Открытый урок. Работа над упражнениями и гаммами.
учебно-методический материал по музыке

Первоночальное обучение игре на духовых инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._rabota_nad_uprazhneniyami_i_gammami.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования           «Восходненская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

                    Открытый урок на тему:

              «Работа над упражнениями и гаммами»    

                                         

                                                     

                                                           

                                         

 Преподаватель первой

                                                        квалификационной категории

                                                        по классу духовых инструментов

                                      Шинкарецкий Виктор

                  Алексеевич

2017 – 2018 уч. год.

План – конспект открытого урока в классе по специальности

 «Духовые инструменты»

Ф.И.О. преподавателя: Шинкарецкого Виктора Алексеевича Отделение: народных инструментов и вокально – хоровых дисциплин Дата: 2017 года

Учащийся: Ивашёв Алексей – 3кл. труба.

Тема урока: «Работа над упражнениями и гаммами».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.

Задачи урока:

1. Обучающие: обобщить и углубить знания и навыки учащегося, связанные с развитием технического мастерства (штрихи, атака звука работа языка, пальцев.

2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.

3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.

4. Здоровьесберегающие: правильная постановка (включает в себя, положение рук, ног, корпуса, головы, инструмента).

Форма урока: индивидуальная.

Оборудование урока: инструмент для ученика, инструмент для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.

Методы:

1) словесный;

2) проблемно-поисковый,

3) наглядно-иллюстративный.

Репертуарный план урока:

1)Игра длинных звуков различными динамическими оттенками.

2)Отдых (5- 10 мин. Можно немного помассировать мышцы участвующие в звукоизвлечении)

3) Гаммы ре мажор, си минор арпеджио (различными штрихами)

4) Физкультминутка

 5) А.Митрофанов «Упражнение №15; С.Баласанян         «Упражнение №10; И Кобец Этюд №2, 4;

6) Отметка.

7) Домашнее задание.

8) Заключение – выводы, рекомендации.

9) Анализ урока.

10) Используемая литература.

Структура урока:

В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями ученик приучается внимательно следить за чётким началом звука, устойчивостью интонирования; контролировать качество динамических оттенков, точность окончания звука в соответствии с заданным размером. Постоянный самоконтроль, исправление замеченных погрешностей способствуют закреплению навыков автоматизма движений пальцев, языка, укреплению мышц губ, выработке режима дыхания. В работе над гаммами и упражнениями очень важно каждый раз точно сформулировать (и   систематически проверять) задание ученику: какие упражнения играть, как работать над ними, что выучить к следующему уроку.

Среди различных средств, обеспечивающих успешное развитие технических навыков, важнейшее место занимает работа над гаммами.  К этому типу универсальных упражнений относится систематическое исполнение всех типов гамм, в первую очередь мажорных и минорных, а также тонических трезвучий, и их обращений в виде арпеджио. Исполнение гамм и арпеджио, работа над ними должны начинаться с первого года обучения, как только ученик усвоил основы постановки и звукоизвлечения

Начинать изучение гамм лучше всего с мажорных; играть их следует в медленном темпе или в среднем темпе в пределах освоенного диапазона. Только после этого можно приступить к изучению паралельных минорных гамм.

Перед проигрыванием упражнения, нужно объяснить ученику, какие навыки он приобретёт, работая над ним.

Большое внимание на уроке уделяется прослушиванию аудио и видео записей по заданной теме урока, а также личному показу преподавателем на инструменте.

Ход урока:

  1. Игра длинных звуков.

Игра длинных звуков является первым упражнением, развивающим красивый звук. Играть длинные звуки нужно на всё дыхание и в различных динамических оттенках, конечно же один какой – то вариант в день.

2)Отдых.

          3) Игра гамм.

 Среди различных средств, обеспечивающих успешное        развитие технических навыков, важнейшее место занимает работа над гаммами. К этому типу универсальных упражнений относится систематическое исполнение всех видов гамм и арпеджио, в прямом движении и в обращении.

Перед началом исполнения гамм, ученику нужно объяснить, какой атакой начинать звук и как при этом работает язык. Также объяснить исполнение штрихов и работу при этом дыхания, пальцев, языка, и мышц, принимающих участие в этом. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на постановку корпуса, рук, головы, постановку инструмента.

Традиционная постановка предполагает: корпус держится ровно, без наклонов влево или вправо, труба держится, без наклона вниз или поднятия вверх, пальцы правой руки полукругло – согнутые на клапанах

Игра гамм ре мажор и си минор четвертными и восьмыми длительностями, различными штрихами, арпеджио прямое и в обращении, также различными штрихами.

4) Физкультминутка.

Расслабляющие упражнения

5) Игра упражнений, выученных ранее, с указанием на недостатки и достоинства: С.Баласанян №10; А. Митрофанов № 15;

 И. Кобец Этюды №2, 4;

6) Отметка

7) Домашнее задание.

8) Заключение – выводы, рекомендации.

9)Анализ урока.

Используемая литература:

1. С. Болотин «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе»

2. А.Митрофанов «Школа игры на трубе»

3. С.Баласанян «Школа игры на трубе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Открытый урок работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ...

Разработка открытого урока : « Работа над мелкой техникой ».

Развитие мелкой техники, как основной фактор   стимулирования мыслительных процессов учащихся. ...

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Открытый урок по рисунку "Упражнение на проведение прямых линий"

Открытый урок для первого класса. " Упражнение на проведение прямых линий". Способствует развитию глазомера. твёрдости руки; фантазии....

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"...

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...