Окунцова, Александра Теофиловна Яблонская проживает в г. Одессе. Она хранит как священную семейную реликвию его письма, документы, фотографии.

С ними ознакомился автор статьи и решил рассказать жителям г. Балея, как их земляк воевал и погиб, защищая родную землю.

Память павших призывает нас неустанно трудиться для блага народа, быть бдительным, бороться за мир, за предотвращение новой войны.

Автор: Шпаков Николай Михайлович

(270014 Одесса-14 Бульвар Джзержинского, 15, кв. 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курортная жемчужина Балейского района

Научно - исследовательская работа на районную конференцию " Шаг в науку"...

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края

Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Анализ работы районного методического объединения Забайкальского района Забайкальского края

МО учителей русского языка и литературы призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый  учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту свое...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"...