Урок в 4 классе Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».
план-конспект урока по музыке
Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин». | 73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе Дата:
Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».
Цели урока: знакомство учащихся с фактами биографии Михаила Ивановича Глинки, содержание оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»; развитие логического мышления, речи, познавательной активности через проблемные ситуации, музыкальных способностей детей; воспитание патриотизма, музыкальной культуры учащихся, интереса к творчеству русского композитора М.И. Глинки.
Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
- Осмысливать полученную информацию;
- Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
- Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
- Излагать свою точку зрения;
- Глубже понимать смысл произведения.
Коммуникативные:
- Воспринимать музыку как образное искусство;
- Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
- Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на стихи и на музыку.
Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Ресурсы:
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).
Ход урока.
Этап урока, виды работ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный этап 1. Приветствие | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. | ||
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Послушайте эпиграф, написанный на доске. «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» Константин Рылеев - Сегодня наш урок будет посвящён человеку, чей подвиг воспет в этом стихотворении, который пожертвовал своей жизнью ради Родины. | ||
III. Изучение нового материала
2.Слушание народной песни «Сусанин» 3.Разучивание народной песни «Сусанин» 4.Знакомство с биографией М.И. Глинки 5.Физминутка 6. Знакомство с содержанием оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» 7.Слушание арии Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» 8.Слушание хора «Славься» Вок. Хор. Раб | - Скажите, как называют таких людей? - Верно, этот человек – русский крестьянин Иван Сусанин. Он отдал жизнь за то, во что верил. Не позволил врагам творить зло на родной земле. - С 1610 по 1612 годы Москва была захвачена польскими войсками. В 1611 году Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали ополчение из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России. В августе 1612 года ополчение разбило польскую армию под Москвой, а в ноябре полностью освободило столицу. - 4 ноября мы отмечаем День народного единства, которые посвящены этой победе. Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади - Затем был избран новый русский царь Михаил Романов. - Поздней зимой 1613 года царь Михаил Романов и его мать Марфа жили в селе Домнино. Зная об этом, польский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили крестьянина Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь, Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был убит на Исуповском (Чистом) болоте. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. - Подвигу Сусанина посвящено много произведений. Одно из них – «Дума о Сусанине» Константина Рылеева. К этим стихам в народе сочинили музыку. Так появилась народная песня «Сусанин». - Послушайте, как она звучит, и расскажите о своих впечатлениях. (Песню исполняет учитель музыки). - Что вы можете сказать о песне, её характере, звучании? - Давайте разучим песню «Сусанин». Разучивание и исполнение песни с помощью учителя музыки (с использованием напечатанного текста). - Какую мы разучили песню? - Подвигу Ивана Сусанина посвящена и опера Михаила Ивановича Глинки (Портрет Глинки). - Родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. - Играть на фортепиано и скрипке Михаил стал уже в десятилетнем возрасте. Позже он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, создал первые свои сочинения. - Путешествовал на Кавказ, затем отправился в Италию, Германию. - Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. - Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. - С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, писал музыку: 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы, 20 песен и романсов. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. - Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен. - Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. - Предлагаю немного отдохнуть. - А теперь мы познакомимся с содержанием оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». - Опера состоит из четырех действий с эпилогом. Главные действующие лица оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды. Действие первое. 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приёмный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну. Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги ещё хозяйничают на родной земле. Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьянённые своими временными успехами, поляки хвастаются награбленной на Руси добычей, мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец , который принёс плохие для поляков вести! Весь русский народ восстал против врагов, польский отряд осаждён в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении, но грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Действие третье. Тем временем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к Минину, в Москву, Вначале Сусанин отказывается. Страха не страшусь, Смерти но боюсь, Лягу за святую Русь, — гордо говорит он. - Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Действие четвёртое. Всё дальше и дальше уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза: Чуют правду! Смерть близка, Но не страшна она: Свой долг исполнил я. -Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. - В это время звучит его ария «Ты взойдёшь, моя заря». Послушайте её и расскажите о своих впечатлениях. -Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария? - Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. Туда завел я вас, Куда и серый волк не забегал, Куда и черный вран костей не заносил! Туда завел я вас, где глушь и глад, Где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать! — с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шёл на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина. Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси – хор «Славься». - Что же передает хор «Славься»? - Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших. Колокольный звон — праздничный, радостный, передаёт победу русского народа. - Именно под звуки хора «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы. -«Дорогою добра» | - Герои, патриоты. - Песня напевная, протяжная, грустная, даже трагичная. - Народную песню «Сусанин». - Мужество, патриотизм. -Торжество, ликование | |
V. Рефлексия | - О чем мы говорили сегодня на уроке? - Ребята, какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина? - Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление? - Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной. Великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне, музыке русских композиторов. Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок. -На этом наш урок окончен. До свидания. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "
Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....
Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"
Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...
Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс. Тема урока "М.И.Глинка Опера "Руслан и Людмила". История создания оперы."
Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.Не меняя канвы пушкинского текста, ...
тест по теме "Музыкальная драматургия. Опера "Иван Сусанин" М.Глинки."
Проверочная работапо музыке №1 в 7 классе...
Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс
Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"...
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...
Проверочная по опере М.И. Глинки "Иван Сусанин" (7класс)
Обобщение по опере....