Открытый урок "Сказка как вид детского песенного творчества"
проект

Светлова Светлана Ивановна

Русская народная сказка теремок как форма выступления детского фольклорного ансамбля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Зональный открытый урок преподавателя Светловой С.И.

 на тему: «Сказка, как вид детского песенного народного творчества»  с участием детского школьного фольклорного ансамбля «Ладо»,

руководитель коллектива Светлова С.И., концертмейстер Курносова Е.А.

18 марта  2019г.

Цель урока:

Приобщение юного поколения к русскому народному творчеству через песенный фольклор,  воспитание истинной любви и патриотического  отношения к народному искусству.

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать знания и умения, полученных на занятиях  

       фольклорного ансамбля;

  • уметь применять их в коллективном социуме;
  • стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;

Развивающие

  • развитие  ощущения сценической свободы, хара́ктерности  воплощения образов, умения импровизировать в рамках поставленных

педагогом творческих  задач;

  • развитие   восприимчивости,   отзывчивости   к  музыкальному

и поэтическому тексту;

  • раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка в процессе

групповой работы;

  • создание  ситуации  успеха для каждого ученика, ощущения

его  индивидуальной уникальности в общем творческом процессе.

Воспитательные

  • способствовать осознанию важности общих ценностей;
  • содействовать упрочению внутренних духовных  и дружественных

       связей в учебной группе

Здоровьесберегающие

-    соблюдение    правил  при пении и сценическом движении; 

 -    проведение распевок и разминок.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений.

Методы, используемые на уроке:

  • творческий,
  • междисциплинарных взаимодействий.

Оборудование:

Инструменты: баян, ложки, трещотки, дудочки.

Декорации, костюмы народные и костюмы сценические, маски.

СЦЕНАРИЙ

Музыкальная сказка: « «Теремок» на новый лад».

(В спектакле использован только исконные русские народные песни)

Ведущий: 

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Ведущий: 

Стоит в поле теремок – теремок!

Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по полю –полю мышка спешит…

Подбежала к теремку и говорит…

Мышка: Что за теремок! Как хорош!

         Он не низок, не высок!

            Ну да ладно, так и быть,

             В теремочке буду жить!

Ведущий: 

Забежала мышка в теремок и стала там жить –

Поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер

Дует, холод навевает. И вот по полю скачут    

Лягушки-квакушки.

Лягушки: Ква–ква да ква-ква–ква!

              Побелела вся земля!

                        Мёрзнут лапки и живот…

                     В теремочке кто живет?

                             Кто- кто в теремочке живет?

                                                      Кто – кто в невысоком живет?    (Стучат).

Мышка: (выглядывая в окошко)

Я мышка - норушка! А вы кто?

Лягушки: А мы лягушки-квакушки! Пусти нас к себе жить!

                       Мышка: А что вы умеете делать?

                     Лягушки: Умеем песни петь!

  «Как поехал комар…»

(шуточная песня)

Лягушки: Понравилась тебе наша песенка?

Мышка: Очень понравилась! Заходите ко мне жить!

                 Будем песни петь и танцевать

                 И на музыкальных инструментах играть.

Ведущий: 

Забежали лягушки – квакушки в теремок и стали жить в нем вместе с мышонком! Лягушки – квакушки пироги пекут, а мышка – норушка кашу варит.

А потом угощают друг друга.

И тут к теремочку бегут зайчики – побегайчики!

Зайчата: Мы зайчишки – шалунишки,

         По лесочку мы бежали,

         И дорогу в свою норку

          С перепугу потеряли…

Подбегают к теремочку, оглядывают его со всех сторон и стучат.

Зайчата: Кто-кто в теремочке живет?

                 Кто-то в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка!

        Лягушки: Мы, лягушки – квакушки!

                                                Вместе: А вы кто?

Зайчата: А мы зайки – побегайки! Пустите нас к себе жить!

Лягушки: А что вы умеете делать?

                   Зайчата: Песни играть. Хотите посмотреть?

«Жил я у пана» (игровая песня)

Зайчата: Ну что, понравилась наша игра?

Мышонок и лягушата: Понравилась, заходите к нам, будем вместе жить!

Ведущий: 

Забежали зайчата в теремок, и стали зверюшки жить в нём все вместе!

Но что такое? Почему так кусты колышутся?

Кто же это бежит к теремочку?

А-а! да это же лисички - сестрички!

Лисички: По лесам, по кустам

                  Ходит рыжая лиса!

                          Ищет норку где-нибудь

                                          Приютиться и уснуть! (Стучат)

                                     Кто - кто в теремочке живет?

                                      Кто - кто в невысоком живет?

Мышонок: Я, мышка – норушка!

          Лягушки: Мы, лягушки – квакушки!

         Зайчата: Мы, зайки – побегайки!

Вместе: А вы кто?

                Лисички: А мы лисички – сестрички!

Пустите нас к себе жить!

Зайчата: А что вы умеете делать?

Лисички: Мы умеем частушки петь! Хотите послушать?

Мышка: Очень хотим!

Исполняются частушки – веселушки.

Частушки

Лисички: Понравились вам наши частушки?

            Зверюшки: Очень понравились! Заходите к нам жить!

Ведущий: 

Вот и лисички – сестрички поселились в теремочке!

До чего же всем зверюшкам весело!

Кто пироги печёт, кто песни поёт, кто пол подметает… Всем дел хватает.

Петушок

(игровая песня)

Ведущий: 

А на улице снег идет, ветер завывает…

И вот к Теремочку бежит волчок – серый бочок!

Волчок: Спрятался куда-то

                   Весь лесной народ.

               Чья же это хата?

                                             Кто же в ней живет? (Стучится).

                                       Кто – кто в теремочке живет?

                                         Кто – кто в невысоком живет?

Звери ответили.

               Волчок: А я волчок – серый бочок!

                              Пустите меня к себе жить!

Зверюшки: А что ты умеешь делать?

Волчок: Я умею стихи читать.

          Вот, послушайте:

                          Волка все кругом боятся –

                          Говорят, люблю кусаться!

Вы не верьте в сказки эти

И не бойтесь, меня, дети!

Я не злой, не злой совсем,

                                                 Никого я тут не съем!

        Понравились вам мои стихи?

Зверюшки: Понравились! Заходи к нам жить!

Ведущий:

Весело живут звери в теремочке.

Никогда не ссорятся, всем места хватает…

Дружно живут,  игры играют и песни поют.

Считалочка     «Под горою у реки»

«Было у матушки много детей»

(игровая песня)

Ведущий:

Но что за шум? Что за треск?

Почему кусты гнутся, сучки ломаются?

Кто же к нам пробирается?

Ой, да это мишка – топтыжка!

Теремочек увидал и стучит.

Кто – кто в теремочке живет?

Кто – кто в невысоком живет?

Мишка: (поет): Кто, кто в теремочке живет Кто, кто в невысоком живет?

Мышки: А мы - мышки – норушки

   Лягушки: А мы – лягушки – квакушки

Зайчик: А я – зайка – побегайка

             Лиса: А мы – Лисичка – сестричка

        Волк: А я Волк – зубами щелк

Вместе: А ты кто?

Мишка: Я - Мишенька-медведь,

        Я умею песни петь.

            А ещё я с давних пор,

                Замечательный танцор!

                           Пустите меня в теремок жить.

                        А я вам за это танец покажу

                                       и на ложках музыкальных постучу.

«В хороводе были мы»

(плясовая песня)

 Мишка: Ну что, пустите меня в теремок жить?

                          Зверюшки: Ты к нам, Миша, не ходи,

                                                На полянке посиди.

Мы тебя, Мишутка, знаем,

Ты нам теремок сломаешь!

Медведь: А я лучше у вас на крыше буду жить.

Ведущий:

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок

 — все целы и невредимы.

Медведь: Виноват я, ох, виноват!

Простите, я ведь не нарочно,

Давайте новый строить дом!

Все герои поднимают теремок.

Ведущий:

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить и приговаривать….

Вместе: 

Мы построим новый Теремок,

Будет он не низок, а высок,

Будем вместе в нём жить, поживать,

Будем песни петь и танцевать.

Ведущий:

Лучше прежнего теремок выстроили!

Все: Будем дружно в Теремочке новом жить,

Будем с музыкой дружить!

Становятся в хоровод и поют песню вместе. (Все зверюшки выходят на полянку, встают в большой круг, сначала танцуют, а затем поют).

«Ах, вы сени, мои сени»

(плясовая песня)

Ведущий: 

Вот и сказочке конец.

А кто слушал – молодец!

     Список использованной литературы:

  1. Ананичева Т.    Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991
  2. Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004
  3. Весёлая беседушка. Народные песни Смоленской области в записях 1960 – 1990-х годов. Запись, составление и комментарии музыковеда С.В.Пьнковой. Смоленск, «Маджента», 2018
  4. Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной    самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989.
  5. Куприянова Л.Л.   Русский фольклор, учебник (1-4 классы),  «Мнемозина», 2002 Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический  очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 - 78
  6. Народные обряды. Составитель Т.П.Латышева, областной МЦНТ, г.Смоленск, 1995
  7. Народные песни, игры, загадки. Составитель Н.Н.Григорьева, областной МЦНТ, г.Смоленск, 1996
  8. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М.,  1994
  9. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998
  10. Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П.Сорокин. Вып.1.,М. «Музыка», 1987
  11. Пьнкова С.В. Народные песни Смоленской области. областной  МЦНТ, г.Смоленск, 1988
  12. Пьнкова С.В. Народные песни Смоленской области. областной  МЦНТ, г.Смоленск, 1991
  13. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.,1975
  14. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.3, М., «Советский композитор», 1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

День Открытых Дверей в Центре детского творчества

Сценарий подготовлен для проведения Дня Открытых Дверей в Центре детского творчества....

Переводы детских песен с русского на якутский язык.

    Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая о...

Сценарий Дня открытых дверей в Доме детского творчества

Ежегодно в сентябре в Крапивинском доме детского творчества проводится День открытых дверей ...

Тексты детских песен

Тексты моих авторских песен....

Конспект открытого урока " Пение детских песен"

ТЕМА: пение детских песенок.ЦЕЛЬ: познакомить с популярными детскими песнями.ЗАДАЧИ:Образовательные:приобщить к  народному и профессиональному музыкальному творчеству помочь осмыслить поняти...