Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
план-конспект урока по музыке на тему

Рыц Татьяна Геннадьевна

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки.  Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_napravleniya_muzykalnoy_kultury.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема 2 раздела: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Ф. И. О. педагога:

Рыц Татьяна Геннадьевна

Предмет:

музыка

Класс:

7

Дата:

25.01.2016

Тип урока:

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Тема урока:

Два направления музыкальной культуры.

Духовная (религиозная) музыка. Светская музыка.

Форма урока:

Беседа, рассуждение

Элементы содержания:

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки.  Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка.

Линии сопоставления музыки:

Русская – зарубежная

Светская – духовная

Вокальная – инструментальная

Полифоническая - гомофонная

Музыкальный материал:

- «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» И.С. Баха;

- Фрагмент из реквиема В.А. Моцарта;

- «Не отвержи мене во время старости» из духовного концерта М. Березовского;

- «Всенощное бдение» С. Рахманинова

- «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. Бородина.

Формирование УУД

Планируемые результаты учащегося

Деятельность учителя

Предметные:

С. 88-91

- Проверяет домашнее задание.

- Определяет тему урока.

- Называет цели-результаты учащихся на конец урока.

- К каким жанрам музыкального искусства относится понятие музыкального драматургия (опера, балет, оратория, оперетта, мюзикл, музыкальный кинофильм).

- В чем проявляются закономерности музыкальной драматургии? (с.84)

- Каким образом проявляется развитие в музыкальном произведении? (через что?): через изменение тем, интонаций, мелодии.

- Назовите главный принцип развития музыки (с.85).

- Приведите примеры принципа повторения (с. 85).

Принципы

Примеры

Принцип варьирования (изменение)

Способ развития музыки, чаще всего встречающийся в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации (здесь композиторами испльзуется контрданс — деревенский танец)

Финал Симфонии №3 «Героической» Л. Бетховена;

Финал Симфонии № 4 П. И. Чайковского (вариация р.н.п. «Во поле березка стояла»)

Принцип имитации (подражание)

повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Часто используется в народном хоровом музицировании, а также в различных формах полифонии — канонах, фугах.

«Ноктюрн» из Квартета № 2 Бородина.

Принцип секвенции (следование)

перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Б.У.

  1. Работает с текстом индивидуально. Находит ключевые моменты в тексте, отвечает на вопросы учителя.

Слушание музыки:

Произведения в форме фуги:

- Хор «Господи, помилуй!»  из «Высокой мессы» И.С. Баха;

- «Аве Мария» Шуберт;

- Реквием «Слезный день», В.А. Моцарт

- 1-я часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского;

- «Всенощное бдение» С.С. Рахманинова

Слушание музыки:

- Вальс № 10 си-минор, Ф. Шопен;

- Баллада № 1 соль-минор, Ф. Шопен.

Вводит в тему урока.

Дает задание:

- Объясните понятия духовная и светская музыка.

- Выделите особенности данных понятий в таблице.

1. Духовная музыка. с. 88

Восточная православная церковь

Западная католическая церковь

Целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов

Литургия, и всенощная, венчание и молебен.

Месса, реквием, страсти, кантаты

В основе знаменный распев – это…

В основе хорал – это многоголосное пение в сопровождение органа или оркестра

Произведения С.С. Рахманинова, М. Березовского

Березовский чаще всего писал музыку для хора a capella

Произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Шуберт

Бах чаще всего писал музыку для органа и хора

Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие

2. Светская музыка –музыка, свободная от церковного влияния. С. 90

- В 16 в. развивается камерная музыка (от лат. комната). Вокальная или инструментальная светская музыка, написанная для небольшого состава исполнителей.

- Два вида: народно-песенная и танцевальная музыка

- Венские композиторы-классики – Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.

- Классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.

Личностные УУД:

- формирование этических чувств эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- изучает и сравнивает различные принципы развития музыки;

- определяет понятия, обобщает, устанавливает аналогии;

- осмысленно читает и разбирает текст.

- наблюдает за развитием творческого интереса учащегося, создает благоприятные условия для работы.

Регулятивные УУД:

- удерживает цели на протяжении урока.

- контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

- владеет основами самоконтроля и самооценки;

- размышляет, рассуждает и делает выводы.

- создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу.

- отслеживает самоконтроль учащихся;

- предлагает самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (группы оценивают друг друга);

Коммуникативные УУД:

- работает в группе, осуществляет информационную, познавательную и практическую деятельность.

- формулирует полные ответы на вопросы.

- проводит рефлексию.

- дает задание группам, отслеживает работу.

- выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы;

- совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

Музыка в 7 классе. "Симфоническая музыка"

Презентация по теме "Симфоническая музыка" в 7 классе....

урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".

На уроке учащиеся знакомились с музыкой  симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему,  представляли музыку космоса....

Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Презентация составлена для дистанционного обучения. Для программы Музыка 7 класс, Критская, Сергеева. Материал подробный, что позволяет сэкономить время на чтении учебника. В задании к презентации - с...

Итоговый тест 7 класс по теме: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"

Тест составлен по принципу "забегания вперед и возвращения к пройденному".  Основная цель - установить степень усвоения определенного материала....

Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.

Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...