«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».
«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
Цели:
1. Определить тему, идею произведения «Слова…», особенности системы образов, познакомиться с исторической основой произведения.
2. Воспитать любовь и уважение к отечественной литературе.
3. Развивать логику, внимание, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_urok_slovo_o_polku_igoreve_tsentralnye_obrazy_slova.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».
«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
Белякова Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска
Московской области
Цели:
1. Определить тему, идею произведения «Слова…», особенности системы образов, познакомиться с исторической основой произведения.
2. Воспитать любовь и уважение к отечественной литературе.
3. Развивать логику, внимание, память.
Ход урока
I. Организационный момент.
ВЫЗОВ (Слово учителя):
Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихин в своем романе-эссе «Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм "Слова о полку Игореве"! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...»
-Что такое «патриотизм» в вашем понимании? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его уникальность и ценность?
2. Устный опрос (по домашнему заданию):
- Кто нашёл рукопись «Слова»?
- Когда «Слово» впервые появилось в печати?
- Перечислите основные черты древнерусской литературы, которые нашли отражение в «Слове».
(Рукописный характер. Соблюдение книжных канонов, литературного этикета: библейские, языческие образы; замысловатый поэтический язык (трафаретные конструкции и формы): …и поехал по чистому полю. Анонимность. Скрупулёзность в изложении исторических событий. Ретроспективная историческая аналогия. Традиционность в образной символике, нравственной оценке.)
- Какие ещё источники, кроме «Слова» повествуют об этом походе и в частности о затмении? (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи).
- Почему переводы отличаются друг от друга, с чем это связано? (слова писались без пробелов, человеческий фактор).
- Расскажите, какие исторические события легли в основу «Слова…» (по статье учебника).
3. Историческая справка. (Слово учителя, кратко, ознакомительно, выбрать):
«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей - 1185-1188 г.г.) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. Слайд № 12. На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.
Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
4. Анализ произведения.
Перейдём непосредственно к нашей теме, к системе образов. Какие персонажи действуют в поэме? (работа с текстом «Слова…» часть 1)
Чертим таблицу в тетради, заполняем в процессе обсуждения (или распечатать каждому):
1. Анализ текста «Поход Игоря».
Ключевые образы | Их толкование (работа с текстом произведения, цитаты) |
Природа | Солнце тьмою путь ему закрыло… Стон и скрежет в сумраке ночном… |
Птицы, животные | Свист зверей несется…, птицы …реют с криком жалобным…, волки завывают… |
Города, народы | Сула, Сурож, Поморье |
Автор | О, Русская земля! Ты уже за холмом. Рассуждает о давних временах, когда |
Игорь | Вспала князю…мысль на ум Искусить неведомого края…, знаменьем небес пренебрегая…Святославич смелый… |
Воины | «Куряне славные- Витязи исправные… всегда готовые к борьбе…» «изготовились к борьбе» |
Князья, участвующие в походе | Славный яр-тур Всеволод! В обороне крепко ты стоишь… и т.д. |
Для работы на уроке можно использовать таблицу:
Образы | Где найти | Выводы, заметки |
Образ природы. Как природа «предупреждает» Игоря, пытается предостеречь? Какие образы живой природы возникают в Слове? | Главки 3, 9, 5 | |
Князь Игорь. Почему князь Игорь отправляется в поход? | Главка 3 | |
Автор. Присутствует ли образ автора в произведении? Дает ли он нам оценку происходящему? Как он оценивает поступок Игоря? | Главка 5, 9, 15 | |
Какие имена еще упоминаются в произведении? Все ли князья участвовали в походе? Что мы о них узнаем? | Главка 11, 12, 13,18 | |
Вывод: Какой образ является главным? Вокруг какого образа разворачивается все действие? Встречали ли вы подобное в других произведениях? |
5. Подведение итогов. Делаем выводы вместе.
Выводы 1 «Система образов»
- Природа, птицы и животные предвещают поражение, они сочувствуют Игорю и его воинам, которые бились храбро, но не смогли противостоять половцам («дикой орде»).
- Князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости.
- Автор показывает битву как бы изнутри, но потом в разгар битвы он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах. Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров.
- Образ Русской земли представлен автором настолько зримо, что мы понимаем, что подлинный герой поэмы – русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Раскинувшаяся на необъятных просторах, Русь страдает от междоусобных войн и набегов степных племен.
- Автор «Слова…» первым избрал главным героем произведения Русскую землю.
Выводы 2 «Тема патриотизма в произведении».
- Что такое «патриотизм» в понимании автора «Слова…», человека ХII века?
- Может ли быть актуальным произведение ХII века?
- В чем его уникальность и ценность, значение?
6. Рефлексия: «Узнал новое – хочу изучить – было сложно»
7. Домашнее задание: Страница 22-34 читать.
Дополнительное задание - по желанию (см файл) – 2 человека, сообщить, кто подготовит: сообщения и презентации «Слово… в живописи», «Слово… в музыке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...
Вечные образы «Слова о полку Игореве».
Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления о героях про...
Вечные образы «Слова о полку Игореве».
Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления о героях про...
Вечные образы «Слова о полку Игореве».
Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления о героях про...
Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»
В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...