Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "Сюиты в старинном стиле" Шнитке, затем - трио, "Трио "Памяти великого артиста" Чайковского. И только потом обращались к музыке Бородина. Два года назад мы (вместе с литератором Любовью Юрьевной Ворониной) создали и провели интегрированный урок по этой теме. Он прошел успешно, но работать вдвоем на одном уроке не всегда удобно.
К уроку, который здесь представлен, надо подготовиться заранее. Силами нескольких учеников (пятиклассниками или старшеклассниками) готовится театрализованная постановка мини-оперы Олега Оскаровича Юргенштейна, моего учителя по дирижированию. Она называется "Басни Крылова" и очень хорошо вписывается в тему урока. В мини-опере - 3 басни: "Мышь и Крыса", "Ворона и лисица" и "Стрекоза и Муравей". Есть вступление и заключение. Иван Андреевич Крылов - вместе со своими героями. Как на памятнике в Летнем саду. Между первыми двумя баснями можно поставить танец "Мыши с сыром". По сюжету Ворона находит сыр, который обронили мыши. Участвует в постановке весь класс, он исполняет все хорвые партии. Герои - в костюмах. Для детей - это настоящий праздник.
Для этого урока была создана презентация и подобран видеоролик с исполнением "Ноктюрна" из "Струнного квартета".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_sozdaniya_obraza_v_muzyke_i_literature_2.docx | 16.79 КБ |
slovo_i_zvuk_kak_sredstvo_sozdaniya_obraza.ppt | 1.78 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Средства создания образа в музыке и литературе».
5 класс.
Цель: углубление знаний о творчестве Крылова И.А. и Бородина А.П..
Задачи предметные:
- ввод в лексикон новых терминов и слов («образ», «квартет», «мораль», «басня», «ноктюрн», «аллегория»)
- продолжить формирование навыков слушания, анализа, исполнения.
Задачи метапредметные:
- способствовать овладению учащимися навыками сравнения и сопоставления художественных и музыкальных образов, способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к духовным ценностям русской культуры средствами музыки и литературы;
- продолжить воспитание уважения к классической музыке и литературе.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, CD –диски, плакат с музыкальными инструментами симфонического оркестра, рабочие листы.
Ход урока. У нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока – «Средства создания образов в музыке и литературе». (Презентация). Мы рассмотрим эту тему на примере произведений Крылова и Бородина. Приготовьте, пожалуйста, рабочие листы.
- Что же такое образ? (Читаем определение). Образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях или словах. Рождение музыкального образа зависит от того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой.
Крылов И.А. родился в Москве, в небогатой семье. Отец умер очень рано, Иван начал работу с 11 лет, переписывая бумаги в канцелярии.
1
Он стал старшим мужчиной в семье, младший брат называл его «тятей».
Затем Крыловы переехали в Петербург. Всю сознательную жизнь Иван Андреевич прослужил в Публичной библиотеке. Там же и жил, так как был человеком небогатым и человеком трудной судьбы. Басни начал писать довольно поздно, лет в 40. За всю жизнь было написано около 200 басен, а изданы они были в последние годы жизни. В Летнем саду благодарные потомки поставили баснописцу памятник, где он сидит в окружении своих героев.
- Каких героев?
- Слон, Волк, Лев, Ягненок, Медведь, Пчелы…
- А какие басни вы знаете?
- «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», …
- Чтение басен не только ваше любимое занятие… Вдохновлялись Крыловым яркие музыканты и художники. Ребята нашего класса покажут свое выступление. Это мини-опера под названием «Басни Крылова». Музыка была написана моим учителем по дирижированию, очень талантливым композитором Олегом Оскаровичем Юргенштейном.
Театрализованная постановка. «Мышь и Крыса». «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Заключение.
- Какие герои участвуют в опере?
- Крылов, Крыса, Мышь, Ворона, Лисица, Стрекоза, Муравей, Сырный дух. Хор тоже участвует в исполнении.
- Можно ли назвать басни музыкальными? В каких фразах «живет» музыка?
- «Ты все пела? Это дело: так поди же. Попляши!»; «Что. ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица»; «И, верно, ангельский был должен голосок, спой, светик, не стыдись».
-Но есть одна замечательная басня, очень известная, музыкальная…
- «Квартет».
2
- Мы послушаем эту басню в необычном исполнении.
Звучит басня «Квартет» с «музыкальным « сопровождением.(текст по учебнику).
- Понравилась басня?
- (ответы учеников).
- Обычно басня состоит из двух частей: сюжета и морали. В любой басне действуют животные, но мы прекрасно понимаем, что за этими образами «скрываются» люди с их характерами. Такое художественное изображение называется «аллегорией». Найдите мораль.
- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»
- Кто является выразителем морали?
- Соловей.
- Почему именно этот герой?
- Соловей – замечательный певец, он может осуждать героев. Он хорошо чувствует музыку.
- Почему герои басни не годятся в музыканты?
- Они разные, не умеют играть, не разбираются в музыкальной грамоте.
Ученики выполняют задание № 1 в рабочем листке. Опишите героев басни, используя однородные определения.
Медведь – неуклюжий, тугоухий… ( поговорка «Медведь на ухо наступил»),
неповоротливый, грубый, резкий.
Мартышка – легкомысленная. Неусидчивая, непоседливая, суетливая.
Осел – упрямый, немногословный.
Козел – неумный, не чувствующий музыку. Бестолковый.
- Почему у героев басни не получилось сыграть квартет?
- Герои – не музыканты, у них нет музыкального таланта, не умеют
3
договариваться, не могут слушать друг друга.
- Опишите, пожалуйста, музыку, которую исполняют горе-музыканты, используя однородные определения. Это задание № 2.
- Грубая, резкая, громкая, неблагозвучная, визгливая, невыразительная.
- Слышали ли вы мелодию в этом «произведении»?
- Нет.
- А хотите услышать квартет? Кстати, что же такое «квартет»?
- Это ансамбль, состоящий из четырех исполнителей.
- Обратимся к тексту, какие это будут инструменты?
- Альт, бас, две скрипки. (Показ на плакате).
- Что такое «бас»? Такого инструмента на плакате нет.
- Контрабас.
- Во времена Крылова так называли виолончель.
Выполнение задания № 3, 4.
- А теперь мы все-таки послушаем настоящий квартет.
Звучит «Ноктюрн» из «Струнного квартета» Бородина (видео).
- Понравилась ли вам музыка? Похожа она на музыку, которую пытались исполнить музыканты Крылова? Какой характер?
Задание 5.
- Давайте проверим.
- Лирический, мягкий, спокойный, плавный, задушевный…
- Это произведение называется «Ноктюрн». Это слово в переводе означает «ночной». Свое произведение русский композитор Бородин Александр Порфирьевич посвятил своей жене Екатерине Сергеевне. Как же он относился к Екатерине Сергеевне.
4
- С уважением, с любовью.
Далее - рассказ с презентацией.
Жил в нашем городе удивительный человек – Александр Порфирьевич Бородин. Еще в юности он заинтересовался химией, превратившейся в главное дело жизни. Он стал настоящим ученым, академиком. А музыка, которой он тоже увлекся в детстве, существовала в его жизни на правах забавы. Он сам подбирал музыку на фортепиано, мама пригласила для него учителя для игры на флейте, а затем – на фортепиано. Самостоятельно научился играть на виолончели. Он обладал феноменальной памятью, еще в юношеские годы знал наизусть симфонии Бетховена и Гайдна. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет, так и не успел ее дописать. Изобретение. Его часто называли «воскресным музыкантом».
Вывод. Слушая произведение Бородина, читая басни Крылова, мы получили представление о действительности или образе. Что помогает композитору и литератору создавать образ в музыке и литературе?
Вывод записываем на листке. Звуки и слова.
5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деталь как средство создания образов
Открытый урок литературы в 9-ом классе на тему: "Деталь как средство создания образов"....
Исследовательская работа на тему: «Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа». Часть 1.
Большая исследовательская работа охватывает ряд крупных произведений классической литературы. В 1 части рассказывается о говорящих именах и фамилиях в 3 произведениях: "Недоросль", "Горе от ума", "Мер...
«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2
Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...
Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей. Часть 3.
В 3 части исследовательской работы говорится об именах героев пьесы Н.Гоголя "Ревизор", рассказов М.Булгакова "Собачье сердце", И. Тургенева "Муму", И.Бунина "Лапти", А Платонова "Юшка"...
урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...
Интерактивный тест " Литература и музыка" 8 класс.
Интерактивный тест "Литература и музыка " является обобщающим итогом знаний музыкальных и литературных произведений ....
Средства создания образа в рассказе И. Тургенева "Бирюк"
Конспект урока содержит работу над выявлением средств, с помощью которых создается портрет главного героя рассказа...