Разработка открытого урока : « Работа над мелкой техникой ».
методическая разработка на тему

Развитие мелкой техники, как основной фактор   стимулирования мыслительных процессов учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-_melkaya_tehnika.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ОТКРЫТЫЙ УРОК.                                 преп. Галкиной О.А.

                                                                                                 кл. фортепиано

                                                                                                             с уч-ся 1 класса

                                                                                                  Мирзоян Ангелиной    

           ТЕМА УРОКА:     « Работа над мелкой техникой ».

         

                             ( техника – темп – звуковая ритмическая ровность).

         Цель:       Развитие мелкой техники, как основной фактор

                            стимулирования мыслительных процессов учащихся.

      ЗАДАЧИ:

-     Развитие координационных навыков, синхронности рук

при движении в гаммообразных пассажах.                                                                            

                     .  -     Использование различных технических приемов и упраж-

нений для достижения четкого произношения звуков в ритмической последовательности.

Преодолевать с помощью слухового контроля и внимания ритмические неровности в секвенциях.

Итоговое исполнение этюда в подвижном темпе с соблюдением звуковой ритмической точности и ровности.

                                                              26 октября 2010 г.

Ход урока.

                               « Любую техническую трудность надо

                               « провести», пропустить через слух и

                                  пальцы».

                           ВСТУПИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ.

Мелкая техника – (со всеми ее разновидностями и усложнениями) – основа будущего технического мастерства учащихся.

Осмысленная « омузыкаленная » техника – это умение представить внутренним слухом нужное звучание и воспроизведение его на инструменте.

Работая  над этюдом в целом – необходимо обеспечить удобство пианистических ощущений, техническую свободу на протяжении всего произведения.

В исполнении инструктивных этюдов необходимо выделить взаимосвязь темпа и звучания. Ученик должен переключится с медленного темпа ( «плотного звука») на сравнительно легкое звучание в новом темпе.

Ровность – равномерность чередования звуков во времени и силе.

Выработка звуковой ровности – причина неровности кроется в неумении слушать себя и требовать от себя ровности. Необходимо приучить себя дослушивать конец предыдущего такта.

« Любую техническую трудность надо как бы « пропустить», « провести» через слух и через пальцы».

                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Вспомогательные упражнения:  

Цель упражнений        - Добиться плавного непрерывного исполнения    

                                       гамм и   гаммообразных пассажей без толчков,    

                                        ровно по звучанию и временным отношениям.

Спокойное подкладывание 1 ого пальца при смене позиций кисти

и ровного текущего  «легато» внутри позиции.( игра ровным звуком, слегка поворачивая кисть).

В работе над мелкой техникой следует соблюдать 3 фактора.

а). Активные ведущие пальцы.

« КОГДА ДРЕМЛЕТ ГОЛОВА , ТО ДРЕМЛЮТ И ПАЛЬЦЫ».

б).перемещающаяся опора ( гибкая, подвижная кисть).

в).крупное движение всей руки.

Ученица исполняет гамму До мажор в 2 октавы 2- мя руками-

крепкими пальцами, устойчиво, удобно для себя, без лишних движений руками, с опорой  на подушечки пальцев.

Педагог: - Как ты считаешь, все ли правильно было исполнено?

Ученица: - Нет. Гамма прозвучала не ровно.И 1-ый палец у меня был не подготовлен.

П:   -  Я предлагаю  поиграть гаммы разными приемами.

          Упражнение 1. РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ.

           Значение 1-ого пальца ( подкладывание 1-2:1-3:1-4:1-5).

            Развивается  активность 3-4-5 пальцев.

          Упражнение 2.

Проиграем гамму на удвоение нот.

     1     2      1     2         3      1        3       1       2      3      2      3      3      4

  До    ре   до    ре     ми     фа     ми     фа    соль   ля  соль  ля    ля  си.

     5    4      5      4         3     2        3       2       1     3       1       3      2     1

Ученица исполняет грамотно гамму соблюдая требования.

          Упражнение 3.

Плавное подкладывание 1-ого пальца и переносы остальных через него на стыках позиций гамм.

Упражнение Нейгауза.

    1             3            1               4

До            ми          фа            си                правая рука

  4                1          3                 1

Ре              соль      ля              до              левая рука

Рекомендация педагога – следи за плавностью исполнения звуков, кисть не поднимай, 1 палец подготовь и не акцентируй звук.

ШТРИХОВЫЕ ВАРИАНТЫ .

 

Попробуй исполнить гамму так, словно ты рассыпала по клавиатуре горошек, собери пальчиками все звуки и сумей их не растерять.

( Четыре  легато, четыре стаккато).  Стремительные быстрые перебежки с остановкой на 1-ых нотах ( приемы не должны вызывать скованности,  они помогают освободить аппарат, закрепляется устойчивость пальцев и аппликатурная точность.Пальцы всегда смотрят вниз, рука движется плавно и непрерывно, как шар, пальцы у нас ведущие, представляй движение смычка.

П.        –Гаммы мы  с тобой  приемами проиграли, теперь предлагаю

     .использовать эти приемы при игре инструктивного этюда.

Н.Голубовская   «Этюд »  до мажор.

Исполнение этюда. Анализ удач и неудач в исполнении.

Детальный разбор . Ученица обьявила тональность- знаков нет, тональность – до мажор. Штрихи.

Как часто меняется ритмический рисунок?

Отличительная черта – секвенционная последовательность.

Секвенция -  один и тот-же фрагмент движущийся в определенном направлении ( происходит изменение тональности). Перед сложным местом рекомендуется остановиться и проговорить осмысленно его.

Дальше проводится работа над динамическим развитием в позициях и линии в целом ( отработка крещендо к смысловым вершинам).

Проводится кропотливая работа над согласованностью в звучании, длинные пассажи разбиты на мелкие эпизоды, играются с остановками.

В этюде были использованы приемы, которые отрабатывались на гаммах. Постоянно напоминается, что  ушки должны слушать и контролировать исполнение в пассажах.

Педагог предложила проиграть этюд в быстром темпе.

- Но, прежде всего, необходимо мысленно представить тот темп в котором ты будешь чувствовать себя комфортно, и сможешь выдержать единый темп  до конца произведения. Соблюдай звуковую ритмическую точность. В левой руке готовь аккорды заранее, акцентируй начало фраз.

          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Итоговое исполнение этюда в подвижном темпе с соблюдением звуковой ритмической ровности.

Исполнение программы технического зачета.

Н.Голубовская « Этюд»  до мажор.

К.Гурлит           « Этюд»  до мажор.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"

Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».Тема "Системы счисления" является одной из первых  и основной  по дисциплине "...

Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"

Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...

Методический доклад. "Работа над мелкой техникой".

Ежедневные упражнения для юных музыкантов, сочиненных английской пианисткой и педагогом Эдной Майе Барнем. Любовь к движениям положена в основу сборника. Упражнения из этого сборника легко у...

Открытый урок «Работа над фортепианной техникой: игра приёмом репетиций пальцев»

Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»...