Открытый урок "Сказка как вид детского песенного творчества"
проект
Русская народная сказка теремок как форма выступления детского фольклорного ансамбля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt._urok_skazka_kak_vid_detskogo_pesennogo_tvorchestva_teremok.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Зональный открытый урок преподавателя Светловой С.И.
на тему: «Сказка, как вид детского песенного народного творчества» с участием детского школьного фольклорного ансамбля «Ладо»,
руководитель коллектива Светлова С.И., концертмейстер Курносова Е.А.
18 марта 2019г.
Цель урока:
Приобщение юного поколения к русскому народному творчеству через песенный фольклор, воспитание истинной любви и патриотического отношения к народному искусству.
Задачи:
Образовательные
- совершенствовать знания и умения, полученных на занятиях
фольклорного ансамбля;
- уметь применять их в коллективном социуме;
- стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
Развивающие
- развитие ощущения сценической свободы, хара́ктерности воплощения образов, умения импровизировать в рамках поставленных
педагогом творческих задач;
- развитие восприимчивости, отзывчивости к музыкальному
и поэтическому тексту;
- раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка в процессе
групповой работы;
- создание ситуации успеха для каждого ученика, ощущения
его индивидуальной уникальности в общем творческом процессе.
Воспитательные
- способствовать осознанию важности общих ценностей;
- содействовать упрочению внутренних духовных и дружественных
связей в учебной группе
Здоровьесберегающие
- соблюдение правил при пении и сценическом движении;
- проведение распевок и разминок.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы, используемые на уроке:
- творческий,
- междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование:
Инструменты: баян, ложки, трещотки, дудочки.
Декорации, костюмы народные и костюмы сценические, маски.
СЦЕНАРИЙ
Музыкальная сказка: « «Теремок» на новый лад».
(В спектакле использован только исконные русские народные песни)
Ведущий:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Ведущий:
Стоит в поле теремок – теремок!
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю –полю мышка спешит…
Подбежала к теремку и говорит…
Мышка: Что за теремок! Как хорош!
Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть,
В теремочке буду жить!
Ведущий:
Забежала мышка в теремок и стала там жить –
Поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер
Дует, холод навевает. И вот по полю скачут
Лягушки-квакушки.
Лягушки: Ква–ква да ква-ква–ква!
Побелела вся земля!
Мёрзнут лапки и живот…
В теремочке кто живет?
Кто- кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет? (Стучат).
Мышка: (выглядывая в окошко)
Я мышка - норушка! А вы кто?
Лягушки: А мы лягушки-квакушки! Пусти нас к себе жить!
Мышка: А что вы умеете делать?
Лягушки: Умеем песни петь!
«Как поехал комар…» (шуточная песня) |
Лягушки: Понравилась тебе наша песенка?
Мышка: Очень понравилась! Заходите ко мне жить!
Будем песни петь и танцевать
И на музыкальных инструментах играть.
Ведущий:
Забежали лягушки – квакушки в теремок и стали жить в нем вместе с мышонком! Лягушки – квакушки пироги пекут, а мышка – норушка кашу варит.
А потом угощают друг друга.
И тут к теремочку бегут зайчики – побегайчики!
Зайчата: Мы зайчишки – шалунишки,
По лесочку мы бежали,
И дорогу в свою норку
С перепугу потеряли…
Подбегают к теремочку, оглядывают его со всех сторон и стучат.
Зайчата: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-то в невысоком живет?
Мышка: Я мышка – норушка!
Лягушки: Мы, лягушки – квакушки!
Вместе: А вы кто?
Зайчата: А мы зайки – побегайки! Пустите нас к себе жить!
Лягушки: А что вы умеете делать?
Зайчата: Песни играть. Хотите посмотреть?
«Жил я у пана» (игровая песня) |
Зайчата: Ну что, понравилась наша игра?
Мышонок и лягушата: Понравилась, заходите к нам, будем вместе жить!
Ведущий:
Забежали зайчата в теремок, и стали зверюшки жить в нём все вместе!
Но что такое? Почему так кусты колышутся?
Кто же это бежит к теремочку?
А-а! да это же лисички - сестрички!
Лисички: По лесам, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет норку где-нибудь
Приютиться и уснуть! (Стучат)
Кто - кто в теремочке живет?
Кто - кто в невысоком живет?
Мышонок: Я, мышка – норушка!
Лягушки: Мы, лягушки – квакушки!
Зайчата: Мы, зайки – побегайки!
Вместе: А вы кто?
Лисички: А мы лисички – сестрички!
Пустите нас к себе жить!
Зайчата: А что вы умеете делать?
Лисички: Мы умеем частушки петь! Хотите послушать?
Мышка: Очень хотим!
Исполняются частушки – веселушки.
Частушки |
Лисички: Понравились вам наши частушки?
Зверюшки: Очень понравились! Заходите к нам жить!
Ведущий:
Вот и лисички – сестрички поселились в теремочке!
До чего же всем зверюшкам весело!
Кто пироги печёт, кто песни поёт, кто пол подметает… Всем дел хватает.
Петушок (игровая песня) |
Ведущий:
А на улице снег идет, ветер завывает…
И вот к Теремочку бежит волчок – серый бочок!
Волчок: Спрятался куда-то
Весь лесной народ.
Чья же это хата?
Кто же в ней живет? (Стучится).
Кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Звери ответили.
Волчок: А я волчок – серый бочок!
Пустите меня к себе жить!
Зверюшки: А что ты умеешь делать?
Волчок: Я умею стихи читать.
Вот, послушайте:
Волка все кругом боятся –
Говорят, люблю кусаться!
Вы не верьте в сказки эти
И не бойтесь, меня, дети!
Я не злой, не злой совсем,
Никого я тут не съем!
Понравились вам мои стихи?
Зверюшки: Понравились! Заходи к нам жить!
Ведущий:
Весело живут звери в теремочке.
Никогда не ссорятся, всем места хватает…
Дружно живут, игры играют и песни поют.
Считалочка «Под горою у реки» «Было у матушки много детей» (игровая песня) |
Ведущий:
Но что за шум? Что за треск?
Почему кусты гнутся, сучки ломаются?
Кто же к нам пробирается?
Ой, да это мишка – топтыжка!
Теремочек увидал и стучит.
Кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Мишка: (поет): Кто, кто в теремочке живет Кто, кто в невысоком живет?
Мышки: А мы - мышки – норушки
Лягушки: А мы – лягушки – квакушки
Зайчик: А я – зайка – побегайка
Лиса: А мы – Лисичка – сестричка
Волк: А я Волк – зубами щелк
Вместе: А ты кто?
Мишка: Я - Мишенька-медведь,
Я умею песни петь.
А ещё я с давних пор,
Замечательный танцор!
Пустите меня в теремок жить.
А я вам за это танец покажу
и на ложках музыкальных постучу.
«В хороводе были мы» (плясовая песня) |
Мишка: Ну что, пустите меня в теремок жить?
Зверюшки: Ты к нам, Миша, не ходи,
На полянке посиди.
Мы тебя, Мишутка, знаем,
Ты нам теремок сломаешь!
Медведь: А я лучше у вас на крыше буду жить.
Ведущий:
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок
— все целы и невредимы.
Медведь: Виноват я, ох, виноват!
Простите, я ведь не нарочно,
Давайте новый строить дом!
Все герои поднимают теремок.
Ведущий:
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить и приговаривать….
Вместе:
Мы построим новый Теремок,
Будет он не низок, а высок,
Будем вместе в нём жить, поживать,
Будем песни петь и танцевать.
Ведущий:
Лучше прежнего теремок выстроили!
Все: Будем дружно в Теремочке новом жить,
Будем с музыкой дружить!
Становятся в хоровод и поют песню вместе. (Все зверюшки выходят на полянку, встают в большой круг, сначала танцуют, а затем поют).
«Ах, вы сени, мои сени» (плясовая песня) |
Ведущий:
Вот и сказочке конец.
А кто слушал – молодец!
Список использованной литературы:
- Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991
- Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004
- Весёлая беседушка. Народные песни Смоленской области в записях 1960 – 1990-х годов. Запись, составление и комментарии музыковеда С.В.Пьнковой. Смоленск, «Маджента», 2018
- Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина», 2002 Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 - 78
- Народные обряды. Составитель Т.П.Латышева, областной МЦНТ, г.Смоленск, 1995
- Народные песни, игры, загадки. Составитель Н.Н.Григорьева, областной МЦНТ, г.Смоленск, 1996
- Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
- Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998
- Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П.Сорокин. Вып.1.,М. «Музыка», 1987
- Пьнкова С.В. Народные песни Смоленской области. областной МЦНТ, г.Смоленск, 1988
- Пьнкова С.В. Народные песни Смоленской области. областной МЦНТ, г.Смоленск, 1991
- Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.,1975
- Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.3, М., «Советский композитор», 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С. Трофимова. Любовная лир...
День Открытых Дверей в Центре детского творчества
Сценарий подготовлен для проведения Дня Открытых Дверей в Центре детского творчества....
Переводы детских песен с русского на якутский язык.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая о...
Сценарий Дня открытых дверей в Доме детского творчества
Ежегодно в сентябре в Крапивинском доме детского творчества проводится День открытых дверей ...
Тексты детских песен
Тексты моих авторских песен....
Конспект открытого урока " Пение детских песен"
ТЕМА: пение детских песенок.ЦЕЛЬ: познакомить с популярными детскими песнями.ЗАДАЧИ:Образовательные:приобщить к народному и профессиональному музыкальному творчеству помочь осмыслить поняти...
положение о 15 Всероссийском открытом (с Международным участие) фестивале детского литературного творчества в 2021-2022 уч.г.
поддержку осуществляет Комитет по образованию Санкт-Петербурга...