ДОКЛАД «Развитие творческой одарённости в музыкально-художественной деятельности» МАСТЕР-КЛАСС" Макарьев -день по русскому календарю"
материал по музыке

Бикбова Румия Дамировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Прежде чем начать занятие и  отправиться  в мир Русской народной Музыки, мне хочется отметить, что сегодня, 1 февраля, по народному календарю - Макарьев день.
  2. И моё занятие я хочу сделать небольшой подготовкой к традиционному народному празднику, празднику Масленице. 

К сведению: Прозвище Макара — весноуказчик. По этому дню наши предки судили о весне. Ясная погода - тепло придет скоро: 

«На Макара капель — в весну раннюю верь». 

А вот если в этот день мела метель — то  на Масленицу  Холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным. 

  1.           Ну а какой праздник на Руси без русского народного  инструмента? А какого – узнаете из загадки.

  1.       Собой хвалиться я не смею

Всего лишь три струны имею

Но я тружусь,

Я не лентяйка, Я озорная …     балалайка

  Открывается  картинка БАЛАЛАЙКИ, затем предлагается послушать звуки этого прекрасного инструмента, без которого не проходил ни один праздник и сейчас.

Слушание (отрывка) произведения, исполняемого балалайкой: Скерцо Баха. 

       Что мы знаем о балалайке? (рассказ на фоне музыки)

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов русского народа. Родство с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать,   пустозвонить, калякать’. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

  1. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Василий Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
  2.      23 июня в России отмечается международный День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный.

А что бы попасть в этот мир народной, нам нужно распеться и распевочка будет музыкальным приветствием для мира Музыки.

Распевка  «Здравствуйте!». Участники отмечают радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку.

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/1.png

7.  Нам предстоит выучить новую песню, песню в народном стиле, песню об этом инструменте, но прежде мы её послушаем.  

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПРИПЕВ:

Балалайка, балалайка,

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка.

Способы разучивания  песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

 1) краткое вступительное слово педагога;

2)  показ песни;

3) беседа с детьми о песне;

4) чтение поэтического текста песни 1 куплета;

5) разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа:

ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

Разучивание по фразам. В этот период работы обращается внимание  на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.

Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала музыкальный рук. пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей  плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.

 Метод заучивания, где используется исполнение на инструментах.

Отстукивание ритмического рисунка ложками, металлофоном

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПОЁМ

8.ПРИПЕВ:

Балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВЛЕВО

балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВПРАВО

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка

ИМИТАЦИЯИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ +

Металлофон - «бряцаннье»

ПРОИГРЫШ

ДОБАВЛЕНИЕ колокольчиков

Заключительная часть занятия.

Рефлексия деятельности.

Обсуждение того, что узнали, итого, как работали –Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось

9. Рефлексия настроения (можно вначале и в конце)

МОЁ НАСТРОЕНИЕ ПОХОЖЕ НА:…

  1. солнышко
  2. солнышко с тучкой
  3. тучку

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/4.png



Предварительный просмотр:

Развитие творческой одаренности дошкольников в   музыкально-

Актуальность:  

      Практика работы     показывает, что музыкально-одаренные дети, не просто  готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально- одаренными детьми стала актуальной и значимой в моей работе.

Цель работы с одаренными детьми: Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.

Задачи: 

1. выявление музыкально-одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. выявление детей с выраженной музыкальностью.

3. организация индивидуальной работы с детьми с выраженной музыкальностью.

4. организация просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально-одаренными детьми.

   

Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.

Однажды виноградную лозу спросили:

«Как высоко ты можешь дотянуться?» -

И она ответила: «Дайте мне руку,

и я дотянусь до самого солнца»

(Притча)

Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет).

Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости

можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях.

Пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Пение не самоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей.

Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его

развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.

2. Одаренность это системное, развивающееся в течении жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов, качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в   той или иной деятельности.

3. Одаренность      =  генетическая база+социальные аспекты +специально организованная деятельность

4. Классификация детской одаренности: дети, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, организаторской, художественной, спортивной и др.

Классификация специальной одаренности детей: дети,

достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов.

5. Критерии творческой одаренности:

  • ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
  • имеет высокий энергетический уровень;
  • часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  • способен по- разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен…

6. Музыкальная одаренность: качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью:

  1. ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает;
  • определяет какая нота ниже какая выше.

8. Основной признак музыкальности – эмоциональное переживание музыки, как выражения некоторого содержания.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности.

В. А. Сухомлинский. Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми

  1. Музыкальность по Теплову
  • Общие музыкальные способности: Богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, что относится к свойствам личности, к переживаниям эстетического характера

Специальные музыкальные способности:

  • Качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности

10.

Дискуссионным остается вопрос из каких компонентов состоит этот комплекс способностей т.е. музыкальности.

В современном искусствоведении, музыкознании, психологии при исследованиях проблем музыкальной одаренности первоначальному анализу подвергаются индивидуально-психологические особенности индивида, требующиеся только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух) и музыкальные способности, применимые и для музыки, и для многих других видов человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания). Этот особый комплекс индивидуально-психологических особенностей в отечественном и зарубежном музыкознании получил определение «музыкальность». При этом сегодня учитывается тот факт, что понятие «музыкальная одаренность» гораздо шире по смысловому содержанию, чем «музыкальность»

Для подтверждения данного факта можно  рассмотреть биографию и  творчество Н. А. Римского-Корсакова, характеризующегося.

Во-первыхсилой, богатством и инициативностью воображения, которые начали проявляться у него уже в детские годы и притом сначала не по отношению к музыке. «Я был очень изобретателен на игры, писал композитор, – умел целыми часами играть один. Запрягал стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго….разбирал и собирал часы….»

Во-вторых, необычайным богатством зрительных, в частности, цветовых, образов и теснейшей связью цветового воображения со зрительным: «…знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются исключительно только в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там и до минор, и си и ля, и все, что вы хотите…

В-третьих, его умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, обострив то психическое состояние, которое обычно называется вдохновением.

В-четвертых, волевыми особенностями личности, которые привели к созданию 14 опер, 12 симфоний, кантат, произведений для скрипки, фортепиано и т. д. и т. п.

Таким образом, музыкальная одаренность, кроме музыкальных способностей, включает в себя и одаренность в области разнообразных общих способностей.

Говоря о Роли пения в развитии музыкального интеллекта и творческих способностей детей

и

об Использовании музыкальных инструментов в вокальной работе для активизации слухового внимания и развития чувства ритма

  1.   ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

ЗАДАЧИ:

1.  Воспитание  любви и интереса к певческой деятельности

2. развитие эмоциональной отзывчивости

3. формирование певческих навыков.

4. развитие исполнительского мастерства.

5. расширение музыкального кругозора.

6. Развитие творческих способностей детей.

  1.   ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Правильное звукообразование

2. Правильное дыхание

3. Дикция

4. Чистота интонации

5. Ансамбль

6. Эмоционально-выразительное  исполнение  

13. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА  ВКЛЮЧАЕТ: 

1. вокальные упражнения;

2. работу над певческой установкой;

3.работу над певческим дыханием;

4.работу над звукообразованием и динамикой;

5.работу над артикуляцией и дикцией;

6.работу над ритмом и темпом;

7. работа над расширением диапазона;

8.работу над интонацией и выразительностью.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

  • - быть легкой для детей и педагогов;
  • - быть интересной для них;
  • - быть систематической;
  • - быть групповой формой обучения.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре
  • -воспитание интереса и любви к музицированию.
  • -практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
  • -создание предпосылок для развития творческого мышления.
  • -знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а, следовательно, замечаний со стороны взрослого, и, таким образом, придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения:  

1. дыхательные упражнения без звука;

2. звуковые дыхательные упражнения;

3. упражнения под музыку.

Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы,  а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Звуковедение:

Педагог должен всегда выполнять  правила:

 1) вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;

2) обучать навыку пения необходимо на материале простейших попевок;

3) перед детьми должна стоять конкретная задача;

4) необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;

5) надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования

1. Пение а сарellа. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, УКОЛОТЬ ее.

4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни, либо – солист поет куплет, а припев – все дети.

Артикуляция и дикция

Можно использовать следующие методические приемы: 1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

3. Озвученная артикуляционная гимнастика.

4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение  с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

5. Пальчиковые игры с предметами.

6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном  темпе, характере, с использованием звучащих жестов по К.Орфу

Основные положения расширения диапазона дошкольников (Г.П. Стулова) :

1) пение без придыхания, плавно;

2) при вокализации на гласную должна звучать  чистая фонема;

3) пение должно быть непринужденным;

4) рот при пении открывается умеренно;

5) петь без гримас и усилий;

 6) петь не громко и не тихо;

7) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;

8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком;

9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;

10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал.

Общий диапазон голоса у детей:              ( по Гуцману)

Возраст

Группа

Певческий диапазон

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет  

6-7 лет

Первая младшая

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная группа

ми1 - ля'

ре1 - ля1

ре1 - си-бемоль1  

ре1 - до2

до1 - до2


. ОХРАНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

• УЧИТЫВАТЬ ДИАПАЗОН РЕБЕНКА ПРИ ПОДБОРЕ ПЕВЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА

• ДОБИВАТЬСЯ НОРМАЛЬНОГО, ЕСТЕСТВЕННОГО ТОНА В РАЗГОВОРЕ С ДЕТЬМИ

• БЕРЕЧЬ ГОЛОС РЕБЕНКАОТ НЕНУЖНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НЕ ПЕТЬ ДОЛГО, НЕ ПОВТОРЯТЬ БЕСЦЕЛЬНО ПЕСНЮ)

• СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ КРИЧАЛИ

• НЕ ПЕТЬ НА УЛИЦЕ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА НИЖЕ +18С

ТРЕБОВАНИЯ К РЕПЕРТУАРУ

1. Художественная ценность произведения

2. Доступность для понимания детей

3. Соответствие возрастному диапазону

4. Песня должна представлять интерес для детей

5. Песня должна соответствовать вокальному росту ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность

В данной статье представлен  педагогический  опыт внедрения в образовательный процесс  ведущего   метода обучения развития способностей  одарённых учащихся – метод...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2         города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...

Доклад "Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Развитие творческих способностей на уроках и во внейрочной деятельности"...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"

 Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных...

Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через ...