конспект открытого урока по предмету сольное пение
план-конспект урока по музыке

Боровик София Анатольевна

открытый урок на тему "Музыкально-художественный образ в музыкальных произведениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.odt18.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по сольному пению

тема: «Музыкально-художественный образ в вокальных произведениях».

Преподаватель: Боровик София Анатольевна

Ученица:  Григорьева Мария (14 лет), третий  год обучения

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока:

Закрепить умения и навыки, полученные в течение двух лет обученияРаскрыть художественный образ в песни П. Чайковского «Зима» из цикла «16 детских песен»

Задачи

Обучающие:

- закрепление и дальнейшее развитие музыкально- слуховых и певческих навыков,

- развитие артикуляционного аппарата

- учиться  выразительно исполнять песни,  вдумываясь в их содержание

Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление

- развивать творческую фантазию и воображение,

- развивать музыкальное восприятие

Воспитывающие:

- Воспитывать любовь и интерес к музыке;

- Формировать навыки певческой и речевой культуры.

- Воспитывать музыкальный вкус и чувство стиля у учащейся

Вид урока: практическая  работа, беседа

Форма урока:

Индивидуальная

Тип урока – интегрированный характер урока, обобщение и систематизация полученных  знаний.

Используемые принципы – наглядность, доступность, последовательность.

Используемые педагогические технологии – проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы:

  • Информационно-рецептивный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый

Методические приемы:

- словесный (пояснения поставленных задач, беседа с учеником, обмен информацией, комментарии к исполнению)
- наглядный (показ музыкальных отрывков исполнителей данной песни, сравнение исполнения)
- практический (пение ученицы, воплощение поставленных задач при пении)

Ожидаемый результат:

-выразительное исполнение  песни

- цельная фразировочная  линия

-четкая артикуляция

-единая певческая позиция

Оборудование:

-Фортепиано

- Зеркало

-Компьютер


Структура  урока:

I этап (Вступление)
- приветствие, организационный момент
II этап (Основная часть)
- дыхательные упражнения, упражнения на развитие артикуляционного аппарата
- настройка вокального аппарата (распевание)
-мелодекламация текста изучаемой песни (П. Чайковский «Зима»)
- проблемная ситуация на основе учебного материала

III этап (Заключение)
- домашнее задание
- выводы, итог урока

I.Вступление, приветствие. (2 мин.) 
Преподаватель: 
Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой поработаем над   художественным образом  в песни «Зима».

Ведь мы с тобой знаем, что мало исполнить песню хорошим звуком, правильной техникой. Безусловно правильная техника стоит на первом месте, но, чтобы слушатель не скучал, как мы должны музыкальное произведение?
Ученица: Выразительно.

Преподаватель: Правильно! Сначала мы потренируем свой вокальный и артикуляционный аппарат.

II.Основная, практическая часть. (35 мин.)

1.Начнем с дыхательного упражнения (1 мин)

2. Тренировка артикуляционного аппарата (1мин)

3.Распевка (3 мин)

Работа над песней (30 мин)

  Теперь возьми ноты песни «Зима».  Прочитай текст песни  как бы нараспев, выразительно, но помни, мы читаем не разговорным голосом, а певческим. Это как?

Ответ ученицы. (Дыхание берем правильно, на слегка поднятом нёбе, все согласные проговариваем, звук «р» немного удлиняем).

 Читай так, чтобы зрителю было понятно о чем ты читаешь, чтобы ему интересно было тебя слушать. Но прежде всего тебе самой должно быть понятен смысл этого текста. Выделяй ударные слова. Представь, что ты находишься в том самом месте, где происходит действие.  Где и что происходит? (светлая комната, дед возвещает о приходе зимы, ожидание рождественского праздника, детская радость)

Ученица мелодекламирует стихотворение «Зима» Плещеева.

Хорошо! А теперь послушаем эту песню в исполнении двух человек, но не артистов, мальчика Даниила и женщины-певицы, имя не указано. Сравни, у кого более выразительней получится? (Ученица сравнивает, обосновывает ответ. Более выразительней у женщины. Слова дедушки интонационно выделяет (поет чуть медленнее, изображая речь пожилого человека).  Дикция четкая, свободная нижняя челюсть).

 Теперь попробуй исполнить сама. Помни про звук. Его не нужно глубить внутрь себя. Направляй его на верхние передние зубы. Держи «точку» под носом. Речитативные моменты озвучивай. Проверяй челюстные замочки, они должны быть раскрыты.  Слова пропевай четко, иначе нельзя говорить ни о какой выразительности, когда половина слов будет непонятна . Мы ведь понимали певицу, о чем она поет? (Да). Но это техническая сторона исполнения. Напомню,
мы с тобой должны добиться яркой эмоциональной  окраски. Глазки должны «гореть». Мы поем о детской радости. И пусть эти праздники прошли, но они повторяются ежегодно.  И все их  всегда ждут — и стар и млад!

Исполнение песни «Зима» П. Чайковского (слежу за всеми вышеперечисленными нюансами).

После исполнения совместно анализируем песню:

Какой динамический оттенок стоит в начале песни? (форте)

Сколько лиц участвуют  тексте? (три лица-автор, дед, дети)

Нужно ли интонационно делить их слова ? (да)

Как нужно спеть слова деда? Вспомни как пела певица (чуть медленнее, глубже, но не внутрь себя)

 Слова «Доброй весточкой ….» спеть  медленнее и глубже, а на слове «говорит» возвратиться в высокую  позицию и чуть потише.

Слова «Все зимы вы ждали...» озвучивай голосом, не шепчи и четко выпевай каждое слово, слова пой вперед.

В конце фразы  «Посмотрите-ка в окно» стоит ритенуто, как ты думаешь зачем?

Предполагаемый ответ (дед предчувствовал восхищение и удивление детей)

Такое же место, только с другими словами встречается еще раз в песне. В конце фразы «Недоверчиво глядят» мы снова наблюдаем ритенуто. Что здесь нужно обозначить?

Предполагаемый ответ (настороженность детей, недоверчивость). Почему? (в начале текста есть слова «мороз, как декабре», значит на дворе ноябрь) . Конечно. У Чайковского есть произведение Ноябрь. «На тройке»  из цикла «Времена года». Вроде бы  это и осенний месяц. Но это 19 век. Видимо, в те времена зима начиналась с ноября. Чайковский писал о ноябре так:«Стоят морозы, но солнце ещё немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами.» Если мы с тобой наберем в поисковике -Чайковский «На тройке». Нам покажут только зимний пейзаж. Давай попробуем (ищем, убеждаемся).

Далее «Слава Богу!»  слова детей, повторяемые дважды, как нужно спеть? (радостно, ярко). Да, но если ты не сделаешь опорного звучания на этом месте, радости и яркости будет мало.

Потом мы наблюдаем радостную кутерьму в голове детей — коньки, санки, горки, снежки.  Но самые радостные праздники зимой это? (Новый год, Рождество). На санках и коньках можно целую зиму кататься, а вот эти праздники всего недели две. Поэтому место «И рождественская елка» композитор обозначил динамическим оттенком фортиссимо, это и есть кульминация. Поэтому ты должна сберечь силы для этого места. И не забывай про опору и свободную нижнюю челюсть.

Попробуй сейчас исполнить песню еще раз, обращая внимание на эти моменты.

Повторное исполнение песни.

III. Заключение (3 минуты).

Хорошо, Маша!  Дома  ты поработай  еще над этой песней. Декламируй текст. При чтении  выделяй ударные, т. е. главные слова.  Обрати внимание на те места, которые в нашей песне получились маловыразительными.  Речитативные места почитай сначала медленнее, потом постепенно ускоряй. Там где замедление замедляй, там где форте или фортиссимо — читай ярко. Находясь наедине с собой, прочувствуй  этот момент радости. Не забывай про артикуляционную гимнастику.

За старательность  тебе  «отлично». До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по предмету английский язык (10 класс филологический профиль) по теме: « Еда и Здоровье»

Согласно поурочному плану разработанный урок является третьим уроком по теме « Еда и здоровье»  Тип урока – ролевая игра, совершенствование речевых навыков и составление совместной проектной рабо...

Конспект открытого урока по предмету математические представления и конструирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга  Конспект открытого урока по предмету математические представления и конструирование...

План-конспект открытого урока по предмету: "Классический танец"

План-конспект группового открытого урока по предмету: "Классический танец" рассчитан на учащихся второго класса хореографическиго отделения детских музыкальных школ и школ искусств. Урок соответствует...

Конспект открытого урока по предмету "Развитие психомотрики и сенсорных процессов" с 3 классом на тему "Классификация предметов и и изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) и основные цвета"

ЦелидеятельностипедагогаКоррекционно-образовательная: закрепить умения классифицировать предметы и их изображения по форме и повторение основных цветов в процессе познавательной деятельности.Коррекцио...

Конспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие предметы"

Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект открытого урока по предмету "Арифметика" на тему "Выделение семи предметов из множества"

Тема:Выделение 7 предметов из множества. Соотнесение цифры и числа 7. Цель урока:       Учить соотносить цифру с соответствующим множеством предметов; Задачи урока:Образо...