Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства "Образы богатырей"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Попова Татьяна Владимировна.

Урок в 5 классе, на котором учащиеся знакомятся с трактовкой образа богатырей в музыке, живописи, литературе, сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_5_klasse._obraz_bogatyrey.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства в 5 классе.

Тема: «Образ богатырей в музыке, литературе  и изобразительном искусстве».

Цели:

  1. Познакомить с воплощением образа богатыря в разных видах искусств.
  2. Развитие навыков выразительного чтения стихов, вокально-хоровых и
  3. Способствовать воспитанию патриотизма,

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты видеофильмов, рисунки учащихся, словарь В.И.Даля, выставка книг.

Записи, которые нужно сделать, подчеркнуты. Они же должны быть в тетрадях по музыке у учащихся.

Ход урока.

- Приготовились слушать музыку (стоя).

Симфония №2 «Богатырская» Александра Порфирьевича Бородина ( 2 мин)

- Ребята, какая по характеру музыка только что прозвучала? (Волевая, решительная, сильная. Музыка могучая, сильная, суровая, звучит очень медленно, тяжело, громко, показывая сильных и больших людей, но одновременно и добрая, мягкая) 

- Кого вы представили, слушая эту музыку? (Могучего бесстрашного богатыря на коне в доспехах)

- Садитесь. Откройте тетради по музыке и запишите тему нашего урока

Слайд 1. Тема.

- «Образ богатырей в литературе, музыке и изобразительном искусстве».

- Вы прослушали отрывок симфонии №2 «Богатырская» Александра Порфирьевича Бородина.

Слайд 2. Бородин.

- Сегодня на уроке мы узнаем, в каких ещё музыкальных произведениях раскрываются образы богатырей, как художники воплощали эту тему в своих полотнах, вспомним литературные произведения о богатырях.

- Кто же такие богатыри? (Ответы детей)

- Где можно найти точное лексическое значение этого слова? (В толковом словаре)

- В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля

Слайд 3. Даль.

Слайд 4. Словарь. Показ словаря с выставки книг.

дано лексическое значение не только слова «богатырь», но и однокоренных слов.

Слайд 5. Лексическое значение.

(Дети поочередно читают со слайда)

- Этимологический словарь Крылова гласит, что

Слайд 6. Этимология.

- Где впервые вы встретились с богатырями, которыми издавна славилась земля русская? (Былины)

Выставка.

- Вы много читали былин в начале учебного года. И не только те, которые помещены в учебнике, но и брали вот эти книги  в школьной библиотеке.

- О каких богатырях  вы читали в былинах? Назовите их имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

-Какими вы их представили?

- А вот известнейший художник Виктор Михайлович Васнецов (портрет)

Слайд 7. Васнецов.

представил нам сразу трех былинных богатырей на своей картине «Богатыри».

- Посмотрите видеофильм об этой картине.

Видеофильм «По залам Третьяковки»

Слайд 8. Богатыри.

- Эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Я очень надеюсь, что когда вы в будущем попадете в нашу столицу, обязательно посетите эту галерею и увидите воочию картину Васнецова «Богатыри».

- Вы, наверное, знаете, что раньше города защищали от нападения врагов  высокие стены, окруженные рвом с водой. И только через ворота  можно было выйти из города. Как вы думаете, какими же должны быть ворота для таких могучих, сильных людей, которых изобразил Васнецов?

- Конечно большими. Такими, какими описал их композитор

Слайд 9. Мусоргский.

Модест Петрович Мусоргский в пьесе «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». После прослушивания пьесы ответьте на вопрос «Что передает музыка?»

Модест Петрович Мусоргский в пьесе «Богатырские ворота»

из фортепианного цикла «Картинки с выставки»  (2 мин. 30 сек.)

Слайд 10, 11, 12. Ворота.

- Что же передает музыка? (Торжественность, мощный облик киевских  «Богатырских ворот» и одновременно – силу, величие, талант и душевную  красоту  русского народа)

- Не только художник Васнецов обращался в своем творчестве к теме богатырей. Посмотрите, как изображали богатырей другие художники и подумайте, почему композиторы и художники так часто обращались к этой теме?

Слайд 13, 14, 15. Музыка «Богатырской симфонии».

(Хотели видеть на Руси сильных людей, способных защитить от врагов родную Отчизну)

- Да, действительно, русский народ видел в богатырях могучих воинов, способных в любую минуту встать на защиту земли русской. Вслушайтесь в слова храброго защитника русской земли Александра Невского. Как твердо и точно он передал в небольшой фразе характер всего русского народа.

Видеофильм «Александр Невский»

- Да, русский народ очень гостеприимный, но …

Слайд 16. Слова Невского.

- Давайте и мы хоть немного, но почувствуем этот могучий, решительный дух богатырей, защитников нашей земли. Выполним упражнения физминутки,  как могли бы это сделать сильные, здоровые телом и духом люди.

Физминутка музыкальная.

Группа «Цветы» Песня «Богатырская сила»

- Молодцы! Отлично справились.

- Мы переходим ко второй части нашего урока и эпиграфом к ней я взяла вот эти строки.  

Слайд 17. Слова Пушкина.

Читаю:                                       И очутятся на бреге,

                                                     В чешуе, как жар, горя,

                                                     Тридцать три богатыря,

                                                     Все красавцы молодые,

                                                     Великаны удалые…

- Из какого произведения Пушкина эти строки? (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

- Правильно. К теме богатырей обращались многие писатели и поэты, так как богатыри – один из символов Руси, выразительный, талантливый символ патриотизма. Какие еще литературные произведения посвящены могучим, сильным воинам, защитникам русской земли? (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

- Мы с вами учили это стихотворение. Кто нам его напомнит? (Червочкин, Шаговская)

- О каком сражении писал Лермонтов?

- Когда оно состоялось?

- С кем воевала Россия?

Слайд 18. Бородино.

- 26 августа (7 сентября) 1812 года на Бородинском поле под Москвой произошло великое сражение за право «быть или не быть России».

Слайд 19. Панорама Бородинского боя.

- 15 часов длилось оно. Гремели тысячи орудий, звенели сабли кавалеристов, в яростные рукопашные схватки бросалась пехота.  

- Недаром помнит вся Россия» славные имена

Слайд 20. Герои Бородино.

Кутузова, Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова и других героев Бородинской битвы.

- Ребята, как вы считаете, можно их назвать богатырями? Почему? (Сильные, смелые, преданные Родине)

Слайд 21. Бородино.

- О доблести и патриотизме русских солдат, генералов, офицеров, партизан и народных ополченцев сложены легенды, песни, стихи, созданы романы и повести. Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Давыдов, Лев Толстой, Федор Глинка и многие другие писатели и поэты отдали дань подвигу русской армии, нанесшей смертельную рану знаменитой и считавшейся непобедимой армии Наполеона.

- Ребята, вы учили стихи о Бородинской битве. Попробуйте прочитать их с воодушевлением, уверенностью в победе, чувством гордости за героев этого сражения, чувством огромной любви к Родине, которое испытывали русские воины в далеком 1812 году. А наши гости попробуют оценить выступление каждого. (Листочки с ФИ учащихся, название стихотворения, выразительность, оценка)

Учащиеся читают стихи

- Молодцы, ребята. Хорошо подготовились. Дадим жюри немного времени, чтобы подвести итоги.

- Мы с вами на уроках уже говорили об этом историческом сражении, и вы подготовили рисунки на тему Бородинской битвы. Все ваши рисунки будут участвовать в конкурсе «»,  результаты которого вы узнаете на общешкольной линейке.

- Ребята, обращаю ваше внимание на выставку книг, подготовленную к сегодняшнему уроку. Это книги о богатырях, о героях, истинных патриотах нашей Родины, сумевших в трудную минуту встать на ее защиту. ((Показать несколько книг). Советую вам их прочитать.

Слово жюри

- Во время войны на защиту Родины встают все: мужчины, женщины и даже дети. Песня, которую мы будем сегодня слушать, создаёт образ мальчишки-героя, достойного, чтобы его назвали богатырём своего времени. Песня была написана в 1964 году

Слайд 22. Трубач.

композитором Сергеем Никитиным на слова Сергея Крылова. И называется она «Песня о маленьком трубаче».

Слушание песни

- На следующем уроке мы будем разучивать эту песню. (Слова на листочках на партах)

- А теперь подведем итоги урока.

- Ребята, как вы поняли, кто такой богатырь?

- Какие музыкальные произведения, посвященные богатырям, мы слушали?

- С каким произведением живописи вы познакомились во время виртуальной экскурсии?

- Можем ли мы назвать богатырями  героев, защищающих Родину во время войны?

- Каким словом можно назвать богатырей, солдат, людей, защищающих свою Родину? (Патриот)

- Готовы ли вы стать патриотом?

Домашнее задание (на доске). Нарисуйте, какой сейчас современный богатырь – защитник Отечества. Каким вы себе его представляете.

 - Молодцы, ребята. Хорошо подготовились к уроку, получили заслуженные оценки. А закончить наш урок я хочу словами А.С. Пушкина, с которыми, я уверена,  каждый из нас согласится:

Слайд 23. Слова Пушкина. Богатырь.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

ПЕСНЯ О МАЛЕНЬКОМ ТРУБАЧЕ
Стихи Сергея Крылова, Музыка Сергея Никитина

1. Кругом война, а этот маленький...

 Над ним смеялись все врачи

-  Куда такой годится маленький,

Ну, разве только в трубачи?

А что ему? - Все нипочем:

Ну, трубачом, так трубачом!

2. Как хорошо, не надо кланяться

 - Свистят все пули над тобой.

Везде пройдет, но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему? Да потому,

Что так положено ему.

3.Но как-то раз в дожди осенние

В чужом неведомом краю

Полк оказался в окружении,

И командир погиб в бою.

Ну, как же быть? Ах, как же быть?

Ну, что, трубач, тебе трубить?

4.И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал –

И за трубой весь полк израненный

Запел "Интернационал".

И полк пошел за трубачом –

 За настоящим трубачом.

5.Солдат, солдат, нам не положено,

Ну что ж тут делать плачь, не плачь –

В чужом краю, в степи нескошенной

Остался маленький трубач.

А он, ведь он - все дело в чем! –

Был настоящим трубачом.

1964 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Презентация интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по творчеству Ф.И.Тютчеву

Запечатлённые мгновения. Мотивы родной природы в лирике и живописи. Страницы поэзии Ф.И.Тютчева...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

конспект интегрированного урока музыка-литература "Час мужества"

конспекты открытых уроков, материалы и презентации к проведению уроков по искуссвту, рабочие программы...

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар

Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...