Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс
план-конспект урока по музыке

Носырева Светлана Васильевна

Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_m.i.glinki_-_ivan_susanin_3_klass.docx29.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки 3 класс по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Тема

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Дата

Педагогическая цель

Познакомить с оперой «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты образования

Личностные: 

  • формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
  • расширение представлений о  русской музыкальной культуре, осознание национальной принадлежности;
  • развитие чувств сопереживания чувствам других людей, эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности.

Предметные: 

  • познакомятся  с музыкальными фрагментами и содержанием оперы «Иван Сусанин», с музыкальными терминами: интродукция, ария.

Метапредметные: Познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных  признаков.

Регулятивные: 

  • планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки;
  • формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально – творческой деятельности и деятельности одноклассников.

 Коммуникативные:

  • формирование умения планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально – творческой деятельности;
  • формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов, понятий).

Формы и методы обучения

Фронтальный

-метод  развития ассоциативно- образного мышления;

-вокально-хоровая работа;

- метод размышления о музыке.

Основное содержание темы, понятия и термины

Опера, знакомство с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин», интродукция, ария.

Образовательные ресурсы

Компьютер, музыкальный центр, аудиозаписи: увертюра к опере «Иван Сусанин»,  интродукция, Ария Сусанина, заключительный хор «Славься!»М.И. Глинка.

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые

УУД

1.Организационный момент.

Мотивация учебных действий

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Эмоционально воспринимают музыку. 

Личностные:

- выражать положительное отношение к уроку

2. Актуализация опорных знаний.

3. Постановка цели урока.

Знакомство с либретто оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Иван Сусанин совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.

С именем Ивана Сусанина мы попадём сегодня в музыкальный театр.

 Ребята, а что мы можем увидеть на сцене музыкального театра?

А что такое опера?

Как вы думаете, с каким музыкальным произведением мы будем сегодня знакомиться?

Да, именно так будет звучать тема сегодняшнего занятия – Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

 Оперу, балет.

Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

С оперой.

Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

Регулятивные: целеполагание, как постановка  учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме.

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

5. Знакомство с музыкальными фрагментами оперы.

6.Первичное закрепление знаний

7. Физкультминутка

8. Вокальная работа.

События, о которых рассказывает опера, происходили более 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - Войска польского.

 Главный герой этой оперы -  костромской крестьянин Иван Сусанин, который погиб за Русь.

В 1612 году Россия была оккупирована польскими войсками.  Польский король Сигизмунд III хотел посадить на русский трон своего сына - королевича  Владислава.

Избранный на царство Великим Земским собором, молодой царь Михаил Романов находился в селе Домнино, недалеко от Костромы, укрываясь от опасностей смуты. Он был под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина.

Поляки, узнав об избрании Михаила на царство, направили отряд на поиски молодого царя.

Добравшись до деревни Домнино, поляки устроили допрос местного населения. Кто-то из крестьян, не выдержав пыток, рассказал полякам,  где прячется царь. Тогда поляки потребовали от Сусанина отвести их к царю.

Сусанин согласился стать проводником, но повёл отряд в противоположном направлении в дремучий лес и болота. Узнав правду, враги зверски убили его.

Благодаря подвигу Ивана Сусанина  враги погибли в пути, так и не найдя дороги из леса.

Ну а теперь пришло время познакомиться с самой оперой.

Начинает оперу интродукция.

Интродукция - краткая начальная часть оперы, играющая роль вступления.

Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин».

  • Звучит интродукция (хор мужчин «Родина моя! Русская земля…») из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Какая звучала мелодия?

Как вы думаете, образы, каких героев были показаны этой мелодией?

Слушаем дальше.

  • Звучит интродукция (хор женщин «На зов своей родной страны…») из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Какой мелодия была теперь?

Мелодия показывала образ девушек, встречающих отважных бойцов. Она оживленная и светлая, близка к  хороводным песням.

  • Звучит ария Ивана Сусанина.

Охарактеризуйте эту музыку.

Да, это ария человека, который предчувствует свою смерть, но он знает, что ценой своей жизни он спасает Родину. И, конечно, вся опера показывает нам героизм человека, когда родная земля  и близкие в опасности.

А теперь мы перейдём ко второй части нашего урока – песня. Сначала выполним упражнение.

Вокальное упражнения «Самолётик»

Распевки. Работа над песней.

Знакомятся с сюжетом оперы.

Записывают в тетрадь.

Слушают музыку.

Звучала широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора и солиста.

Образ воинов - защитников.

Слушают музыку.

Мелодия звучала быстро, как плясовая. Исполнял ее женский хор.

Слушают музыку.

Ответы детей.

Выполняют упражнение.

Предметные: эмоционально воспринимать музыкальные произведения  и высказывать мнение о его содержании

Коммуникативные: активно слушать музыкальные произведения , обсуждать услышанное; использование речи для регуляции своего действия; вести диалог;

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных  признаков сравнивать музыкальные и художественные образы.

Личностные:  проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания

Предметные: размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные:

выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам

Познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных  признаков.

Личностные:  проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.

Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные:

выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам

Личностные:  проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания

9. Рефлексия.

Подведём итог нашего урока.

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

Перед тем как прозвенит звонок, мы послушаем с вами финальный хор из оперы «Иван Сусанин» - «Славься…»

Ответы детей.

Слушают музыку.

Коммуникативные:

формирование умения грамотно строить речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "

Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....

Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"

Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...

Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс

Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс...

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...

Урок в 4 классе Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».

Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин»....