Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
статья по биологии
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через организацию в школе научно-исследовательской работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческой одарённости обучающихся
через научно-исследовательскую деятельность
Банеева Инна Юрьевна,
учитель биологии и географии
высшей квалификационной категории,
руководитель Школьного научного общества учащихся
Аннотация.
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через организацию в школе научно-исследовательской работы.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы развитие способностей ребенка невозможно.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. Вот почему необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Необходимы разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам. Ребенок генетически предрасположен к учению, ему изначально интересно все, что происходит в мире. Любознательность детей способствует активному изучению действительности.
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.
Наша задача создать условия для развития учащихся. И мы считаем, наиболее подходящим в этой области – это организация исследовательской деятельности учащихся. Определенная группа детей школьного возраста, приобщаясь к научным знаниям через эксперименты, опыты на уроках, мечтают расширить свои знания, другие стать серьезными учеными в будущем. Для поддержания и развития познавательного интереса школьников можно и важно предложить детям заняться исследовательской работой.
Если ранее исследовательская деятельность не была обязательным требованием, то в стандартах нового поколения это становится обязательным. Мы рассматриваем исследовательскую деятельность, как условие самоопределения, а это необходимое требование самоорганизующейся личности. Исследовательская работа дает обучающимся большой прирост. В этой области уже на протяжении многих лет мы имеем стабильные результаты.
Чтобы способствовать развитию творческой личности, разработана система организации исследовательской деятельности учащихся.
Учебно-исследовательская работа с учащимися ведется по следующим направлениям:
- исследовательская работа как составляющая часть учебного процесса – сообщения, доклады, проекты учащихся, мини - исследования;
- исследовательская деятельность как дополняющая часть учебного процесса – элективные курсы, кружки, конкурсы;
- исследовательская деятельность параллельная учебному процессу – научно-практические конференции разного уровня, олимпиады.
Так, в 2012 году в школе было создано научное общество учащихся «Поиск» с целью:
- пробудить интерес у учащихся к наукам;
- осуществлять непрерывное восходящее развитие природных и формирование новых способностей в познавательной деятельности;
- формирование индивидуального стиля ученика-исследователя.
В основу работы положены принципы развития творческого мышления и творческих способностей, учета индивидуальных особенностей и профессиональной направленности, самостоятельного исследовательского поиска.
Учащиеся, проявившие интерес к изучению отдельных предметов, занимаются в развивающих кружках: «Юный турист», «Юный исследователь», «Научная лаборатория».
Учащиеся, имеющие повышенную мотивацию к исследовательской деятельности, активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Первыми слушателями и экспертами являются учащиеся и педагоги на ежегодной школьной конференции «Старт в науку». Основная цель её - создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников. Подготовка и проведение конференции способствует развитию творческой одаренности учащихся школы. Ведь научно - практическую конференцию школьников можно рассматривать как средство расширения образовательной среды школы.
В подготовке конференции принимают участие все заинтересованные лица. Выступления проходят по секциям, в ходе которых и учителя, и учащиеся обмениваются взглядами на различные проблемы. Эта конференция является стартовой площадкой для выхода на более высокий уровень.
Лучшие исследовательские работы рекомендуются для участия в ежегодной научно - практической конференции школьников города «Шаг в науку - ЮНИОР» и «Шаг в будущее». Ежегодно учащиеся участвуют и занимают призовые места в научно-практических конференциях Всероссийского уровня «Национальное Достояние России»; Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юный исследователь» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»» http://www.future4you.ru; Межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев».
Внедрение основ исследовательской деятельности позволяет привлекать все больше учащихся к участию в различных конкурсах, проектах, олимпиадах, конференциях, в том числе дистанционных. Ряды наших исследователей растут с каждым годом. Это дает учащимся бесценные уроки, порождают стремление оправдать оказанное доверие, победить в научном соревновании, достичь успеха.
Навыки исследовательской деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности учащихся, что реально осуществимо в условиях дополнительного образования в школе.
Если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, и поможет овладевать методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых учащихся.
Литература:
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
- Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.
- Кураева Н. М. Развитие творческих способностей учащихся особенности творческой одаренности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://shelgimn.ucoz.ru/publ/6-1-0-19]
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Рабцевич Т.А. Развитие творческой одаренности и самореализации личности учащихся в условиях профильной школы» // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/65259]
- Селевко Г. К. «Организация внеурочной деятельности учащихся» // «Образование в современной школе» № 3 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.
Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...
"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"
Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...
Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....
Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»
Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"
Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...