Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»
методическая разработка на тему

Точилова Татьяна Владимировна

Методический доклад

«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiz._igr._app.docx510.84 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования      

«Детская музыкальная школа им. В. В. Андреева»

                                            Преподаватель: Точилова Т.В,

Методический доклад

«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

В начальный период обучения перед каждым педагогом стоит ответственная и трудная задача - организовать игровой аппарат учащегося. Организовать игровой аппарат - это значит добиться свободы рук, достичь устойчивости пальцев, сделать аппарат гибким, послушным и добиться взаимодействия и согласованности всех его звеньев. Работая над постановкой руки и освоением учащегося очень важно обращать внимание на звуковой результат, т. е. ребенок должен понять, что его руки - это передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, а игровые движения - это средство достижения необходимого звукового результата. В данном виде работы возможно использование различных методов.

Это:

-упражнения на освобождение мышц двигательного аппарата;

-упражнения на звукоизвлечение и развитие игровых навыков;

-метод игры «с рук»;

а так же подбираю репертуар, который способствует выполнению поставленной задачи.

До первого прикосновения к клавишам полезно уделить несколько минут гимнастическим упражнениям. Эти упражнения помогают добиться свободы рук и всего корпуса.

Упражнение 1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно вместе со вдохом поднять ненапряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко развести и вместе, с выдохом свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Г олову опустить. Руки раскачиваются до тех пор, пока они не остановятся.

Упражнение 2. Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно вдоль туловища. Раскачивать одной рукой, затем другой, как маятник. Упражнение 3. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение) для освобождения мышц шеи.

Следующие упражнения помогают почувствовать правильную работу пальцев и укрепляют мышцы, участвующие в ней.

1.        Руки вытянуть вперед, ладонями вверх. Свободно «открывать» и «захлопывать» все пальцы «одновременно». Затем сгибать каждый палец отдельно (кроме 1- го) по 2 раза. Палец целый, не сгибается в суставах.

2.        Круговые движения первого пальца. Палец должен работать легко, без натяжения. Палец в суставе не сгибать и кисть не напрягать.

3.        Для ощущения подвижности 1-го пальца катать воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.

Затем слегка прижать подушечки 2,3,4,5 пальцев к первому, как бы прощупывая.

Развитию координации рук способствуют пальчиковые игры.

1.Игра «Зайцы». Скачет зайка косой Под высокой сосной Под другою сосной Скачет зайка другой

Указательный и средний пальцы правой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх,  пальцы развести в стороны. На третью строчку ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы развести в стороны.

На третью строчку ладонь правой руки поднять вертикально вверх. На последнюю строчку указательный и средний пальцы левой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить.

Игра «Дятел» Тук-тук-тук Тук-тук-тук Раздается чей то стук Это дятел на сосне Долбит клювом по коре

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. На третью - соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево, на четвертую - пальцами, изображающими клюв постучать по ладони другой руки.

При организации аппарата ученика очень важно обратить внимание на посадку. Нужно следить за тем, чтобы ребенок приучился сидеть прямо, не сутулясь. Локти должны находиться чуть выше уровня клавиатуры. Ноги прочно упираются в пол или скамеечку.

Перед тем, как опустить руки на клавиатуру, можно предложить ребенку освободившуюся кисть положить на резиновый мячик, или на колено, чтобы рука приняла форму свода, стала обтекаемой как купол.         Следующий шаг в данном виде работы - это упражнение на звукоизвлечение. Освоение навыков звукоизвлечения и организацию игровых движений учеником целесообразно начинать с игры отдельных звуков нон легато. Это позволяет добиться свободы руки, достичь устойчивости пальцев и вырабатывает полный певучий звук. Упражнения исполняются сначала 3 пальцем, затем вводятся 2 и 4 и потом 1 и 5.

Упражнения выполняются в определенной последовательности:    

1.Игра отдельных звуков (правой рукой во второй октаве, левой рукой - в малой)

2.        Игра нескольких звуков подряд (3-4 звука). В этом упражнении очень важно, чтобы ученик почувствовал ритмическую основу и единую мелодическую линию.

3.        Игра звуков через клавишу.

4.        Игра по черным клавишам.

Для формирования свода ладони и укрепления 1 и 5 пальца целесообразно использовать игру двойных звуков (терция, квинта) с переносом через октаву, затем упражнение на интервалы ( секунда - 1 - 2 пальцем; терция- 1-3 пальцем; кварта - 1-4 пальцем: квинта -1-5 пальцем ) от любого звука.

Далее применяется метод «игры с рук». Тем самым предоставляется возможность закрепить способы звукоизвлечения на конкретном материале. Игра с рук применяется в двух вариантах: ансамблевая игра и игра попевок на черных клавишах. Приведем несколько примеров ансамблевой игры.

1.        Пьеска «Два кота» (ансамбль) сб. Б.Милич Фортепиано.

Исполняется только 3 пальцем. На этом простейшем музыкальном материале вырабатывается свободное погружение веса руки в клавишу с опорой на 3-й палец. Остальные пальцы находятся рядом тоже в свободном положении. Необходимо следить за 1-м пальцем, он не должен подгибаться под ладонь. Обязательно следует обратить внимание на название пьески и на содержание текста. В пьеске 2 персонажа разных характеров. Первый - более спокойный, хитрый; второй- более активный, энергичный. Уловив эту разницу, ребенок даже в такой простейшей пьеске пытается про помощи своих рук влиять на звучание, т.е. регулировать вес руки и силу опускания пальца. Например, изображая звуком первый персонаж, можно играть более мягко, тише; изображая звуком второй персонаж, можно играть ярче, плотнее. Конечно, на первых порах у ребенка это может не получиться, но тем не менее, акцентировать его внимание на этом нужно, чтобы сформировать у него правильное отношение к игровым движениям.

2.        Пьеска «Колыбельная» (ансамбль) сб. Б.Милич Фортепиано

В игру вводится 2 палец. Обсудив характер пьески с учеником, нужно направить его внимание на звук. В этой пьеске для достижения мягкого глубокого звука необходимо плавно, спокойно опускать руку на клавиатуру и избегать резких, заторможенных движений. Пальцы собраны, между 1-ми остальными овальное окошко.

Второй вариант игры с рук - это игра попевок на черных клавишах.

Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре. Черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет нацелиться.

Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них симметричное двухголосие.

1.Украинская народная прибаутка «Лепешки».

Текст помогает выявить интонационную вершину каждой фразы. Она приходится на четвертную длительность. Короткие звуки исполняются легче, а длинный звук интонационной вершины глубже, с опорой

2. «Дождик» Д. Огороднов

Ученик должен показать тихий, спокойный дождик, «моросящий».

Пальцы собраны, движения очень точные. Следить чтобы звук был легкий, воздушный; нужно избегать сухости и излишней остроты в звучании. На четвертных длительностях локти слегка отводятся в стороны.

3. «Мяч». Эта пьеска исполняется плотным, упругим прикосновением к клавишам.

 

4.        «Колыбельная Кот Воркот». Эта пьеска отличается характером от предшествовавших ей, играть её нужно мягким и протяжным звуком. Достигается это плавным движением руки и глубоким погружением пальцев в клавиши.

 

5.        «Самолет». Эта пьеска требует различных приемов звукоизвлечения. Ноты берутся с хорошей опорой, пальцы уверенно опускаются на клавиши; во 2 фразе короткие звуки извлекаются точным движением у без задержки руки на клавишах. Каждая из исполненных пьесок содержит конкретный образ, что позволяет поставить перед учеником определенную исполнительскую задачу и стимулирует правильность игровых движений и способов звукоизвлечения.

Следующая ступень в освоении игровых навыков учащегося - это игра легато.

Основная задача - это развитие умения переносить опору с пальца на палец при помощи вспомогательного движения кисти всей руки. Трудности, которые подстерегают - это форсирование звучания и вертикальные движения кисти руки. Работа над овладением навыками связной игры учащимися выстраивается по принципу сочетания упражнений и конкретного нотного текста, т. е. пьес, в которых используется определенная аппликатурная комбинация и игровое движение, отрабатываемое в упражнении.

1. Первое упражнение- это упражнение на связывание двух звуков 2 и 3 пальцами. Второй палец мягко опускается на клавишу, а третий палец «наготове». Таким образом, второй звук берется «подготовленным» пальцем и «ловит» окончание предыдущего звука. Пьеса на закрепление данного приема «Колыбельная» ( сб. «Пора играть, малыш» сост. С. Барсукова.)

2        Связное исполнение двух звуков 2 и 4 пальцами, т.е. игра через клавишу. Пример для закрепления - пьеска «Маленькая мышка» (сб. «Пора играть, малыш» сост. С. Барсукова.)

3.        Связное исполнение трех звуков 2, 3, 4 пальцами. Рука объединяет звуки небольшим горизонтальным движением, она как бы идет за пальцами. Пьеса для закрепления игрового движения - «Мы с тобой», (сб. «Пора играть, малыш», сост. С. Барсукова.)

4.        Игровое движение на связывание 4 звуков отрабатывается в пьеске «Шутка» (сб. «Пора играть, малыш» сост. С. Барсукова.)

5.        Выработка навыка связного исполнения трехступенчатого арпеджио. Упражнение играть 1,3,5 пальцами от каждой белой клавиши. Использовать объединяющие движения руки. Пьеса для закрепления игрового движения. «В поле мак».

6.        Заключительные упражнения - пятипальцевые последовательности в мажоре и миноре от белых клавиш. Играть упражнения в мажоре и миноре полезно, т.к. это заставляет все время приспосабливать руку к рельефу мелодической линии, т.е. кисть взаимодействует с пальцами, как бы очерчивая контуры мелодии.

Пример: пьеса «Осенняя песенка» («Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансаблей», сост.С Ляховицкая)

7.        Упражнение на закрепление навыка легато при передаче мелодии из одной руки в другую.

Пример, где отрабатывается этот прием - пьеса «Едет воз» (сб. Маленькому пианисту, сост. Б. Милич

Главная задача заключается в плавном переходе мелодической линии из руки в руку. Для того, чтобы сгладить «швы» между руками, необходимо заранее подготовить руки в нужной позиции над клавиатурой, т. е. не играть с колен и хорошо контролировать исполнение слухом.

При исполнении связных мелодий известную трудность для ученика представляет подкладывание 1 -го пальца. У детей первый палец часто напряжен.

Упражнения, развивающие свободное самостоятельное движение 1-го пальца

1. «Облако»

Опора на 5-й палец, 1-й закруглен и свободно «скользит» по клавишам. Кисть гибкая чуть раскрывается на каждый звук. Восьмушки легкие и звучат на фоне долгого звука.

2. «Дождик накрапывает»

Опора на 3- й палец, 1-й легко опускается на каждую из восьмушек. Упражнение играется от двух клавиш - ДО # и ФА #.

З.Упражнение на выработку умения вовремя подводить 1-й палец к нужным клавишам.

4. Упражнение на подкладывание по черным клавишам.

Обыгрывается группка из двух, затем из трех черных клавиш. Отыгравши, пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения. Следить, чтобы первый палец вовремя подводился под ладонь и «подкладывался» к нужной клавише. Рука в момент подкладывания отклоняется в сторону движения и тем самым помогает 1-му пальцу свободно приближаться к нужной клавише.

5.        Упражнение на подкладывание по белым клавишам.

Одним из первоначальных игровых навыков является прием стаккато.

В основе навыка стаккато лежит та же непрерывность и пластичность, те же правила взаимодействия пальцев с рукой, целесообразность и экономия движений. Звук извлекается активным кончиком пальца.

Для стаккато, как для легато, первостепенное значение имеет точное выполнение декламационного рисунка мелодии. Поэтому полезно проучивать такие пьески или эпизоды связно, т.к. это позволяет найти объединительное движение, которое послужит правильным ориентиром и для стаккато.

Отрабатывать навык игры стаккато очень удобно на примере пьесы Д. Кабалевского «Ежик». Проучивать эту пьесу следует легато, т.к. это помогает найти объединяющие движения руки, и позволяет избежать зажимов в запястье.

Следующий навык, которым должен овладеть - это навык аккордовой игры. На ранних этапах обучения в аккордах обычно приходится обращать внимание, прежде всего на ровность и одновременность воспроизведения всех звуков. Аккорды извлекаются в основном тем же приемом, что и отдельные звуки нон легато в начальных упражнениях, т.е. свободным погружением руки в клавиатуру.

Для развития навыка аккордовой игры можно составить аккордовую последовательность от одного звука и предложить в качестве упражнения, а так так же использовать игру трезвучий с обращениями.

Развитию навыка аккордовой игры способствует работа над музывкальным произведением Т.Тетцеля «Прелюдия»

Для того, чтобы добиться одновременности и стройности звучания, можно проучивать аккорд, разбив его на интервалы, с сохранением кисти в позиции аккорда.

Работа над этой прелюдией воспитывает свободную ориентацию на клавиатуре, мускульное ощущение расстояний. В левой руке используются дуговые движения.

Упражнения, в основе которых лежит дуговое движение.

1 Упражнение «Дуговые отрезки»

 

Упражнение играть каждой рукой отдельно на белых и черных клавишах.

2.Упражнение «Веселая дуга» - играть каждым пальцем по .очереди. Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Играть каждым пальцем по очереди каждой рукой отдельно Затем на 2 октавы. Рука легкая, упругая, как мяч.

 3        Упражнение «Полетная дуга» - на четверть - «взлет», на половину- «приземление». Играть с перелетом на 1, затем на 2 октавы.

 

Имея в своем арсенале различные методы и приемы, способствующие развитию игровых навыков, нужно выбирать из них те, которые наиболее

приемлемы для конкретного ученика, так как у каждого ребенка руки неповторимо индивидуальны. Ни в коем случае нельзя ребенка торопить. Формирование навыков происходит в процессе обучения, и идти надо к поставленной цели постепенно, очень продуманно, шаг за шагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...

Открытый урок "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне"

Открытый урок проведен с ученицей 3 класса Саратовой Аней во 2 полугодии 2015-2016 учебного года...

Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"

В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на  таком  инструменте как цимбалы.Данный консп...

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...