Открытый урок "Развитие художественного мышления и сенсо - моторных навыков в первый год обучения в классе фортепиано".
план-конспект по музыке
Урок с учащимися 1 – ого класса (возраст 7 лет) , дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано», учебная программа «Специальность и чтение с листа» (срок обучения8,9 лет).
Предмет «Специальность и чтение с листа». Основная форма обучения – индивидуальный урок. Попытка показа одного урока в алгоритме освоения учебной программы первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nosova_n.p.docx | 24.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа г. Тынды
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»
ДПОП «Фортепиано» (8,9 лет обучения)
Тема: «Развитие художественно мышления и сенсо- моторных навыков в первый год обучения в классе фортепиано»
Н.П. Носова преподаватель
по классу фортепиано
2018 год
Открытый урок преподавателя Носовой Натальи Петровны в классе «Фортепиано»
Урок с учащимися 1 – ого класса (возраст 7 лет) П. А., дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано», учебная программа «Специальность и чтение с листа» (срок обучения8,9 лет). Учащийся занимается первый год (подготовки нет).
Предмет «Специальность и чтение с листа». Основная форма обучения – индивидуальный урок.
Основной метод- активизация образного слухового восприятия, определяющая дополнительные приёмы: прослушивание музыкального произведения, словесная характеристика, определённая в совместном обсуждении с учеником, характеристика средств музыкальной выразительности, показ на инструменте фрагментов текста, показ технического приёма и т.д.
Сочетание эмоционально- познавательных, практических методов, игровых, здоровье – сберегающих технологий.
Средства обучения: музыкальный инструмент, авторский текст, текстовые и фонетические редакции произведений, произведения живописи и литературы и др.
Вид урока:1. Тематический урок, совмещающий задачи (посвящён комплексу проблем). Тип занятия: закрепление и систематизация знаний и навыков.
Цель: Развитие художественного мышления и сенсо - моторных навыков в процессе урока «Специальность и чтение с листа»в 1 классе.
Задачи:
- Развитие сенсо – моторных навыков на основе овладения типичными аппликатурными формулами.
- Активизация мыслительного процесса в освоении элементов музицирования. Игра в ансамбле: «учитель- ученик», подбор по слуху (повторение темы «Песня»).
- Развитие элементарных навыков полифонического мышления (повторение темы «Танец»).
- Развитие метро- ритмического чувства (повторение темы «Марш» 4\4).
- Развитие образного мышления (программная музыка)
- Развитие навыков чтения с листа.
Оснащение урока:
-два фортепиано;
-метроном;
-нотный материал;
1. Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащегося;
б) сообщение темы урока и его задач;
II. Основная часть.
2.1. Активизация слухового восприятия (работа по слуху), активизация мыслительных процессов - осознание позиционности в элементарных упражнениях. Мелодические аппликатурные упражнения «Эхо. Размер 3\4 – О.Каргина «Этюд». Повторение: мажорные гаммы «зеркало»: До, Ре, Ми, Соль, Ля мажор. Тонические трезвучия все. Секстаккорд, квартсекстаккорд в Ре мажоре.
2.2.Ансамблевое музицирование. В. Шаинский «Песенка Крокодила Гены». Подбор по слуху (припев). Понятие «секвенция».
2.3. В. Моцарт «Менуэт». Осознание целого, выработка умения осознавать «непрерывность звучания. Трёхдольность (пульс, сильная доля, тактирование). Форма. Полифония. Нижний голос в средней части.
2.4. Размер 4 \4. Марш. Вертикальное движение запястья, пунктирный ритм, пульс.
2.5. Работа над репертуаром: Кореневская «Дождик», «Ослик ИА» (день рождения). Программная музыка. Средства музыкальной выразительности.
3. Чтение с листа (ориентация на клавиатуре).
Заключение.
Ход урока.
а) приветствие, психологический настрой учащегося;
б) сообщение темы урока и его задач;
\ « Алёша, ты уже полгода занимаешься в школе, многому и сегодня очень необычный урок на котором мы с тобой вместе постараемся показать почти всё, чему ты научился за это время. А чтобы было интересно, давай представим, что сегодня день праздничный, день который есть у каждого человека и назовём наш урок «День рождения». Игры, песни, танцы, подарки – всё это сопровождает этот замечательный день…»
2.1. Есть такая замечательная игра у музыкантов «Эхо»… Что такое Эхо?... (ученик отвечает). Внимательно послушай и повтори (сыграй от клавиши «До», от «Ре»…). А теперь поменяемся ролями: ты придумываешь попевку, а я – «Эхо» \Задача: сыграть правильно ритмически организованную «попевку», подобрав при этом рациональную аппликатуру, необходимость соблюдать штрихи- легато, нон легато, стаккато. Мелодическое аппликатурное упражнение. На данном этапе модель: « Рядом клавиша– рядом палец» ; «через клавишу – через палец». Это основная формула. При регулярных занятиях подобными упражнениями развивается внимание, музыкальный слух, мышление, организация игрового аппарата, вырабатывается ориентация на клавиатуре \.
Повторение: мажорные гаммы «зеркало»: Ре, Ми. Тонические трезвучия все. Секстаккорд, квартсекстаккорд в Ре мажоре.
Формирование устойчивого навыка ориентации на клавиатуре начинается в процессе освоения, как упражнений, так и систематическое изучение гамм.
1.Хроматическая гамма от «РЕ» (каждой рукой отдельно). 2. Гамма Ми мажор , 2 октавы каждой рукой отдельно. 3. Ми мажор в противоположном движении в 2 октавы двумя руками. 4. Аккорды Ре мажор (тонические трезвучия с переносом по октавам). 5. Ре мажор тонические трезвучия с обращениями 2 октавы. Короткие арпеджио 2 октавы (каждой рукой отдельно).
\В течение 1 года проходим гаммы с единой аппликатурой. Для знакомства с новой тональностью необходимо сыграть соответствующую гамму, аккорды, арпеджио. Задачи: Сохранять одну и ту же аппликатуру. Следовать принципу позиционности.
Развитие привычки соблюдать аппликатуру, способствует хорошему чтению нот с листа, а также развитию сенсо- моторной памяти, что в свою очередь ведёт за собой быстрое разучивание текстов и уверенному исполнениию музыкальных произведений на концертах. «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом» Г. Нейгауз. Ученик, который умеет правильно организовать свои пальцы, быстро движется как в техническом, так и художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, пальцы сами выводят музыкальный рисунок. К этому надо приучать с первых уроков. \
2.2. «…Алёша, ты хорошо справился с гаммами, упражнениями, пальцы стали активными, умными. Давай немножко отдохнём и исполним для наших гостей «Песенку крокодила Гены»
( ансамбль с учителем – 2 партия).
- Напомни мне, пожалуйста, из каких частей состоит эта песня?
- Запев. Припев.
Задача: Запев исполняем по нотам (чтение с листа), припев (подбор по слуху)
- Давай вместе послушаем и подумаем из каких «кирпичиков- мотивов состоит припев?»
- повторение одного мотива от разных клавиш (понятие секвенция).
( исполнение целиком)
\Ансамблевое музицирование. В. Шаинский «Песенка Крокодила Гены». Подбор по слуху (припев). Понятие «секвенция»\
Что необычного в ритмическом узоре этой мелодии?
- Начинается мелодия на слабую долю, из-за такта.
\Усвоение темы «Песня» позволяет достигнуть координации речевой и двигательной моторики и связать обучение с развитием навыка аккомпанемента. Сопоставление различных по ритму партий способствует развитию у ученика ритма.
Большую помощь в развитие самостоятельного музыкального мышления оказывает подбор по слуху и транспонирование. Это помогает ученику наладить связь между слухом, музыкальными представлениями и ориентировкой на клавиатуре. Ученик, который с интересом занимается транспонированием, продвигается быстрее других и проявляет при самостоятельной подготовке большую музыкальную грамотность \.
2.3. Моцарт «Менуэт» ре минор.
\ Знакомство с контрастной полифонией происходит на начальном этапе обучения пианиста. В контрастной полифонии всегда явно присутствует главный голос. Он хорошо развит мелодически. Остальные голоса (часто это один голос) гармонически поддерживают главный голос. Для знакомства с этим видом полифонии используем «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», произведения добаховской полифонии Фрескобальди, Маттесона и др. При прохождении этих пьес приобретаются навыки исполнения самой полифонии, развивается чувство формы, достигается звуковое разнообразие. «Смотрите на голоса как на личности, а многоголосное произведение как на беседу между личностями. Каждая личность должна говорить хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, пусть молчит, пока до нее не дойдет очередь». (И.С. Бах).\
- Что такое менуэт? Где исполнялся менуэт, кто танцевал этот танец? Какой характер данного менуэта, лад, тональность, размер?
– Учащийся отвечает на эти вопросы.
При исполнении менуэта перед учеником ставятся и определённые звуковые задачи. Яркий образ благородного танца, исполняемого на балу, предполагает определённую манеру исполнения, которая отразится на качестве звука, пульсации, темпе, штрихах (изображение поклона, приседания). Нужно преодолеть ударность молоточков, звук должен быть певучим, благородным.
-Учащийся исполняет менуэт целиком.
\Когда ребёнок играет художественное произведение его состояние совершенно иное, эмоционально повышенное и ребёнку гораздо проще объяснить каким звуком, какими нюансами при помощи каких игровых приёмов произведение прозвучит понятно и выразительно. Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Ученик должен уметь определять (сначала с помощью педагога) форму сочинения, твёрдо знать тональность, количество и названия знаков при ключе, понимать в каком размере написана пьеса, уметь самостоятельно прочитывать ритмический рисунок. Яркий образ для ребёнка: можно представить, что где-то в спине озеро и вода стекает из этого озера по рукам в ладошки до самых кончиков пальцев \.
2.4. Повторение. Размер 4\4. Марш. Метроном.
Ходить под музыку - занятие понятное и знакомое ребенку с раннего детства. Уже на этом этапе происходит знакомство с «шагами в музыке», осознание пульса, метра и размера. Это марши игрушечных солдатиков и др. Особенно, начинающим пианистам нравиться «Марш» Р. Шумана. Работа над пьесами этого жанра развивает внутреннюю пульсацию, воспитывает метро – ритм, формирует координацию движении.
Анализируем.
- Характер музыки бодрый, приподнятый. Мелодия мажорная, пунктирный ритм в начале каждой фразы придаёт остроту и чёткость каждому «шагу» (с целью активизации внимания повторяем 1 часть под метроном) .
Перед обучающимся поставлена задача:
- следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисть рук и, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Учащийся справился с поставленной задачей. Работал осознанно и результативно.
Все произведения, которые изучает ребёнок с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Это обязательная фаза для развития маленького пианиста. Это учит детей осмысленному выражению содержания каждой играемой пьесы, этюда – это необходимое условие дальнейшего развития маленького музыканта, успешного освоения им более сложных форм, стимул для динамичного развития всех видов фортепианной техники.
2.5.- Алеша, при помощи чего мы звуками создаём музыкальный образ?..
Мы говорили о ритме, пульсации, динамике, певучести, говорим о «волшебных штрихах».
Повторение пьес:
- «Ослик ИА». Задача: 4 звука одновременно. Интонация вздоха – лига двух нот. Плавное движение мелодии. Разные ощущения тяжести в руках в мелодии и аккомпанементе.
- О. Кореневская «Дождик». Стаккато с клавиши. Динамические контрасты, ритмическое разнообразие. Строгая пульсация.
3. Чтение с листа.
Упражнения:
Первый круг музыкального алфавита: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до
Второй круг: до, ми, Соль ит.д.
Первый круг: до, фа, си и т.д.
Одновременно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы- интервалы и аккорды. Важно воспитать навык: быстрого зрительного – слухового опознания интервала или аккорда по специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами), б) мгновенной реакции пальцев на зрительно- слуховой сигнал- на основе элементарных «типовых» аппликатурных формул: б2 – соседние пальцы, б3- через палец, ч 4 – через два пальца» ч5, б6,б7- крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы.
Чтение с листа – неотъемлемая часть учебного предмета «Специальность». Для успешного освоения навыка беглого чтения нот, необходима систематизация работы в этом направлении с первых уроков и далее на протяжении всех лет обучения. На начальном этапе педагогу необходимо использовать в работе с детьми, как художественный материал, так и элементарные упражнения по развитию сенсорных навыков.
-Алёша, ты сегодня, в «День рождения» ты очень хорошо проявил себя как настоящий музыкант, как ответственный человек, в гостях у которого было много друзей, с ними ты поделился своим настроением, умениями, познакомил всех присутствующих с любимыми пьесами из своего репертуара, который будет пополняться каждый день.
Заключение. Для детей младшего школьного возраста (6-8 лет) характерно образное и достаточно медленное логическое медленное мышление, дети легко воспринимают и так же легко забывают; любят играть, но всегда хотят работать. Поэтому с малышами просто необходимо менять приёмы работы: разбор и разучивание произведения чередовать со слушанием музыки в исполнение педагога, игровыми упражнениями, беседами о музыке. Особое значение на уроке имеет поведение самого преподавателя: важно, чтобы он был очень доброжелателен, ласков, внимателен ко всем проявлениям ребёнка. А соответствие выбранных музыкальных образов возрасту исполнителя способствует успешному воплощению замысла композитора и развитию мотивации к дальнейшему обучению ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано
Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответств...
Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...
Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»
laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...
Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...