Разработка открытого урока : « Работа над мелкой техникой ».
методическая разработка на тему
Развитие мелкой техники, как основной фактор стимулирования мыслительных процессов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_melkaya_tehnika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК. преп. Галкиной О.А.
кл. фортепиано
с уч-ся 1 класса
Мирзоян Ангелиной
ТЕМА УРОКА: « Работа над мелкой техникой ».
( техника – темп – звуковая ритмическая ровность).
Цель: Развитие мелкой техники, как основной фактор
стимулирования мыслительных процессов учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Развитие координационных навыков, синхронности рук
при движении в гаммообразных пассажах.
. - Использование различных технических приемов и упраж-
нений для достижения четкого произношения звуков в ритмической последовательности.
Преодолевать с помощью слухового контроля и внимания ритмические неровности в секвенциях.
Итоговое исполнение этюда в подвижном темпе с соблюдением звуковой ритмической точности и ровности.
26 октября 2010 г.
Ход урока.
« Любую техническую трудность надо
« провести», пропустить через слух и
пальцы».
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Мелкая техника – (со всеми ее разновидностями и усложнениями) – основа будущего технического мастерства учащихся.
Осмысленная « омузыкаленная » техника – это умение представить внутренним слухом нужное звучание и воспроизведение его на инструменте.
Работая над этюдом в целом – необходимо обеспечить удобство пианистических ощущений, техническую свободу на протяжении всего произведения.
В исполнении инструктивных этюдов необходимо выделить взаимосвязь темпа и звучания. Ученик должен переключится с медленного темпа ( «плотного звука») на сравнительно легкое звучание в новом темпе.
Ровность – равномерность чередования звуков во времени и силе.
Выработка звуковой ровности – причина неровности кроется в неумении слушать себя и требовать от себя ровности. Необходимо приучить себя дослушивать конец предыдущего такта.
« Любую техническую трудность надо как бы « пропустить», « провести» через слух и через пальцы».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Вспомогательные упражнения:
Цель упражнений - Добиться плавного непрерывного исполнения
гамм и гаммообразных пассажей без толчков,
ровно по звучанию и временным отношениям.
Спокойное подкладывание 1 ого пальца при смене позиций кисти
и ровного текущего «легато» внутри позиции.( игра ровным звуком, слегка поворачивая кисть).
В работе над мелкой техникой следует соблюдать 3 фактора.
а). Активные ведущие пальцы.
« КОГДА ДРЕМЛЕТ ГОЛОВА , ТО ДРЕМЛЮТ И ПАЛЬЦЫ».
б).перемещающаяся опора ( гибкая, подвижная кисть).
в).крупное движение всей руки.
Ученица исполняет гамму До мажор в 2 октавы 2- мя руками-
крепкими пальцами, устойчиво, удобно для себя, без лишних движений руками, с опорой на подушечки пальцев.
Педагог: - Как ты считаешь, все ли правильно было исполнено?
Ученица: - Нет. Гамма прозвучала не ровно.И 1-ый палец у меня был не подготовлен.
П: - Я предлагаю поиграть гаммы разными приемами.
Упражнение 1. РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ.
Значение 1-ого пальца ( подкладывание 1-2:1-3:1-4:1-5).
Развивается активность 3-4-5 пальцев.
Упражнение 2.
Проиграем гамму на удвоение нот.
1 2 1 2 3 1 3 1 2 3 2 3 3 4
До ре до ре ми фа ми фа соль ля соль ля ля си.
5 4 5 4 3 2 3 2 1 3 1 3 2 1
Ученица исполняет грамотно гамму соблюдая требования.
Упражнение 3.
Плавное подкладывание 1-ого пальца и переносы остальных через него на стыках позиций гамм.
Упражнение Нейгауза.
1 3 1 4
До ми фа си правая рука
4 1 3 1
Ре соль ля до левая рука
Рекомендация педагога – следи за плавностью исполнения звуков, кисть не поднимай, 1 палец подготовь и не акцентируй звук.
ШТРИХОВЫЕ ВАРИАНТЫ .
Попробуй исполнить гамму так, словно ты рассыпала по клавиатуре горошек, собери пальчиками все звуки и сумей их не растерять.
( Четыре легато, четыре стаккато). Стремительные быстрые перебежки с остановкой на 1-ых нотах ( приемы не должны вызывать скованности, они помогают освободить аппарат, закрепляется устойчивость пальцев и аппликатурная точность.Пальцы всегда смотрят вниз, рука движется плавно и непрерывно, как шар, пальцы у нас ведущие, представляй движение смычка.
П. –Гаммы мы с тобой приемами проиграли, теперь предлагаю
.использовать эти приемы при игре инструктивного этюда.
Н.Голубовская «Этюд » до мажор.
Исполнение этюда. Анализ удач и неудач в исполнении.
Детальный разбор . Ученица обьявила тональность- знаков нет, тональность – до мажор. Штрихи.
Как часто меняется ритмический рисунок?
Отличительная черта – секвенционная последовательность.
Секвенция - один и тот-же фрагмент движущийся в определенном направлении ( происходит изменение тональности). Перед сложным местом рекомендуется остановиться и проговорить осмысленно его.
Дальше проводится работа над динамическим развитием в позициях и линии в целом ( отработка крещендо к смысловым вершинам).
Проводится кропотливая работа над согласованностью в звучании, длинные пассажи разбиты на мелкие эпизоды, играются с остановками.
В этюде были использованы приемы, которые отрабатывались на гаммах. Постоянно напоминается, что ушки должны слушать и контролировать исполнение в пассажах.
Педагог предложила проиграть этюд в быстром темпе.
- Но, прежде всего, необходимо мысленно представить тот темп в котором ты будешь чувствовать себя комфортно, и сможешь выдержать единый темп до конца произведения. Соблюдай звуковую ритмическую точность. В левой руке готовь аккорды заранее, акцентируй начало фраз.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Итоговое исполнение этюда в подвижном темпе с соблюдением звуковой ритмической ровности.
Исполнение программы технического зачета.
Н.Голубовская « Этюд» до мажор.
К.Гурлит « Этюд» до мажор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"
Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...
Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"
Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"
Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».Тема "Системы счисления" является одной из первых и основной по дисциплине "...
Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"
Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...
Методический доклад. "Работа над мелкой техникой".
Ежедневные упражнения для юных музыкантов, сочиненных английской пианисткой и педагогом Эдной Майе Барнем. Любовь к движениям положена в основу сборника. Упражнения из этого сборника легко у...
Открытый урок «Работа над фортепианной техникой: игра приёмом репетиций пальцев»
Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»...
Разработка открытого урока по физической культуре для учащихся 5-го класса Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол. Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи.
Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема: Правила игры в волейбол. Техника верхней и нижней передачи. Техника нижней прямой подачи....