урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".
план-конспект урока по музыке (6 класс)

 На уроке учащиеся знакомились с музыкой  симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему,  представляли музыку космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл космический пейзаж26.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         Урок в 6 классе

Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Космический пейзаж»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Вид урока: урок- путешествие

Задача: знакомство учащихся с произведениями композиторов Ч.Айвза и Э.Артемьева

Цели:

1) образовательная: учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

2)развивающая: совершенствовать музыкальное восприятие; развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор.

3) воспитательная: пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  фортепиано,  магнитофон.

Сценарий урока.

Слайд 1

I.Вход в класс под музыку «Утро в горах» муз. А.Я. Кокойти

II.Музыкальное приветствие. Организационный момент.

III. Мотивационно- целевой этап.

( на парте у каждого учащегося лежит звезда,  краски, которые будут использованы для творческого задания)

Определение произведения, композитора, настроения, характера музыки.

- Какой музыкальный образ воплощен в музыке?

-Какими музыкальными средствами?

Слайд2

 -Мы живём планете Земля. Мы наслаждаемся красотой лесов, полей, морей, океанов, гор, цветущими цветами  на лугах, и всё это наполнено разнообразной музыкой  природы. Мы смотрим на звёзды  в высоком бескрайнем небе…

  Раскрытие общей задачи урока.

(на доске – символ урока – комета)

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Вам  может подсказать  эпиграф  нашего урока: ( читается на слайде 3)

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат на блики

Нездешних миров…

(Константин Бальмонт)

Д: О космосе

Учитель: Называется тема урока « Космический пейзаж»

- Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам еще не знакомы.

- Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(ответы детей)

Слайд4

- Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали  разные образы. Кто из вас помнит ,какие?

Учащиеся: Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели-  фантасты:

Слайд 5

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:

Слайд6

-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагеддон»… Какие можете назвать вы?

(ответы детей)

Слайд7

Учитель:  В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

Д: 1961г ,  космонавт- Юрий Гагарин.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Д: Астрономия.

Уч: Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.

Уч: Что мы называем Вселенной?

Д: Безграничный  и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

IV. Работа по теме урока.

Слайд8

Уч: Еще в начале 20 века  американский композитор Чарльз Айвз

по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

 Предлагаю поработать в группах и узнать из письменных   источников о жизни и творчестве этого композитора.

 Работа в группах: 1 группа : _Где и когда родился Чарльз Айвз,  сколько лет прожил и кем он был?

2 группа : Кто научил Чарльза Айвза  экспериментировать, и когда к нему пришла известность?

3 группа: Когда он написал пьесу «космический пейзаж и как сам Айвз описывает эту музыку?

Ответы детей.

Уч: Сейчас прозвучит  фрагмент этого произведения.

-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

-Сколько вы услышите образов?

-Как будет меняться музыка?

-Какие инструменты будут исполнять?

- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?

Слайд9-16

2Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Два образа: первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)

                     второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые    

                    инструменты)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

Уч: Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса( показ цветового спектра).

-В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.

- И вы можете помочь, своей фантазией,  музыке обрести другое наполнение цветом.

- Одни обратят внимание на красоту звезд, сияние пространства, движение в космосе, пояса астероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров.

Уч: В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа».

 Проблема:- Как вы думаете, почему?

        ( ответы детей)

Слайд17

3. «Звездная река» Сл и Муз. В Семенова- исполнение песни.

 - Какой инструмент  аккомпанировал нам песню? (синтезатор)

Слайд18

  Проблема: Когда появился синтезатор?

Самостоятельная работа с материалами.

 Ответы детей: (в1960г.)

 Учитель: В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный (инструмент) электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина, создателя первой цвето-музыкальной установки.-С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.

Слайд19

 Уч: Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала  рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества -звук.

Работа в группах: 1 группа: По какому пути пошёл композитор Эдуард Артемьев?

2.группа: Какой был переломный момент в судьбе музыканта?

3 группа:  Когда появилось первое электронное произведение «Мозаика»?

 Ответы детей.

Слайд20

Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» ( читаются слова)

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

                                                              К. Бальмонт

Уч: Что в изобразительном искусстве  означает слово мозаика?

Д: Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и т.д)

( обратить внимание на витраж )

4Творческое задание: На звездах, которые лежат у вас на столе, создайте эскиз своего цветового космоса.

( дети выполняют задание на цветовое моделирование под музыку)

Слайд21

5. Слушание пьесы «Мозаика» в исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

-Какие образы создает композитор в этой пьесе?

-Какие звуковые эффекты использует композитор?

( на фоне музыки идут слайды )

Слайд 13              

           Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей)

-Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной.

-Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…

Уч: Творческий итог работы Э.Артемьева над «Мозаикой связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной  точки и осознать в нем себя.

6. .Выставка работ вокруг символа-кометы.

V. Обобщение урока.

Уч: С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия?

-Какие произведения вы услышали?

 7Исполнение песни «Трава у дома» муз. В. Мигуля, сл. А. Поперечный

VI:Рефлексия: - Что больше вам запомнилось, поразило?

                                 -Что вы расскажете своим друзьям?

                                    -Понравился ли  вам урок?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения  писателей, художников  о космосе.

9.. Выход из класса вод музыку  группы «Зодиак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки.  Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической)...

Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Презентация составлена для дистанционного обучения. Для программы Музыка 7 класс, Критская, Сергеева. Материал подробный, что позволяет сэкономить время на чтении учебника. В задании к презентации - с...

Итоговый тест 7 класс по теме: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"

Тест составлен по принципу "забегания вперед и возвращения к пройденному".  Основная цель - установить степень усвоения определенного материала....

Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.

Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...