ДОКЛАД «Развитие творческой одарённости в музыкально-художественной деятельности» МАСТЕР-КЛАСС" Макарьев -день по русскому календарю"
материал по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._makarev_den_po_kalendaryu.docx | 54.35 КБ |
1._k_doklau.docx | 187.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Прежде чем начать занятие и отправиться в мир Русской народной Музыки, мне хочется отметить, что сегодня, 1 февраля, по народному календарю - Макарьев день.
- И моё занятие я хочу сделать небольшой подготовкой к традиционному народному празднику, празднику Масленице.
К сведению: Прозвище Макара — весноуказчик. По этому дню наши предки судили о весне. Ясная погода - тепло придет скоро:
«На Макара капель — в весну раннюю верь».
А вот если в этот день мела метель — то на Масленицу Холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным.
- Ну а какой праздник на Руси без русского народного инструмента? А какого – узнаете из загадки.
- Собой хвалиться я не смею
Всего лишь три струны имею
Но я тружусь,
Я не лентяйка, Я озорная … балалайка
Открывается картинка БАЛАЛАЙКИ, затем предлагается послушать звуки этого прекрасного инструмента, без которого не проходил ни один праздник и сейчас.
Слушание (отрывка) произведения, исполняемого балалайкой: Скерцо Баха.
Что мы знаем о балалайке? (рассказ на фоне музыки)
Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов русского народа. Родство с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать’. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
- Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Василий Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
- 23 июня в России отмечается международный День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный.
А что бы попасть в этот мир народной, нам нужно распеться и распевочка будет музыкальным приветствием для мира Музыки.
Распевка «Здравствуйте!». Участники отмечают радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку.
7. Нам предстоит выучить новую песню, песню в народном стиле, песню об этом инструменте, но прежде мы её послушаем.
1. Я на балалаечку ленточку повешу
Русскую раздольную песню запою
Пусть она плывёт, плывёт
Над рекой и лесом
Пусть скорей услышат песенку мою.
ПРИПЕВ:
Балалайка, балалайка,
Задушевная, играй-ка,
Ты играй, играечка,
Ах, чудо-балалаечка.
Способы разучивания песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:
1) краткое вступительное слово педагога;
2) показ песни;
3) беседа с детьми о песне;
4) чтение поэтического текста песни 1 куплета;
5) разучивание песни (репетиционный план).
В разучивании песни можно выделить три этапа:
ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.
Разучивание по фразам. В этот период работы обращается внимание на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.
Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала музыкальный рук. пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.
Метод заучивания, где используется исполнение на инструментах.
Отстукивание ритмического рисунка ложками, металлофоном
1. Я на балалаечку ленточку повешу Русскую раздольную песню запою Пусть она плывёт, плывёт Над рекой и лесом Пусть скорей услышат песенку мою. | ПОЁМ |
8.ПРИПЕВ: Балалайка, | Ложки 2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ ВЛЕВО |
балалайка, | Ложки 2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ ВПРАВО |
Задушевная, играй-ка, Ты играй, играечка, Ах, чудо-балалаечка | ИМИТАЦИЯИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ + Металлофон - «бряцаннье» |
ПРОИГРЫШ | ДОБАВЛЕНИЕ колокольчиков |
Заключительная часть занятия.
Рефлексия деятельности.
Обсуждение того, что узнали, итого, как работали –Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось…
9. Рефлексия настроения (можно вначале и в конце)
МОЁ НАСТРОЕНИЕ ПОХОЖЕ НА:…
- солнышко
- солнышко с тучкой
- тучку
Предварительный просмотр:
Развитие творческой одаренности дошкольников в музыкально-
Актуальность:
Практика работы показывает, что музыкально-одаренные дети, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально- одаренными детьми стала актуальной и значимой в моей работе.
Цель работы с одаренными детьми: Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.
Задачи:
1. выявление музыкально-одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
2. выявление детей с выраженной музыкальностью.
3. организация индивидуальной работы с детьми с выраженной музыкальностью.
4. организация просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально-одаренными детьми.
Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.
Однажды виноградную лозу спросили:
«Как высоко ты можешь дотянуться?» -
И она ответила: «Дайте мне руку,
и я дотянусь до самого солнца»
(Притча)
Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет).
Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.
Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости
можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях.
Пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Пение не самоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей.
Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его
развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.
2. Одаренность - это системное, развивающееся в течении жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов, качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в той или иной деятельности.
3. Одаренность = генетическая база+социальные аспекты +специально организованная деятельность
4. Классификация детской одаренности: дети, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, организаторской, художественной, спортивной и др.
Классификация специальной одаренности детей: дети,
достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов.
5. Критерии творческой одаренности:
- ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
- имеет высокий энергетический уровень;
- часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен по- разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
- способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен…
6. Музыкальная одаренность: качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью:
- ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;
- с удовольствием подпевает;
- определяет какая нота ниже какая выше.
8. Основной признак музыкальности – эмоциональное переживание музыки, как выражения некоторого содержания.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности.
В. А. Сухомлинский. Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми
- Музыкальность по Теплову
- Общие музыкальные способности: Богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, что относится к свойствам личности, к переживаниям эстетического характера
Специальные музыкальные способности:
- Качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности
10.
Дискуссионным остается вопрос из каких компонентов состоит этот комплекс способностей т.е. музыкальности.
В современном искусствоведении, музыкознании, психологии при исследованиях проблем музыкальной одаренности первоначальному анализу подвергаются индивидуально-психологические особенности индивида, требующиеся только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух) и музыкальные способности, применимые и для музыки, и для многих других видов человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания). Этот особый комплекс индивидуально-психологических особенностей в отечественном и зарубежном музыкознании получил определение «музыкальность». При этом сегодня учитывается тот факт, что понятие «музыкальная одаренность» гораздо шире по смысловому содержанию, чем «музыкальность»
Для подтверждения данного факта можно рассмотреть биографию и творчество Н. А. Римского-Корсакова, характеризующегося.
Во-первых, силой, богатством и инициативностью воображения, которые начали проявляться у него уже в детские годы и притом сначала не по отношению к музыке. «Я был очень изобретателен на игры, писал композитор, – умел целыми часами играть один. Запрягал стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго….разбирал и собирал часы….»
Во-вторых, необычайным богатством зрительных, в частности, цветовых, образов и теснейшей связью цветового воображения со зрительным: «…знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются исключительно только в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там и до минор, и си и ля, и все, что вы хотите…
В-третьих, его умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, обострив то психическое состояние, которое обычно называется вдохновением.
В-четвертых, волевыми особенностями личности, которые привели к созданию 14 опер, 12 симфоний, кантат, произведений для скрипки, фортепиано и т. д. и т. п.
Таким образом, музыкальная одаренность, кроме музыкальных способностей, включает в себя и одаренность в области разнообразных общих способностей.
Говоря о Роли пения в развитии музыкального интеллекта и творческих способностей детей
и
об Использовании музыкальных инструментов в вокальной работе для активизации слухового внимания и развития чувства ритма
- ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА
ЗАДАЧИ:
1. Воспитание любви и интереса к певческой деятельности
2. развитие эмоциональной отзывчивости
3. формирование певческих навыков.
4. развитие исполнительского мастерства.
5. расширение музыкального кругозора.
6. Развитие творческих способностей детей.
- ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
1. Правильное звукообразование
2. Правильное дыхание
3. Дикция
4. Чистота интонации
5. Ансамбль
6. Эмоционально-выразительное исполнение
13. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ:
1. вокальные упражнения;
2. работу над певческой установкой;
3.работу над певческим дыханием;
4.работу над звукообразованием и динамикой;
5.работу над артикуляцией и дикцией;
6.работу над ритмом и темпом;
7. работа над расширением диапазона;
8.работу над интонацией и выразительностью.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.
- - быть легкой для детей и педагогов;
- - быть интересной для них;
- - быть систематической;
- - быть групповой формой обучения.
Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:
- -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре
- -воспитание интереса и любви к музицированию.
- -практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
- -создание предпосылок для развития творческого мышления.
- -знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.
Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а, следовательно, замечаний со стороны взрослого, и, таким образом, придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения:
1. дыхательные упражнения без звука;
2. звуковые дыхательные упражнения;
3. упражнения под музыку.
Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Звуковедение:
Педагог должен всегда выполнять правила:
1) вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;
2) обучать навыку пения необходимо на материале простейших попевок;
3) перед детьми должна стоять конкретная задача;
4) необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
5) надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.
Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования
1. Пение а сарellа. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.
2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, УКОЛОТЬ ее.
4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни, либо – солист поет куплет, а припев – все дети.
Артикуляция и дикция
Можно использовать следующие методические приемы: 1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.
2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
3. Озвученная артикуляционная гимнастика.
4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.
5. Пальчиковые игры с предметами.
6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов по К.Орфу
Основные положения расширения диапазона дошкольников (Г.П. Стулова) :
1) пение без придыхания, плавно;
2) при вокализации на гласную должна звучать чистая фонема;
3) пение должно быть непринужденным;
4) рот при пении открывается умеренно;
5) петь без гримас и усилий;
6) петь не громко и не тихо;
7) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;
8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком;
9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;
10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал.
Общий диапазон голоса у детей: ( по Гуцману)
Возраст
Группа
Певческий диапазон
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Первая младшая
Вторая младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная группа
ми1 - ля'
ре1 - ля1
ре1 - си-бемоль1
ре1 - до2
до1 - до2
. ОХРАНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА
• УЧИТЫВАТЬ ДИАПАЗОН РЕБЕНКА ПРИ ПОДБОРЕ ПЕВЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА
• ДОБИВАТЬСЯ НОРМАЛЬНОГО, ЕСТЕСТВЕННОГО ТОНА В РАЗГОВОРЕ С ДЕТЬМИ
• БЕРЕЧЬ ГОЛОС РЕБЕНКАОТ НЕНУЖНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НЕ ПЕТЬ ДОЛГО, НЕ ПОВТОРЯТЬ БЕСЦЕЛЬНО ПЕСНЮ)
• СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ КРИЧАЛИ
• НЕ ПЕТЬ НА УЛИЦЕ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА НИЖЕ +18С
ТРЕБОВАНИЯ К РЕПЕРТУАРУ
1. Художественная ценность произведения
2. Доступность для понимания детей
3. Соответствие возрастному диапазону
4. Песня должна представлять интерес для детей
5. Песня должна соответствовать вокальному росту ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность
В данной статье представлен педагогический опыт внедрения в образовательный процесс ведущего метода обучения развития способностей одарённых учащихся – метод...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2 города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...
Доклад "Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Доклад по теме "Развитие творческих способностей на уроках и во внейрочной деятельности"...
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...
Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность
Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся. По мнению зарубежных...
Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через ...