Педагогическое мастерство, его структура. WEB- квест как инновационная форма работы на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Формирование навыков информационной деятельности  - задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения.Одна из них-технология веб-квестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-prakticheskaya_konferentsiya_2017.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ЕГО СТРУКТУРА. WEB-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Рыжикова О.В., учитель русского языка и литературы

  Макеевской общеобразовательной

 школы 1-Ш ступеней № 15

                                                                                Лысяк В.В., учитель русского языка и    литературы

Макеевской общеобразовательной

 школы 1-Ш ступеней № 37

2017 Г

ПЛАН

 

1.  Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
2.  Web-квест как инновационная форма организации проектной деятельности на уроках литературы
3.  Критерии педагогического мастерства.

4. Литература

Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
      Искусство воспитания
 - одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить обучающегося таким, какой он есть.

      Если урок – искусство, а не только учебное занятие, жизнь - не часы в расписании, то, наверное, это и есть призвание педагога.

 Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:

 1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);

 2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);

 3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).

     Педагогическая деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности в которой реализуется из поколения в поколение передача социального, педагогического и культурного опыта, взаимодействие учителя и ученика.

     Педагогическое мастерство — высший уровень пед. деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека. Педагог-мастер — это тот учитель, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал.

     Сослагаемые пед. мастерства учителя:

— гуманистическая направленность личности и самого учителя

— система профессиональных знаний учителя,

— пед. техника — совокупность умений и приемов, которые использует учитель для наиболее полного достижения своей цели (умение управлять собой, умение управлять другими, умение сотрудничать, педагогические способности).

Web-квест как инновационная форма организации проектной деятельности на уроках литературы

     Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизненной и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защиты от негативных воздействий.

     Обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся информационной компетенции, знаний, умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.

     Формирование навыков информационной деятельности – задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Одна из них – технология веб-квестов.

     Изучение, овладение и применение на практике такой технологии очень актуальны. Использование в образовательном процессе технологии веб-квеста позволит:

  • Развивать навыки информационной деятельности учащихся;
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышать мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Формировать общеучебные умения овладения стратегий усвоения учебного материала;
  • Развивать навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передаваит, сравнивать и, на основе сравнения, синтезировать новую информацию.

     Что такое веб-квест?

       Guest – в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой, а также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

     Веб-квест в педагогике – проблемное занятие с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

    Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя поставленную учебную задачу.

    Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация  для самостоятельной работы учащихся с ними находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-спйтов.

Этапы работы над веб-квестом.

Начальный этап (командный).

     Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: 1-4 человека на роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

     Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениями работы с компьютерными программами и Интернет-ресурсами. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создания сайта.

Задачи:

  1. Поиск информации по конкретной теме;
  2. Разработка структуры сайта;
  3. Создание материалов для сайта.

Заключительный этап

     Публикация результатов исследования в Интернет-сети. Ответственность команды за свою работу.

Критерии оценки веб-квеста

     Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Рекомендуемые критерии:

  • Оценка исследовательской и творческой работы;
  • Оценка качества аргументации, оригинальности работы;
  • Оценка устного выступления;
  • Оценка мультимедийной презентации;
  • Оценка письменного текста.

     Таким образом, сегодня востребованы Интернет-технологии, предоставляющие возможность организации проектной деятельности в рамках базового учебного процесса.

      В качестве примеров приводим методический паспорт веб-квеста «А.И. Солженицына «Матренин двор»» и сценарий (подробный конспект) проектного занятия по литературе «Изучение концепта «праведность» в произведении А.И. Солженицына «Матренин двор», проведенного на основе веб-квеста.

2.1 Методический паспорт

Аннотация:      

     Образовательный веб-квест  «Изучение концепта «праведность» в произведении А.И. Солженицына «Матренин двор» учащимися 10-го класса. Выбор технологии обоснован актуальностью информационно-коммуникационных технологий в образовании.

      Учебная деятельность по технологии веб-квеста такова: учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учащимся преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста учащиеся либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Так как квест – это ролевая игра, то каждое направление деятельности оформляется как определенная роль. В данном квесте таких ролей шесть: «историк», «литератор 1», «литератор 2», «географ», «исследователь-лингвист 1», «исследователь-лингвист 2» и т.д.. Подробное описание названных ролей размещено в меню сайта. 

Образовательные цели:

-планируется, что по окончании учебного занятия учащиеся смогут определить роль концепта праведник в духовно-нравственном  и патриотическом воспитании; организовать работу по восприятию и интерпретации сущности концепта праведник; организовать работу по интерпретации и усвоению периферийного поля праведник; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской

Развивающие:

-способствовать развитию у учащихся  навыков аналитического и творческого мышления, повышению интереса к изучаемой теме, усилению учебной мотивации; 

-создать условия для реализации учебных задач с помощью  технологии веб-квеста.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважения друг к другу, навыки сотрудничества.

Валеологические: обеспечить психологический комфорт на учебном занятии.

Работа над веб-квестом будет способствовать формированию следующих предметных компетенций: 

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • создавать связный текст (устный или письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • создание условий для формирования информационной культуры учащихся;
  • расширению кругозора и знаний в ходе подготовки обозначенных ролей.

 Применение технологии веб-квеста будет способствовать формированию общих (метапредметных или ключевых) компетенций:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

      На первом уроке учащиеся знакомятся с веб-квестом, ролями, получают инструкцию преподавателя. На втором - четвертом уроках учащиеся «путешествуют» по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста;  оформляют результаты в заданной форме, загружают их на страницу команды. После загрузки всех файлов веб-квест становится доступным для других пользователей.

  На пятом-шестом уроках  учащиеся  представляют командную работу перед всей группой, дают свой ответ на проблемный вопрос квеста, получают оценку экспертов, оценивают друг друга. В конце шестого урока подводится общий итог.

Структура веб-квеста

  • Стартовая страница
  • Центральное задание
  • Вступление
  • Описание ролей
  • Список ресурсов
  • Процедура работы
  • Критерии оценки работ     

  Стартовая страница

     В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения А.И.Солженицына. Журнал «Новый мир» напечатал небольшой рассказ, о каком позже скажут, что из него вышла чуть не вся современная деревенская проза России. Произошло это в 1963 году, и речь идёт о «Матрёнином дворе» писателя, который как бы продолжает старую русскую традицию повествования о русских праведниках. Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать. Ваша задача – исследовать ядро и периферийные поля концепта праведник в произведении А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и доказать, можно ли считать Матрёну Васильевну Захарову (Григорьеву) праведницей своего села.

Центральное задание

В конце занятия мы должны сформулировать семантический потенциал ключевого для русской ментальности концепта праведник

Вступление

Делимся на 12 команд. У каждой команды своя роль. Творческий отчет (презентация, текст эссе, видеоролики, таблица, коллекция символов века) команда размещает на  своей странице  веб-сайта. Капитан  может  распределить задания внутри команды. Все члены команды работают на общую цель. Все помогают друг другу, учат работе с компьютерными программами.  

Предлагаемые роли

«Историки» - находит и анализирует информацию об историческом времени, в котором происходили события.

«Географы» -  определяет местонахождение героя-повествователя.

«Литератор 1»  работает с теоретическим литературным материалом рассказа.  

«Исследователь-лингвист 1»   осуществляет анализ словарных слов.

«Исследователь-лингвист 2»  определяет понятие «концепт», исследует структуру концепта.

«Литератор 2» создаёт словесный портрет Матрёны Васильевны.

«Исследователь-лингвист 3»  анализирует речь главной героини.

«Литератор 3»  рассказывает о судьбе Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой).

«Литератор 4» анализирует отношение окружающих людей к Матрёне Васильевне.

«Литературовед 1» анализирует общение Матрёны Васильевны с Богом.

«Литературовед 2» анализирует   отношение к дому хозяйки героя- повествователя.     

«Исследователь-психолог»  анализирует  отношение к своему  дому  Захаровой (Григорьевой) Матрёны Васильевны.                                                                                                                                    

Процедура работы

1.Разделенные на 12 команд учащиеся получают  конверты с

заданием и предполагаемой ролью

2 Выполняют задания:

а) поиск информации по конкретной теме на указанных или самостоятельно выбранных сайтах;

б) отбор нужной информации;

в)  размещение материалов на странице ролевой группы сайта;

г) доработка страницы сайта после консультации с учителем;

д)  рефлексия;

и)  защита проекта (устное выступление команды).

Требования к презентации

1. Презентация состоит из 7- 10 слайдов.

2. Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок.

3. Материал хорошо изучен и представлен в структурированном виде.

4. Общий вид презентации привлекает аудиторию и соответствует теме.

5. Используются различные макеты слайдов, эффекты перехода слайдов, звуковые эффекты.

Подведение итогов

     Праведник – в позапрошлом веке это понятие было в чести. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Более того, приобрело иронический оттенок. И это подтверждает  отношение окружающих к Матрёне. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом ряду будет «Матрёнин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живёт в своём мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна Васильевна сумела противостоять злу и насилию, сберегла свой двор как островок святости, как библейский ковчег праведника Ноя.                                                                          Таким образом, семантический потенциал ключевого для русской ментальности концепта праведник в анализируемом рассказе                        «Матрёнин двор» А.И.Солженицына реализован полностью. Языковой материал свидетельствует  о том, что ядро концепта расширилось за счёт концепта периферийного поля  двор (дом).                                                                                              

         В своём произведении автор утвердил концепцию русского народа о том, что в основе праведности лежит простота, добро и правда. Ведь если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрёна Васильевна могла. Писатель стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с героиней уходит в прошлое, в небытие, праведная ,«кондовая», нутряная  Россия. А так хочется, чтобы и наше время дарило таких праведников, как Матрёна, ибо «Не стоит село наше без праведника. Ни город. Ни земля наша.»

Домашнее задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Критерии педагогического мастерства.

     Каждый хочет стать Мастером своего дела. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других.

«Педагог не может не играть. Нельзя допустить чтобы наши нервы были педагогическим инструментом… Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать…». Игра – не как форма развлечения, а как искусство, близкое к театральному.  Но учитель не перевоплощается в литературный образ, и не играет каждый раз новую личность. Он остаётся самим собой, и именно его идейная устремлённость, личностные качества, духовное богатство – сила педагогического мастерства. Театрализация нужна, чтобы результативнее осуществлять задуманное педагогическое действие, но не на основе «ожидания чуда», а на расчёте педагогической техники.

    Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.

       Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигаться к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника. Такая чувствительность и эмпатичность в то же время - главные условия их гибкости в работе, и творчестве.

      Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

 1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.

 2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.

 3. Определённых уровней педагогических способностей.

     Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность. Список использованной литературы:

  1. Казановская, О.А. Использование технологии Web-квестов на уроках литературы.//Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ 2012».
  2. Комаров А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 268-270.
  3. Жить не по лжи/Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. - 48 с
  4. Санжадаева, Г. С. В творческой мастерской учителя – словесника. Современный урок: проблемы, поиски, размышления: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд - во ФГОУ ВПО БГСХА, 2009 – 77 с. 
  5. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И.Солженицын.1962-1974.-М.:Русский путь,1978.  
  6.  Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына.-М.,2003.
  7. https://superinf.ru/view_article.php?id=370 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)

Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Статья "Web-квест как особая форма работы на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД"

Аннотация. В статье рассматривается web-квест как особая форма работы на занятиях по информатике. Авторами были рассмотрены определения web-квеста, его структура и виды заданий для данной формы работы...

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

Применение технологии критического мышления (прием Кроссенс), технологии «Кейс-стади», технологии «Интеллект-карты» на уроках русского языка и литературы при подготовке к ...

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на ур...