2 класс " М.И. Глинка опера "Иван Сусанин""
план-конспект урока по музыке на тему

Быкова Инна Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2a_klass3.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 27.01.16                                                                                                                                  Учитель школы: Хисамеева Л.П.

Класс: 2а класс                                                                                                                               Студентка: Быкова Инна, 40 группа

Кабинет: 202                                                                                                          

Школа: №93                                                                                                          

                                                                                                                                       

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Встречи с великими композиторами.»

Тема урока: « М.И. Глинка. опера «Иван Сусанин »»

Цель деятельности: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

 1.Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»

  2. Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

Метопредметные:

  1.Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации)

Личностные:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.

Ход занятия.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Орг. момент (вокальный)

5

- Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Дети приветствуют

Организовать свое рабочее место под руководством учителя

3

Изучение новой темы

16

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки.

Посмотрите пожалуйста на портрет, знаком ли вам этот композитор?

Какие факты вы из его жизни уже знаете?какие его произведения мы проходили и слушали?

Сегодня я вас хочу познакомить с еще одним его большим произведением, с оперой « Иван Сусанин»

Как вы думаете что такое опера? Опера – это произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)).

Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто — барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

    Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды-напеть фрагмент из романса), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”

   Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я». Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.Каким вам кажется финал оперы?

   Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву,а завёл поляков в глубокий лес?(он любил свою Родину,свой народ и не хотел,чтобы по Руси гуляли и правили иноземцы.)

    Можно с уверенностью сказать,что Иван сусанин –всенародный герой?(да,его подвиг живёт в сердцах уже почти четыре столетия.)

Заключительное действие оперы _ эпилог переносит нас в Москву на Красную площадь. Народ празднует победу над врагом , славит  родую землю, погибших героев, воинов отстоявших свободу России. Сверкающей радостью народной победы звучит ликующий хор «Слався» В величавом и мощном прославлении родной земли под колокольный звон слились воедино хор и оркестр.

Ребята я предлогаю послушать вам этот хор,что вы услышали?

Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

Дети слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

4

Пение.

20

ВХТ

Методы

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические ,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

Мы с вами тоже очень любим нашу Родину-Россию и сейчас разучим песню которая так и называется «Моя Россия»

Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

6

Итог

5

Наш урок подошёл к концу, что нового вы сегодня узнали?

С творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?

Что нового вы для себя взяли?

Какой можно сделать вывод?

великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне,музыке русских композиторов.

Спасибо за урок, До свидание!

Дети слушают

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "

Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....

Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"

Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...

Опера " Иван Сусанин " М.И.Глинка

Краткое содержание оперы М.Глинки, история создания, значение оперы для русской  музыки....

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...

Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс

Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"...

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...