Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_obrazy_v_pesennom_tvorchestve_f.shuberta.docx | 30.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке
Учитель Цыганова О.С.
Класс 7 (по программе Т.И.Науменко, В.А.Алеев)
Раздел: «Музыкальный образ» (2 четверть)
Тема урока: «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»
Тип – урок формирования новых знаний и способов действия;
Форма - урок - погружение
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать лучшие образцы песенной музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомятся с жанром песни-баллады, углубят понимание мелодии как основы музыки, ее души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
Метапредметные:
- познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
- коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, принимают средства реализации этих целей и применяют их на практике;
Личностные – научатся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру; воспитывают эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; развивают интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; оценивают результаты деятельности.
Методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод «выхода за пределы музыки»;
- метод тождества и контраста;
- метод создания «композиций»;
- метод эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал урока:
- Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (пение)
- Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).
- Ф. Шуберт «Серенада»
- Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание)
- Т. Кулинова «Мы живем на Земле одной»
Ход урока:
«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей!
Д.Б.Кабалевский
1. Постановка учебной задачи.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я хотела бы начать наш урок с песни. И споем мы с вами песню, которую знаем и мы, и наши уважаемые гости.
Исполнение бардовской песни «Изгиб гитары желтой…»
Учитель: Замечательным у нас получилось такое совместное исполнение. Мир песен огромен, бесконечен, разнообразен. К какому жанру относится эта песня?
Учащиеся: Это лирическая бардовская песня.
Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Охарактеризуйте ее образ.
Учащиеся: Это очень спокойная, душевная, мелодичная песня. При исполнении песни возникает в воображении образ друзей, природы и т.д.
Учитель: Вы правы, ребята. Из уроков начальной школы мы знаем, что музыка обладает двумя важными качествами: выразительностью и изобразительностью. И вот в 7 классе мы уже несколько уроков говорим о музыкальных образах. Что же означает этот термин?
Составление кластера к слову образ
Учащиеся: Музыкальный образ – это отражение в музыке какой-то частицы жизни. Это человек, объекты природы, то есть всё, что нас окружает.
Музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание, мысль, поступок, действие человека, нескольких людей; какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества.
Иначе говоря, музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) – это всегда преломление через сознание автора отражение жизни.
Учитель: С помощью чего композитор создает в нашем воображении тот или иной образ?
Учащиеся: С помощью средств музыкальной выразительности.
Учитель: Какими же средствами музыкальной выразительности создается лирический образ?
Учащиеся: Как правило, это минорный лад, умеренный темп, напевная и душевная мелодия, негромкая динамика.
Учитель: Молодцы, ребята. А вот теперь мне бы хотелось, чтобы вы исполнили совершенно другую песню.
Исполнение песни «Матерям погибших героев»
Учитель: Какой образ создает песня? Какими средствами музыкальной выразительности композитор создает образ скорбящих матерей?
Учащиеся: Минорный лад, очень сдержанный темп, аккордовый аккомпанемент, тихая динамика.
Учитель: Вы правильно охарактеризовали эту песню. Постарались передать ее драматичный характер в своем исполнении. На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств. С одной стороны – лирические чувства, с другой – чувства страдания, драмы.
2. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного характера.
Учитель: В переводе с греческого драма - действие. Ребята, какие слова синонимы вы подберёте к понятию драма?
Учащиеся: трагедия, горе, несчастье, разочарование, безысходность…
Учитель: Воплотить драму в музыке удаётся не каждому композитору. Под силу это только тому, кто сам пережил и трагедию, и горе, и несчастье, и разочарование. (на слайде появляется портрет Ф.Шуберта)
Учитель: Портрет какого композитора вы сейчас видите на слайде?
Учащиеся: Это австрийский композитор-романтик Франц Шуберт.
Учитель: Вы правы, ребята. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень. Содержание песен очень разнообразное. Но о чем бы Шуберт не "пел", все это было выражением его мысли, дум, настроений, чувств, которые его волновали, тревожили, увлекали.
Многие песни имеют непосредственную связь с биографией Шуберта, с его личными переживаниями и настроениями. Песни Шуберта – это всегда живые сцены с определенным сюжетом, в которых раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Учитель: Какова же будет тема нашего урока?
Учащиеся: Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта.
Учитель: Какие задачи мы обычно ставим для себя на уроке?
Учащиеся: - Я – хочу узнать…
- Я – хочу научиться…
- Я – хочу понять...
Учитель: И сегодняшний урок поможет нам:
- узнать, что такое драматический образ;
- научиться отличать драматический образ от лирического;
- поможет понять, какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.
Учитель: Вы провели исследовательскую деятельность, по изучению биографии и творчества австрийского композитора Ф.Шуберта. Сегодня мы подводим её итоги и представляем продукт вашей проектной деятельности.
Представление проектов учащихся.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, как вы узнали, судьба Ф. Шуберта была очень непростой. Вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова и куска хлеба. Он был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя.
Ф.Шуберт – создатель вокальной баллады. Впервые баллады появились в литературе. Сюжет баллады остродраматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Запись в тетрадь: Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие.
Учитель: Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застал Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»
Пришло время и нам познакомится с этим произведением. Перевод баллады Гёте на русский язык сделал поэт В.Жуковский.
Четверо обучающихся читают выразительно балладу «Лесной царь».
Учитель: Чем взволновала Шуберта поэзия Гете? Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?
Учащиеся: Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
Учитель: Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Охарактеризуйте, в каком характере звучали реплики, интонации героев.
Учащиеся: Рассказчик, встревоженно
Отец – успокаивающе
Сын- испуганно, взволнованно
Лесной царь – сладостно – завлекательно.
Учитель: Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «вашу музыку с композиторской»
Прослушивание песни «Лесной царь»
АНАЛИЗ ПЕСНИ-БАЛЛАДЫ
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика - контрастная
Регистр – низкий и средний (аккомпанемент), средний и высокий (солист)
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический.
Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?
Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)
Музыка выразительная или изобразительная?
И выразительная и изобразительная (выражает тревогу, изображает движение)
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.
Учитель: Сравните язык трёх художественных произведений – литературного и музыкального. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?
Ответы учащихся
4. Первичная проверка понимания.
Учитель: Ребята, совпали ваши предположения о звучании музыки с тем, что вы услышали в произведении Ф. Шуберта? Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание. Что вы можете сказать о партии фортепиано? Что вы услышали в аккомпанементе?
Учащиеся: Ритм, скачки, быстрый темп, напряженность в звучании.
Учитель: Так что мы можем сказать о музыке? Она выразительная или изобразительная?
Учащиеся: И выразительная, и изобразительная.
Учитель: Драматические образы получили широкое распространение в различных видах искусства: в музыке, литературе, живописи; ведь в своих произведениях композиторы, поэты, художники всегда пытались выразить свои душевные переживания, состояния других людей, и даже, изобразить боль, горе, трагедию в судьбах целого общества. Ведь во все времена музыка была отражением жизни. К сожалению, в современном обществе имеют место и драматические события, и трагедия, и человеческое горе, но, несмотря ни на что, нужно не отчаиваться, не опускать руки и просто жить, творя добро окружающим людям. Ну а вам, после знакомства с таким сложным произведением, давайте закончим наш урок новой замечательной песней.
Слушание песни «Мы живем на земле одной»
5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Мы вернёмся к тем задачам, которые обозначили в начале урока.
Я узнал (а): что такое драматический образ.
Я научился (лась): отличать драматический образ от лирического.
Я понял (ла): какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.
Лучшие мои композиции, приносящие миру огромное наслаждение, рождаются из моих глубочайших печалей (Ф.Шуберт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Технологическая карта урок музыки "Музыкальные образы природы Якутии в музыке"
Урок во 2м классе...
Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»
Развернутый план-конспект урока музыки....
Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)
Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....
Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя
в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...
Союз литературного и музыкального образов на примере баллады Гёте-Шуберт «Лесной царь»
Бинарный урок музыки и литературы. В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся, выс...
Открытый урок "Сказка как вид детского песенного творчества"
Русская народная сказка теремок как форма выступления детского фольклорного ансамбля....