Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность
статья по теме
В данной статье представлен педагогический опыт внедрения в образовательный процесс ведущего метода обучения развития способностей одарённых учащихся – метод творческого характера. Особого внимания заслуживает в этой связи научно-исследовательская деятельность учащихся. Эта работа способствует развитию интеллектуально и творчески одарённых учащихся и формированию навыков научной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_suhodol_gbousoshno1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность»
Л.И.Николаева, учитель обществознания
(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области)
Аннотация
В данной статье представлен педагогический опыт внедрения в образовательный процесс ведущего метода обучения развития способностей одарённых учащихся – метод творческого характера. Особого внимания заслуживает в этой связи научно-исследовательская деятельность учащихся. Эта работа способствует развитию интеллектуально и творчески одарённых учащихся и формированию навыков научной и творческой деятельности.
В процессе реформирования системы образования в течение последних лет распространяются инновационные подходы к обучению. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Особого внимания заслуживает в этой связи научно-творческая деятельность учащихся. Эта работа является одним из путей воспитания интеллектуальной инициативы школьников, формирования у них творческого мышления.
В нашей школе данный вид работы присутствует уже не первый год, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними.
Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Школьные научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера, т.е. являются своеобразным психологическим тренингом. Образовательные потребности таких учащихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 8-11-х классов, а также некоторые школьники 1-7 классов.
На начальном этапе работы составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. Научный руководитель на консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. На этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы.
В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.
В ходе подготовки к научно- практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями - от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), но и компакт - диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Критерии оценки полученных сведений - полнота, достоверность, четкость изложения. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.
Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие.
Этапы работы над научным исследованием.
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Сформировав у учащегося ключевые компетентности, научный руководитель помог школьнику приступить к написанию научно-исследовательской работы.
В результате проделанной работы были сформированы ключевые компетентности:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.
Творческая инициатива ребенка развивается только тогда, когда инициативен педагог.
Для того, что бы работа в этом направлении была результативной, и сам учитель должен обладать определёнными компетентностями:
> быть творческой личностью
> постоянно заниматься самообразованием
> занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
> уметь прогнозировать перспективу
Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод, что детская одарённость – сложное, многоаспектное явление. В «Рабочей концепции одарённости» (М., 2003 г .) она определяется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Также современные учёные сходятся в том, что одарённость – потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться, при этом очень многое зависит от окружающей среды и педагогического руководства.
Основная цель организации работы с одарёнными школьниками: развитие у учащихся интереса к интеллектуальной деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности творчески мыслить, а также укрепить в них уверенность в своих силах. Достижение её возможно при реализации следующих задач:
1) выявлять способных и одарённых учащихся, проявляющих интерес к предмету;
2) использовать индивидуальный подход в работе с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных способностей.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся, ориентирована на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них проявить и реализовать себя, т.е. развивать свою социальную и личностную компетентность. Формируются такие новые качества ученика, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Об эффективности работы педагога в данном направлении можно судить по результативности участия учащихся в научно-практических конференциях разного уровня, по выбору предметов для прохождения государственной итоговой аттестации и, соответственно, уровню, который они при этом показывают, а также по выбору учащимся дальнейшей образовательной траектории: смог ли учитель разглядеть, не погасить, а развить творческую одарённость воспитанника, и грамотно сопроводить его на протяжении всего периода обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2 города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...
"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"
Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...
ДОКЛАД «Развитие творческой одарённости в музыкально-художественной деятельности» МАСТЕР-КЛАСС" Макарьев -день по русскому календарю"
https://cloud.mail.ru/public/3Kr2/Bibgb5frKССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮhttps://cloud.mail.ru/public/3Kr2/Bibgb5frKиhttps://cloud.mail.ru/public/29af/fpeG4Yg5h...
Развитие творческой одаренности через научно – исследовательскую и проектную деятельность.
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/224760...
Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность
Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся. По мнению зарубежных...
Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через ...