урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".
план-конспект урока по музыке (6 класс)
На уроке учащиеся знакомились с музыкой симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему, представляли музыку космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
космический пейзаж | 26.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе
Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»
Тема урока: «Космический пейзаж»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Вид урока: урок- путешествие
Задача: знакомство учащихся с произведениями композиторов Ч.Айвза и Э.Артемьева
Цели:
1) образовательная: учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.
2)развивающая: совершенствовать музыкальное восприятие; развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор.
3) воспитательная: пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, магнитофон.
Сценарий урока.
Слайд 1
I.Вход в класс под музыку «Утро в горах» муз. А.Я. Кокойти
II.Музыкальное приветствие. Организационный момент.
III. Мотивационно- целевой этап.
( на парте у каждого учащегося лежит звезда, краски, которые будут использованы для творческого задания)
Определение произведения, композитора, настроения, характера музыки.
- Какой музыкальный образ воплощен в музыке?
-Какими музыкальными средствами?
Слайд2
-Мы живём планете Земля. Мы наслаждаемся красотой лесов, полей, морей, океанов, гор, цветущими цветами на лугах, и всё это наполнено разнообразной музыкой природы. Мы смотрим на звёзды в высоком бескрайнем небе…
Раскрытие общей задачи урока.
(на доске – символ урока – комета)
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Вам может подсказать эпиграф нашего урока: ( читается на слайде 3)
Мы видим, мы слышим,
Как светят нам солнца,
Как дышат на блики
Нездешних миров…
(Константин Бальмонт)
Д: О космосе
Учитель: Называется тема урока « Космический пейзаж»
- Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.
- Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?
(ответы детей)
Слайд4
- Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие?
Учащиеся: Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…
Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:
Слайд 5
-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др
Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:
Слайд6
-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагеддон»… Какие можете назвать вы?
(ответы детей)
Слайд7
Учитель: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.
- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?
Д: 1961г , космонавт- Юрий Гагарин.
Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?
Д: Астрономия.
Уч: Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.
Уч: Что мы называем Вселенной?
Д: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.
Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?
IV. Работа по теме урока.
Слайд8
Уч: Еще в начале 20 века американский композитор Чарльз Айвз
по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».
Предлагаю поработать в группах и узнать из письменных источников о жизни и творчестве этого композитора.
Работа в группах: 1 группа : _Где и когда родился Чарльз Айвз, сколько лет прожил и кем он был?
2 группа : Кто научил Чарльза Айвза экспериментировать, и когда к нему пришла известность?
3 группа: Когда он написал пьесу «космический пейзаж и как сам Айвз описывает эту музыку?
Ответы детей.
Уч: Сейчас прозвучит фрагмент этого произведения.
-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.
-Сколько вы услышите образов?
-Как будет меняться музыка?
-Какие инструменты будут исполнять?
- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?
Слайд9-16
2Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Анализ прослушанной музыки (ответы детей)
Два образа: первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)
второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые
инструменты)
У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.
Уч: Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса( показ цветового спектра).
-В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.
- И вы можете помочь, своей фантазией, музыке обрести другое наполнение цветом.
- Одни обратят внимание на красоту звезд, сияние пространства, движение в космосе, пояса астероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров.
Уч: В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа».
Проблема:- Как вы думаете, почему?
( ответы детей)
Слайд17
3. «Звездная река» Сл и Муз. В Семенова- исполнение песни.
- Какой инструмент аккомпанировал нам песню? (синтезатор)
Слайд18
Проблема: Когда появился синтезатор?
Самостоятельная работа с материалами.
Ответы детей: (в1960г.)
Учитель: В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный (инструмент) электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина, создателя первой цвето-музыкальной установки.-С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.
Слайд19
Уч: Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества -звук.
Работа в группах: 1 группа: По какому пути пошёл композитор Эдуард Артемьев?
2.группа: Какой был переломный момент в судьбе музыканта?
3 группа: Когда появилось первое электронное произведение «Мозаика»?
Ответы детей.
Слайд20
Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» ( читаются слова)
Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
К. Бальмонт
Уч: Что в изобразительном искусстве означает слово мозаика?
Д: Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и т.д)
( обратить внимание на витраж )
4Творческое задание: На звездах, которые лежат у вас на столе, создайте эскиз своего цветового космоса.
( дети выполняют задание на цветовое моделирование под музыку)
Слайд21
5. Слушание пьесы «Мозаика» в исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.
-Какие образы создает композитор в этой пьесе?
-Какие звуковые эффекты использует композитор?
( на фоне музыки идут слайды )
Слайд 13
Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей)
-Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной.
-Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…
Уч: Творческий итог работы Э.Артемьева над «Мозаикой связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нем себя.
6. .Выставка работ вокруг символа-кометы.
V. Обобщение урока.
Уч: С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия?
-Какие произведения вы услышали?
7Исполнение песни «Трава у дома» муз. В. Мигуля, сл. А. Поперечный
VI:Рефлексия: - Что больше вам запомнилось, поразило?
-Что вы расскажете своим друзьям?
-Понравился ли вам урок?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.
9.. Выход из класса вод музыку группы «Зодиак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической)...
Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....
«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Презентация составлена для дистанционного обучения. Для программы Музыка 7 класс, Критская, Сергеева. Материал подробный, что позволяет сэкономить время на чтении учебника. В задании к презентации - с...
Итоговый тест 7 класс по теме: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"
Тест составлен по принципу "забегания вперед и возвращения к пройденному". Основная цель - установить степень усвоения определенного материала....
Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...