Эвристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.
статья по английскому языку

В данной статье рассматриваютя принципы м методы эвристического обучения на уроках английского языка, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskiy_podhod.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Звристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.

Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие  обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому педагогическим кредо современного учителя должны стать слова Джона Дьюи:  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

Часто при подготовке к уроку у меня  возникает  вопрос об использовании педагогических средств, обеспечивающих повышение мотивации школьников к изучению английского языка.  Хочется развить творческие  способности обучающихся, избежать интеллектуальной пассивности,  развить   детский  ум.  Как этого достичь? В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.  Такие условия я, как и большинство  из  учителей,  создаю  путем  применения  на уроках презентаций в редакторе Power Point,  дополнительных источников информации, как правило это- Интернет.  Игры, песни на уроках, проектная деятельность  также поднимают настроение обучающимся и вызывают живой интерес.  

Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою")- частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.  (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 321) Использование эвристического метода способствует развитию положительных эмоции, и, как следствие, формирование положительной мотивации к учению.

В Древней Греции ещё Сократ использовал этот метод обучения. Задавая вопросы ученикам, он побуждал их к беседе и во время рассуждения они получали  знания.

Цель современного эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Я не знаю заранее, к какому решению поставленной задачи  придут ученики. В этом методе перед учениками ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме.

 Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка. Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов.

Метод эмпатии («вживания») означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Данный метод  необычайно эффективен при обучении детей  младшего школьного возраста.

Условием успешного применения метода  эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой.

Тема урока: «Погода» 4 класс

Задание:  Вы -  теплый солнечный день. Опишите себя и все происходящее вокруг. (Задание прекрасно подходит для отработки навыков использования прилагательных в 4 классе и  простого  продолженного  времени английского языка)

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, изображаются инопланетяне с большими головами, приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. (Идеально подходит для тренировки степеней сравнения английских прилагательных)

  1. Тема урока: «Еда»

Задание: Придумайте меню для самого непопулярного ресторана. Например: Самый жирный бургер.  Самый сладкий чай.

  1. Тема урока: «Спорт»

Задание: Придумайте необычные виды спорта.  Например, «самый медленный бег».

Метод сравнения несравнимого. Этот метод дает хорошую возможность для развития интуитивного мышления учащихся. Отсутствие какой-то регламентации и данная учителем установка, что нет неправильных аналогий, стимулируют активность школьников,  а необычность параллелей, которые приходится проводить, пробуждает интерес.

Тема: Внешность

Задание: Что общего у божьей коровки и Мадонны?

Метод инверсии. Метод инверсии  ориентирован  на  поиск  идей решения  творческой  задачи  в  новых,  неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям.

Тема: «Распорядок дня» + «Модальные глаголы»

Задание: Сегодня отменили уроки, вам не нужно рано вставать,  идти в школу.  Опишите свой день, придумайте себе новые обязанности.

Развивая исследовательские умения и творческие способности ребенка, нужно иметь в виду то, что, поставив задачу перед ним, учитель должен создать комфортные условия,  не ограничивать ребенка  условностями,  исправлять, например,  его речь, корректировать ответ. Ученики должны учиться  самостоятельно  выражать свои слова и мысли,  выбирать то или иное решение проблемы.

Для реализации целей по данной проблеме  необходимо соблюдать следующие условия:

1. не препятствовать обучающимся  выражать собственные идеи и  мысли,  даже если они несовершенны;

2. не ставить плохие отметки за выполнение творческих и проектных работ; если ребенок не приложил усилий для выполнения такой работы, значит, она была ему неинтересна или трудна.

3. при выполнении творческих задач класс часто делится на группы, умейте правильно распределять обучающихся;

 Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся  является роль учителя – учитель-консультант. Детям интересно то, что  интересно учителю. Увлеченный исследовательской деятельностью педагог  заинтересует своих обучающихся поставленной проблемой и сможет «натолкнуть» их на проведение собственного исследования.

Таким образом, эвристические  методы в обучении:

  • способствуют реализации личностно - ориентированного подхода в обучении,
  • обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, а также  их уровня обученности,
  • повышают мотивацию учения;
  • создают комфортную среду обучения;
  • способствуют проявлению интеллектуально-творческого потенциала и выработке самооценки у обучающихся;
  • создают условия для самостоятельной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....

Проблемно - эвристический подход на уроках английского языка

Статья посвящена реализации проблемно-эвристического подхода на уроках английского языка. Данный метод особенно эффективен на старшей ступени обучения, так как возраст старшего подростка характеризует...

Технологическая карта уроков английского языка по ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции)

Данная разработка была подготовленна c коллегой Бакаевой Л. на курсах повышение квалификации и опробирована в рамках курса, так же оцененна коллегами и руководителем курса.Нужно сказать что в наше вре...

Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.

В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....