Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
план-конспект занятия по музыке (6 класс)
В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
: Раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке. | 37.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Урок по Музыке – 6 класс
Тема урока: «Юмор в музыке»
Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
учителя музыки высшей категории
МБОУ «Школа №2» г. Балашиха
Носач Светланы Анатольевны
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Музыка. 5-6 класс» Сергеева Г.П, Критская Е.Д., М.: «Просвещение». 2018.
Цель: Раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке. Задачи образовательные:
-Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии различных образов.
-Знакомство с произведениями, жизненным содержанием которых является юмор, шутка, баловство, веселая улыбка.
-Развитие творческого воображения.
-Формирование навыков восприятия и исполнения произведений музыки, литературы, живописи.
-Совершенствование умения определять на слух особенности выразительных средств.
Задачи развивающие: Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (живопись, музыка, литература); творческого мышления: памяти, внимания, воображения и вокальных навыков.
Задачи воспитывающие: Воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе. Воспитание слушательской и исполнительской культуры. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и образного мышления.
Оборудование и музыкальный материал: магнитофон, аудиокассеты-«Шутка» И.С.Баха, «Потешные сцены» из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского, ноты из хрестоматии по музыке за 6 класс – русская народная песня-шутка «Где ж ты был, мой черный баран?»; картины: «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина, «Завтрак аристократа» П.Федотова, лист ватмана, кисточки, краски, вода, кнопки, инструмент (аккордеон).
Виды деятельности учащихся:
выполнение устных творческих заданий;
ролевая гимнастика;
слушание музыки;
выполнения творческого задания в процессе слушания;
вокально-хоровая работа.
Методы обучения:
словесный;
наглядно-слуховой;
обобщение,
анализ,
творческие задания,
создание проблемно-поисковой ситуации.
Термины, понятия, выписанные на доске: юмор, сюита.
ХОД УРОКА
1.. Приветствие в трех видах: «Здравствуйте, ребята»
«Добрый день, дети».
«Я вас приветствую, друзья»
Учитель. Ребята, какое приветствие Вам понравилось больше?
Дети. Последнее. Оно было произнесено с улыбкой.
Учитель. Улыбка, чудный отблеск рая,
Дочерь, милая богам,
Мы вступаем, неземная,
Огнехмельными в твой храм.
Власть твоя связует строго
Все, что в мире врозь живет:
Каждый в каждом видит бога
Там, где веет твой полет.
(Шиллер)
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
Дети. О чём-то весёлом, о смехе!
Учитель. Тема нашего урока – Юмор в музыке. Цель нашего урока – познакомиться с особенностями и способами изображения юмора в музыке.
Для начала мы разберемся в самом понятии Юмор. Что это такое?
Дети выстраивают ассоциативный ряд: Настроение, смех, шутка, улыбка….
Учитель. А смех и улыбка – это одно и то же?
А какой бывает улыбка?
Дети.. Доброй, коварной, хитрой, глупой…
Учитель. А давайте попробуем изобразить разные улыбки, побудем
немного артистами.
(проводится ролевая гимнастика ). Весь класс разбивается на 3 команды. У каждой команды свое задание : Улыбнуться, как:
а) кот на солнышке;
б) вежливый японец;
г) мать младенцу.
Молодцы! Ребята, а при помощи чего вы сейчас смогли изобразить эти улыбки?
Дети. Интонации.
Учитель. Правильно. Интонация – основа человеческих чувств. А чтобы полнее рассказать о своих чувствах человек придумал множество различных языков: звуки, краски, поэтическое слово. т.е. искусство. А искусство-это зеркало жизни и чувств человека. И что является главным в искусстве?
Дети. Интонация.
Учитель. Мы знаем, что такие искусства как литература, музыка, живопись очень взаимосвязаны и говорить об одной музыке было бы не совсем правильно, потому что слово –это мысль;
музыка –это чувство;
краски –это эмоции;
Поэтому сейчас мы обратимся к живописи. Перед нами 3 картины.
«Джоконда» . Улыбка Джоконды такая неуловимая и загадочная, что уже несколько столетий человек не может разгадать чему же она улыбается. А может она знает что-то такое, чего нам никогда не узнать? Поистине – философская улыбка. Иное дело «Запорожцы» Репина. Вслушайтесь в эту солнечную, жизнерадостную картину.
разбор картины: (учащиеся разбирают и высказывают сои впечатления).
«Да здесь не улыбка, а просто неистовый хохот! Вот справа в белой папахе усатый гигант. Вы только представьте себе, какой всесокрушающий хохот вырывается из его легких, подобных кузнечным мехам! А тот, что спиной к нам повалился на бочку, - он уже дохохотался до того, что сейчас только обессилено стонет. А у левого края стола чубатенький старикашка- тот прямо повизгивает от удовольствия!
Переложить бы на оркестр этот смех! Какая заразительно-веселая симфония получилась бы!»
Ну а эта картина «Завтрак аристократа» не смеется. Автор сам посмеивается над своим героем призывает нас посмеяться над его глупостью. Все эти картины такие разные, но каждый из этих «кусочков» юмора вызывает в нашей душе теплоту. Не зря ведь говорят, что смех лечит.
Учитель. А теперь давайте обратимся к музыке. Что заставляет нас рассмеяться, когда мы слушаем музыку? Этот вопрос легче задать, чем на него ответить. Ведь каждый раз, когда вы объясняете почему шутка смешная, она перестает быть смешной. Шутки не терпят объяснений. Вот например, старинная история. Слон насмехается над мышкой : «Ха, посмотри на себя, крошка… да ты меньше, чем ноготь на моей левой ноге!» а мышь обиженно отвечает: «Послушай, но я ведь так сильно болела, так исхудала!»
(Улыбаются, потому что ответ мышки неожидан). В каждой шутке скрыта какая –то неожиданность, сюрприз. Но как только мы объяснили это, вы больше не смеетесь. Так что же и не браться за объяснение? Нет мы можем делать это без опаски, потому что у музыкального юмора есть одна прекрасная особенность. Обычную шутку второй раз слушать не интересно. А музыкальную шутку можно слушать сколько угодно. Примером такой музыки может служить пьеса из сюиты Баха для струнных инструментов с флейтой, которую он так и назвал «Шутка».
Сюита – сочинение из нескольких частей (4 и больше), близких друг другу по характеру.
Давайте вспомним кто такой Бах? Особенность его музыки?
Дети. Немецкий композитор-философ, полифонист.
Учитель. Давайте же посмотрим и послушаем чему же Бах улыбается.
(Во время прослушивания группа учащихся «художников»
красками изображает музыку)
ЗВУЧИТ «ШУТКА» БАХА.
Учитель. Сколько вы слышите участников?
Они идут рядышком или нет?
Дети. Их много, но 1 впереди.. А что он делает? - Дети..Пляшет
А те другие где? - Сзади
А какого они цвета, формы?
Холодные? Теплые?
Какой тип музыки применил в этом произведении Бах полифонию или гомофонию? ( и то и другое)
А теперь давайте вспомним творческий путь Баха.
Дети. Он всю жизнь проработал в церкви и случалось, что его выгоняли с работы за то, что он в духовную музыку вставлял народные мелодии.
Учитель. Наверное этими народными мелодиями Бах и подшучивал над церковной музыкой.
Вот мы попытались по-своему объяснить и разгадать эту шутку, но разве она стала нам менее интересной? Есть много видов юмора: остроумие, сатира, пародия, карикатура или просто клаунада. Все эти разные виды можно найти и в музыке. Но мы сразу должны понять самую важную вещь: музыка не может шутить ни над чем, кроме самой музыки. Композиторы посмеиваются над своей музыкой или музыкой другого композитора, но никогда не удастся ему передать в музыке шутку о слоне и мышке.
В распоряжении композитора тысячи способов сделать музыку смешной языком музыки.
Что такое язык музыки?
Дети. Это те средства музыкальной выразительности, через которые композитор передает свои мысли, чувства, настроение.
Учитель. А какие существуют выразительные средства?
Дети. Форма, ритм, лад, темп, динамика, мелодия, регистр, тембр.
УЧИТЕЛЬ. Да. Композитор может неожиданно усилить звук, внезапно остановиться, нарочно поставить неверную ноту, создавать контрасты. У музыкальной шутки тоже есть секрет: в ней таится какая-то несовместимость. Все шутки что-то высмеивают, что-то должно быть разрушено, опрокинуто. Вот так и в музыке можно разрушать, опрокидывать здравый смысл, как на арене цирка.
Что и делает в своей музыке И.Стравинский. Подробнее мы познакомимся с этим композитором во 2 четверти, а сегодня мы обратимся к его балету «Петрушка», где Стравинский рисует потешные сцены гуляний на масленице.
(Звучит отрывок из симфонической сюиты Стравинского «Потешные сцены»)
Учитель. Что необычного? Как композитор рисует веселье?
(какими средствами)?
Дети. Меняет темп, динамику, внезапно изменяет мелодию…..
Учитель. Музыка говорит живым языком о малейших оттенках радости, которая в
нашей жизни бывает такой многообразной. Уже в народном творчестве-
сокровищнице остроумия и шуток- есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьезного человека. И сейчас мы поработаем над народной песней-шуткой «Где ж ты был, мой черный баран».
(идет распевка: дыхание – ха-ха-ха выдох
Дыхание –хо-хо-хо выдох
У---------х на выдохе
ХУ------ вдох-выдох)
Исполняется песня с обыгрыванием персонажей.
Учитель. Сегодня мы познакомились с разными произведениями искусства, но все их можно поставить в один ряд: жизненным содержанием которого является юмор, шутка, баловство, веселая улыбка. Все эти черты очень важны в жизни, потому что улыбаясь люди становятся добрее. А искусство и в частности музыка для того и существует, чтобы люди были добрыми и красивыми. А что может быть красивее улыбающегося человека!?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"
Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической)...
Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"
Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа. Материал подготов...
урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".
На уроке учащиеся знакомились с музыкой симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему, представляли музыку космоса....
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Презентация составлена для дистанционного обучения. Для программы Музыка 7 класс, Критская, Сергеева. Материал подробный, что позволяет сэкономить время на чтении учебника. В задании к презентации - с...
Итоговый тест 7 класс по теме: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"
Тест составлен по принципу "забегания вперед и возвращения к пройденному". Основная цель - установить степень усвоения определенного материала....
Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...