"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "
план-конспект урока (музыка, 7 класс) на тему
Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._2_urok_muzykalno_teatralnyy_zhanr._opera_m._glinki_ivan_susanin.docx | 18.42 КБ |
v_muzykalnom_teatre_a._borodin_knyaz_igor.docx | 14.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 урок. Музыкально-театральные жанры (опера)
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы.
1.а) Драматургия музыкального произведения - это обобщение переживаний человека: страдание, смятение, тревога, протест, которые чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Конфликт- это основа драматургического развития.
Б) Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
В) Строение оперы.
Г) Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
2. Что нам известно об этом композиторе?
- Викторина: по творчеству М. Глинке (на оценку)(весь материал за начальн. шк, 5,6 кл.).
- Чтение в папках новых фактов и запись в тетрадь.
- Стр. 13, драматургия оперы? Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Создание таблицы и заполнение её в течении уроков 1 и 2 четверти.
Название сочинения, автор | Арии | Песни, каватины | Хоры | Танцы | Оркестровые номера |
М.И. Глинка | Ария Сусанина «Ты взойдёшь зоря» | Песня Вани, Каватина Антониды | Хор из интродукции. Хор «Славься!» | Полонез | Интродукция. |
3 урок.
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин».
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки.
Слушаем: Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин» (фрагменты)
- стр. 12-13 сравним нотные примеры.
- Слушаем: Сопоставление двух контрастных образов в интродукции,
(широкую, протяжную песню - песенность музыки, характеризующей русских, и горделивую, запоминающуюся музыку танца, характеризующую поляков. Это своего рода экспозиция оперы).
- Образ русских – песенность, образ поляков – танцевальность.
Слушать Хор интродукции.
- Сравните с нотным примером на стр. 12, что есть общего.
- Найдите два контрастных образа?стр.16 нотный пример.
Хотя надо понимать, что уже в хоре интродукции происходит завязка действия. Сопоставление контрастных образов интродукции, вариационное развитие двух тем (мужского и женского хора) приводят к мужественной энергичной теме - «русской фуге>>, выражающей силу и неустрашимость русского народа, как об этом писал сам Глинка).
- Почему в начале оперы звучит хор? (народ – главный герой оперы)
Стр. 14-15
Лирические образы Вани, Антониды. На с. 14-15 учебника записаны мелодии песни
Вани (из 1 действия оперы), а также мелодии рондо Антониды (из 1 действия оперы).
- Какие черты русского народа переданы в образе Антониды?
Каватина и рондо Антониды.
Песня Вани.
- Сравним нотные примеры песни и рондо.
- На что похоже строение мелодий? ( на рус.нар. п.)
- О чём это говорит?
- Вернитесь на стр.16 и сравните с первой мелодией всей оперы. В них есть сходство.
Вслушивание в основные мелодии главных персонажей - солистов (будь то Сусанин или Ваня) и в сопровождение, вторящее мелодии, звучащее в согласии с ней или противоречащее
(контрастирующее) ей, позволяет слушателям открыть искренность чувств или их противоборство в душе героя.
Ария Сусанина «Ты взодёшь, зоря» стр. 17
- Что передаётся в оперных ариях?
- Сравним нотный пример с другими ариями, есть сходство?
Хор «Славься».
- Сравнить с началом оперы.
Вывод: Драматургия оперы определяется её идеей, основанной на обобщении исторических событий в характерах действующих лиц, за которыми - мысль и чувство народа, видящего результат своих усилий.
Д\З: Сообщение или презентация: «Выдающиеся русские оперные певцы». Подготовка к проверочной работе.
Предварительный просмотр:
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь». Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве А. Бородина.
1. Викторина по М.Глинке и его опере.
А.П. Бородин, рус. комп. 19 в, член содружества русских композиторов «Могучая кучка», основная идея «кучки» продолжение в искусстве основной темы, кот. Начал М.Глинка, тема народа.
- Слушаем Богатырскую симфонию- пример воплощения образа народа в его творчестве.
2. стр.18. Какие события легли в основу оперы «Князь Игорь».
Драматургия оперы свойственна былинам, сказаниям и сказкам. События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования:
Неторопливый зачин ____________________________________________
Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование _______________________
Трудный и долгий путь, роковое событие ____________________________________
Тягостный плен _________________________________________________
Мотив чужедальней стороны _____________________________________
Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись _________
Счастливое возвращение на родину ________________________________________
- Стр. 19 нотный пример Пролог, хор «Солнцу красному слава!» сравнить с хором из оперы «Жизнь за царя » на стр. 17.
Слушаем хор из пролога, запись в таблицу. Характерные черты хора?
- Почему опера начинается с хора, сравнить с оперой М. Глинки.
Стр. 20 на бесстрашный вызов Игоря во время солнечного затмения самим небесам: «Нам Божье знаменье от Бога! К добру иль нет, узнаем мы ... Идем за правое мы дело!
». Эта же идея воплощается в форме драматургического конфликта между страстным желанием действовать и невозможностью ничего изменить в центральном эпизоде оперы - арии из II действия - главной характеристике князя Игоря.
Ария Князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».
Стр. 23 образ половцев. Хор «Улетай на крыльях ветра».Назовите характерные особенности музыки?
Сравним с образом поляков из оперы «Жизнь за царя».
Стр. 24 «Плач Ярославны» сравним нотный пример с стр.21, фрагмент из Арии князя Игоря.
- Какой образ создаёт одиноко звучащая мелодия в начале Плача?
Д/З: подобрать видеоряд с образом Ярославны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание по музыке для 5 класса по программе "Музыка" Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Урок №4.
Задания разной степени сложности для учащихся 5 класса.Урок №4. Математический диктант, определить названия и группы инструментов, выбрать из предложенной цепочки слов вокальные жанры и другие. ...
План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".
Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...
Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"
Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...
Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс
Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"...
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...
Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Крит-ская
Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...
Урок в 4 классе Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».
Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин»....