Эвристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.
статья по английскому языку
В данной статье рассматриваютя принципы м методы эвристического обучения на уроках английского языка,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskiy_podhod.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Звристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.
Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому педагогическим кредо современного учителя должны стать слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Часто при подготовке к уроку у меня возникает вопрос об использовании педагогических средств, обеспечивающих повышение мотивации школьников к изучению английского языка. Хочется развить творческие способности обучающихся, избежать интеллектуальной пассивности, развить детский ум. Как этого достичь? В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность. Такие условия я, как и большинство из учителей, создаю путем применения на уроках презентаций в редакторе Power Point, дополнительных источников информации, как правило это- Интернет. Игры, песни на уроках, проектная деятельность также поднимают настроение обучающимся и вызывают живой интерес.
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою")- частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 321) Использование эвристического метода способствует развитию положительных эмоции, и, как следствие, формирование положительной мотивации к учению.
В Древней Греции ещё Сократ использовал этот метод обучения. Задавая вопросы ученикам, он побуждал их к беседе и во время рассуждения они получали знания.
Цель современного эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Я не знаю заранее, к какому решению поставленной задачи придут ученики. В этом методе перед учениками ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме.
Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка. Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении.
В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов.
Метод эмпатии («вживания») означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Данный метод необычайно эффективен при обучении детей младшего школьного возраста.
Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой.
Тема урока: «Погода» 4 класс
Задание: Вы - теплый солнечный день. Опишите себя и все происходящее вокруг. (Задание прекрасно подходит для отработки навыков использования прилагательных в 4 классе и простого продолженного времени английского языка)
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, изображаются инопланетяне с большими головами, приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. (Идеально подходит для тренировки степеней сравнения английских прилагательных)
- Тема урока: «Еда»
Задание: Придумайте меню для самого непопулярного ресторана. Например: Самый жирный бургер. Самый сладкий чай.
- Тема урока: «Спорт»
Задание: Придумайте необычные виды спорта. Например, «самый медленный бег».
Метод сравнения несравнимого. Этот метод дает хорошую возможность для развития интуитивного мышления учащихся. Отсутствие какой-то регламентации и данная учителем установка, что нет неправильных аналогий, стимулируют активность школьников, а необычность параллелей, которые приходится проводить, пробуждает интерес.
Тема: Внешность
Задание: Что общего у божьей коровки и Мадонны?
Метод инверсии. Метод инверсии ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям.
Тема: «Распорядок дня» + «Модальные глаголы»
Задание: Сегодня отменили уроки, вам не нужно рано вставать, идти в школу. Опишите свой день, придумайте себе новые обязанности.
Развивая исследовательские умения и творческие способности ребенка, нужно иметь в виду то, что, поставив задачу перед ним, учитель должен создать комфортные условия, не ограничивать ребенка условностями, исправлять, например, его речь, корректировать ответ. Ученики должны учиться самостоятельно выражать свои слова и мысли, выбирать то или иное решение проблемы.
Для реализации целей по данной проблеме необходимо соблюдать следующие условия:
1. не препятствовать обучающимся выражать собственные идеи и мысли, даже если они несовершенны;
2. не ставить плохие отметки за выполнение творческих и проектных работ; если ребенок не приложил усилий для выполнения такой работы, значит, она была ему неинтересна или трудна.
3. при выполнении творческих задач класс часто делится на группы, умейте правильно распределять обучающихся;
Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является роль учителя – учитель-консультант. Детям интересно то, что интересно учителю. Увлеченный исследовательской деятельностью педагог заинтересует своих обучающихся поставленной проблемой и сможет «натолкнуть» их на проведение собственного исследования.
Таким образом, эвристические методы в обучении:
- способствуют реализации личностно - ориентированного подхода в обучении,
- обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, а также их уровня обученности,
- повышают мотивацию учения;
- создают комфортную среду обучения;
- способствуют проявлению интеллектуально-творческого потенциала и выработке самооценки у обучающихся;
- создают условия для самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"
Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....
Технология "Проблемное обучение на уроках русского языка как средство интеллектуального развития и активизации познавательной деятельности учащихся"
Из опыта работы...
Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка
В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....
Проблемно - эвристический подход на уроках английского языка
Статья посвящена реализации проблемно-эвристического подхода на уроках английского языка. Данный метод особенно эффективен на старшей ступени обучения, так как возраст старшего подростка характеризует...
Технологическая карта уроков английского языка по ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции)
Данная разработка была подготовленна c коллегой Бакаевой Л. на курсах повышение квалификации и опробирована в рамках курса, так же оцененна коллегами и руководителем курса.Нужно сказать что в наше вре...
Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.
В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...
Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка
Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....