“Образовательный квест как инновационная форма освоения музыкальной культуры Кольского края в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО”.
методическая разработка по музыке на тему

Андреева Светлана Викторовна

     XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для того чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрого развития технологий, формируется новая система образования, требующая постоянного обновления.

     Педагогическая инновация – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.

     Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе и музыкальное образование, и музыкальная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_kvest.docx41.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Образовательный квест как инновационная форма освоения музыкальной культуры Кольского края в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО”.

     XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрого развития технологий, формируется новая система образования, требующая постоянного обновления.

     Педагогическая инновация – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.

     Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе и музыкальное образование, и музыкальная педагогика.

     Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования.

Габбасова Л.З. «Инновационные технологии в образовательном процессе»; Ильин Г.Л. «Инновации в образовании».

 

     Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определённым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

     Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребёнка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определённой успешности и конкурентоспособности.

Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объёмом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребёнка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

 

     Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

  • Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

  • Модульное обучение.

 В модульном обучении объём знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдаёт определённый блок информации, потом происходит его применение на практике (проекты, уроки-диспуты, презентации и т. д.), затем идёт блок оценки (контрольные, опросы). Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима чёткая система массивов знаний и их оценки. Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счёт своей строгой структурированности.

  • Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, её конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приёмы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности. В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одарённости в той или иной сфере. Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

     Все эти подходы развивают критическое мышление, самостоятельную поисковую деятельность ученика, его самореализацию. 

     Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в неё входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки;
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причём как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

     Инновационные методы обучения должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы. 

     Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

     Миссия современной школы – содействовать становлению личности, которая нравственно относится к людям и природе, умеет эффективно работать с информацией, осмысленно воспринимать происходящие события, противостоять манипуляциям, успешно и гуманно решать социальные проблемы, нести ответственность за свой выбор и выстраивать своё обучение в течение всей жизни.

     Современные социокультурные условия детерминируют развитие образовательных технологий. Наиболее эффективными, способствующими высокой личностной включённости в обучение, быстрому доступу к информации и повышению у обучающихся познавательной мотивации, являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций.

     Применение интерактивных технологий обучения призвано решить ряд задач, среди которых на первый план выдвигаются следующие:

  • развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между обучающимися;
  • развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);
  • обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
  • обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д.

     Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса.

     Сегодня всё большую популярность приобретают образовательные квесты. Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. Данная технология сочетает в себе активные методы обучения с преимуществами информационно-интерактивных технологий.

     Понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествия персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

     Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными.

     Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.

     До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.  

     Компьютерная компания «Sierra» в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр King's Quest, Space Quest, Police Quest и т.п., которые пришлись по вкусу геймерам.

     Также по всему миру начали появляться невиданные до этого развлекательные учреждения, где клиентам было предложено попытаться выйти из запертой комнаты, разрешив множество трудных задач. Такие заведения стали называться «эскейп-румами». Эскейп-рум ( Real-life room escape) - это интеллектуальная игра, в которой игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за время, ища предметы и решая головоломки. Некоторые представители жанра также включают в себя детективный или иной сюжет, чтобы погрузить игроков в уникальную атмосферу.

     Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

     Учёный разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

     Им были определены виды заданий для веб-квестов, также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку:

  • исследовательской и творческой работы;
  • качества аргументации, оригинальности работы;
  • навыков работы в микрогруппе;
  • устного выступления;
  • мультимедийной презентации;
  • письменного текста и т.п.

     В августе 2007 г. программа Государственного университета Калифорнии MERLOT удостоила его ресурс премии Merlot Classics.

     Таким образом, Берни Додж определяет веб-квест как модель (технический ресурс или приложение в Интернете) вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач (1995).

     Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, который значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

     Квест (или веб-квест) - по мнению Томаса Марча - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и её преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что обучающиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.

     Виды заданий для веб-квестов.

     Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. 

     Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. 

     Самопознание – любые аспекты исследования личности. 

     Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги биографий композиторов или их основных произведений, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. 

     Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

     Аналитическая задача – поиск и систематизация информации. 
     Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. 
     Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме. 
     Оценка – обоснование определённой точки зрения. 
     Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). 
     Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. 
     Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

     Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам.

     Ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

     Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Чётко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

     Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

     Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

     Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. 

     Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

     Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

     Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

     

     Этапы работы над квестом.

     Начальный этап (командный).
    Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

     Ролевой этап.

     Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

     Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

     Заключительный этап.

     Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

     По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

     Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

     Принимая во внимание всё вышеизложенное, предлагаю кратко рассмотреть те веб-квесты, которые я составляю для своих уроков в рамках регионального аспекта в условиях ФГОС НОО и ООО – музыкальная культура Кольского края.

     Красота Кольского Севера в творчестве композиторов и поэтов Заполярья (начальная школа).

Цель: воспитание любви к Родине, к родному краю.

На фото изображён Ляпин Аркадий Дмитриевич, а также дана ссылка на его биографию–

http://kolanord.ru/index.php/autors/l-m/lyapin-a-d

СЛАЙД18.

На фото изображён Адамовский Анатолий Михайлович, а переходя по ссылке можно узнать, что он автор известных песен «Полярное сияние», «Мой Кольский край», «Рыбацкий узел», «Морская колыбельная», «Мурманская лирическая», и др. и то, что он плодотворно сотрудничал с мурманскими поэтами (В. Синицын, В. Тимофеев).

На сайте Адамовского есть ссылки на этих поэтов, переходя по которым можно увидеть печатные издания и стихи.

СЛАЙД19.

Например: Синицын

http://lexicon.dobrohot.org/index.php/СИНИЦЫН_Викдан_Викторович

Здесь его творчество:

http://trifon.dobrohot.org/vo-sled-kirilla-i-mefodiya/vernost.html и т.д.

На ваше усмотрение веб-квест может быть разной степени сложности и абсолютно разным по времени.

СЛАЙД20. 

Для учащихся основной школы веб-квест «Музыкальная культура коренных жителей Кольского полуострова».

Народная музыка саами представлена исключительно произведениями песенного народного творчества.

О саами:

http://saami.su/biblioteka/saamskie-skazki/37-rossijskie-saami/saami/o-saami.html

СЛАЙД21.

Музыкальных инструментов у саами нет, однако, в прошлом у саамов почти каждая семья имела музыкальный инструмент - бубен, который перевозился лопарями обыкновенно при всех перекочевках.

Музыкальные инструменты саамов - https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=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%3D%3D&page=1&lang=ru

СЛАЙД22.

В 1986 году 13 -я Международная саамская конференция приняла «Песню Саамского рода» Исака Сабы как национальный гимн саамов. А в 1992 году сочинение Арне Сёрли стало официальной мелодией гимна. Перевод на русский язык первой и последней строф Юха Янхунена и Татьяны Нарлыковой.

Текст -  http://teksty-pesenok.ru/rus-isak-saba/tekst-pesni-pesnya-saamskogo-roda/1815581/

Ноты национального гимна - https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимн_саамов

СЛАЙД23.

Саамские певицы: Айвёр Полсдоттир - http://etnic.ru/etnic/kultura/music/gid_music/saamskaya-pevitsa-eivor.html

Мари Бойне - https://ru.wikipedia.org/wiki/Бойне,_Мари

Улла Пирттиярви - http://gusli.su/ulla_pirttijarvi/

СЛАЙД24.

Саамская музыкальная культура, вид саамского искусства:

https://ke.culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=99661

http://wikiredia.ru/wiki/Культура_саамов

Саамский фольклор:

http://etnic.ru/etnic/kultura/lyrics/saamskiy-folklor.html

http://saami.su/biblioteka/saamskie-skazki/8-rossijskie-saami/saami.html?start=5

Именно в основной школе, где учащиеся уже более самостоятельны в нахождении и обработке информации, веб-квесты можно делать более углублёнными и развёрнутыми.

И конечно же на успешность проведения образовательного квеста влияет качество подобранных образовательных ресурсов сети Интернет, предлагаемых для обучающихся, а также органичное включение в проведение квеста электронных гаджетов.

СЛАЙД25.

Технология квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

•       Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.

•       Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.

•       Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность обучающимся полнее раскрывать свои способности.

СЛАЙД26.

Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт.

СЛАЙД27.

Литература

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999.

4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html

6.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

7. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/

8. Википедия. Свободная энциклопедия. Веб. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/веб.

9. Википедия. Свободная энциклопедия. Квест. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест.
10. March T. Web-Quests for Learning. 1998. URL:
http://www.ozline.com/webquests/intro.html.

11. https://lessonsofmusic.jimdo.com

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...

Педагогическое мастерство, его структура. WEB- квест как инновационная форма работы на уроках литературы

Формирование навыков информационной деятельности  - задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения.Одна из них-технология веб-квестов....

«Инновационные формы работы музыкального руководителя с родителями"

laquo;Инновационные формы работы музыкального руководителя с родителями"...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС...

Презентация "Инновационные формы формирования экологической культуры средствами взаимодействия участников образовательного процесса ОО"

Отчет руководителя МО КРО Арьяновой Н.Б.по работе классов КРО в период общешкольной методической недели"Инновационные формы экологической культуры средствами взаимодействия участников образовател...