«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
статья
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.
Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружат одаренность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью, такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.
Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружат одаренность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью, такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда родители опасливо присматриваются к увлеченности ребёнка, видя в этом чрезмерность. В других семьях способностями ребёнка восхищаются, охотно демонстрируют его знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие. Талантливые дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. Детям с признаками одаренности в жизни труднее, чем обычным. Труднее не зависимо от того восхищаются ли ими, считают ли их странными. Родители могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка, то чего не ожидали.
А вот мы, педагоги, должны быть готовы к работе с талантливым, одаренным ребёнком. Мы должны стать той золотой серединой, которая будет благодатной почвой для творческого роста ребёнка и педагогической поддержкой родителям. Нам необходимо вовремя подсказать, и направить родительское воспитание и совместно создать для талантливого ребёнка ситуацию успеха.
Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, для проявления неординарности и индивидуальности ребёнка.
Педагог должен позаботиться о том, чтобы деятельность организованная им скрывала в себе ситуацию успеха.
- Во-первых, деятельность должна приносить удовлетворение субъекту, и не выполняться по принуждению и необходимости.
- Во-вторых, без усилий индивидуума невозможна ситуация успеха. Сама личность должна определить свою деятельность- как успех.
Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, своё неумение и неопытность
А если ребёнок значительно опережает своих сверстников, его творческий потенциал достаточно высок, способности явно уже заложены природой, и всё получается с первого раза, без видимых усилий, и это особенно заметно в коллективе. Как не остановить развитие ребёнка, не заставить его ждать других и не потерять интерес к деятельности?
Работа в хореографическом коллективе, где важно участие каждого на получение общего результата полагает вовлеченность ребёнка в созидательный прочес. Это значит, каждый получает свой успех, кто-то через труд, добиваясь точного выполнения движений, кто-то от успешной работы в дуэте, где более способный приблизит к себе, найдёт место на «пьедестале», для менее одаренного ребёнка. И именно таким образом создаст для себя ситуацию успеха.
Педагогу важно сориентировать ребёнка и выделить сферы его деятельность для реализации себя, как личности.
Важным инструментом создания ситуации успеха служит концертная деятельность.
Концерт- это праздник на всю жизнь как для артиста, так и для зрителя. Ребёнка манит на сцену тайна актёрского перевоплощения. Подготовка к концерту требует больших усилий и внимания педагогов, воспитанников, помощи родителей. Именно, во время творческого процесса, репетиций, подготовки костюмов исчезает дистанция возраста, место каждого не определяется принадлежностью к ученическому или педагогическому коллективу. Педагог становится доступнее детям, ребёнок более понятен для педагога, растёт взаимный интерес и симпатия.
Концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся.выступление на сцене позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, т.е пережить успех, признание зрителей, а зрители- это родители, сверстники, педагоги, знакомые.
Концертная деятельность даёт возможность проявиться неординарности, индивидуальности ребёнка, снимает детские комплексы, делают их раскованнее.
Другой аспект концертной деятельности состоит в том, что она помогает ощутить атмосферу культуры, духовные и материальные ценности, получить ценностное представление о мире. Этому способствует создание яркого образа культуры, событий, чего удаётся добиться с помощью включения зрительного и музыкального ряда, с помощью создания имитированной среды, театрализации танца и песни, ролевой игры, костюмирования и других приёмов и средств, стимулирующих эмоциональную сферу.
Концертная деятельность- это та ниша, в которой талантливый ребёнок найдёт возможность ощутить и пережить ситуацию успеха.
И адекватная оценка родителей и педагогов, совместная радость через сопричастность позволяют растить успешного человека. А успешный человек- это счастливый человек. Талантливому человеку ощущение счастья просто необходимо, как доказательство особого дара и гармонии с миром.
Если в семье растёт талантливый ребёнок, о чём надо помнить.
- Маленькие дети не по собственной воле оказываются на сцене. Их туда приводят родители. И хотя мамы утверждают будто ребёнок сам мечтает стать танцором, актёром, певцом, на самом деле об этом мечтает мама и именно она реализует свои амбиции. Талантливый ребёнок- это не только успехи, достижения, приятные знакомства- это ещё физическое здоровье и психика. Хорошо, если ребёнок занимается в коллективе с удовольствием- это расширяет его кругозор, помогает завести друзей и познать что-то новое.
- Совсем другое дело, когда эти приятные занятия превращаются в изнурительный труд. Когда родители, устав от ответственности перед талантом, отправляют его в свободное плавание: «ты уже большой», «ты должен сам это делать», «твои концерты меня замучили», «это твой костюм, ты им и занимайся». Ещё хуже, когда родители увлеченность ребёнка используют, как «шантаж»: «получил 2 по математике,- в танцевальный не пойдешь».
В этом случае ребёнок практически лишается возможности быть успешным и просто счастливым. Стоит ли подвергать неокрепшую детскую психику таким испытанием?
Давайте отбросим амбиции и взглянем на ситуацию трезво. Способен ли ребёнок справляться с нагрузкой самостоятельно. Может быть, стоит подумать не об «оценках» и «месте в первой линии», а позаботиться об отдыхе ребёнка. И чтобы успехи ребёнка не меркли на фоне нереализованных амбиций взрослых, не били больно по формирующейся детской самооценке.
Талантливый ребёнок всегда в центре внимания, и не зря говориться «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЯЗАНИЯ.
Различные формы обучения на занятиях художественного вязания....
Педагогическая мастерская:«Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...
Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".
На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации....
Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»
Темаметодического объединения:«Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительногообразования детей.»...
Развитие художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения
Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединенияОдин и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, академическую, спортивную и тв...