Союз литературного и музыкального образов на примере баллады Гёте-Шуберт «Лесной царь»
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Бинарный урок музыки и литературы. В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся, выступая в роли модератора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz_literaturnogo_i_muzykalnogo_obrazov_na_primere_ballady_gyote-shubert_lesnoy_tsar.docx | 24.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет | Бинарный урок литературы и музыки |
Класс | 6 |
Тема | Союз литературного и музыкального образов на примере баллады Гёте-Шуберт «Лесной царь» |
Тип урока | Расширение и углубление знаний учащихся |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Побудить детей к установлению внутренних связей между музыкальным и литературным образами на примере героев баллады «Лесной царь» Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, обобщать литературные и музыкальные образы; совершенствование умения формулировать определение понятий; развитие умения групповой работы; развитие коммуникативных УУД; формирование личностной позиции учащихся по теме урока. |
Планируемые результаты
| Предметные: знать определение и признаки баллады как литературного жанра, средства музыкальной выразительности; уметь сопоставлять художественные образы литературы и музыки. Личностные: умение выражать свою точку зрения, желание приобретать новые знания. Метапредметные: умение прогнозировать, анализировать и обобщать; сотрудничать с учителем и сверстниками. |
УУД
| Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, оценка успешности усвоения через ответы на вопросы на этапе рефлексии. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать партнера, работая в группе. Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. |
Дидактическое обеспечение урока | Презентация, выполняющая роль наглядного пособия, включает музыкальное сопровождение, используется на всех этапах урока. Текстовый документ (текст баллады «Лесной царь»). Таблички с признаками жанра «баллада». Таблички разного цвета с именами героев. Карточки для определения средств музыкальной выразительности. Сигнальные карточки разного цвета для определения музыкальных портретов и самооценки. Цветные маркеры. |
В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся, выступая в роли модератора.
На первой фазе урока, после анализа музыкального вступления (вступление к «Лесному царю» Шуберта) и актуализации знаний о балладе как литературном жанре, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель.
Пролог
Учитель литературы: «Пускай теснее соединяется поэзия с музыкой…; тем сильнее будет их действие», – так писал Ф.Одоевский, русский писатель и первый музыкальный критик. (Слайд)
Учитель музыки: Мы решили прислушаться к его словам и провести этот урок вместе.
УЛ: Сегодня мы соприкоснёмся с признанным шедевром, созданным мастерством двух гениев: Иоганна Вольфганга Гёте и Франца Шуберта. (Слайд)
УМ: Я предлагаю нашу встречу начать с небольшого музыкального фрагмента. Интересно, что вы почувствуете в этих звуках, какой музыкальный образ они создадут?
УМ исполняет вступление к балладе Шуберта «Лесной царь»
Ответы: напряжение, волнение…это драматический музыкальный образ
Завязка
УЛ: Как вы думаете, какие события в этом произведении нас ожидают? Драматические, трагические…
На доске последовательно вывешиваются таблички с признаками баллады:
Да, - драматический сюжет.
А ещё здесь ждёт встреча с реальными и фантастическими героями.
И, к сожалению, трагическая развязка.
Это признаки какого литературного жанра? Баллада
На слайде добавляется слово «баллада»
Какие литературные баллады вы знаете? «Вересковый мед», «Перчатка», «Старый рыцарь»…
УМ: Вслушайтесь ещё раз в музыкальное вступление, какие зрительные образы возникнут в вашем воображении? Словно кто-то скачет, погоня…
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Вы догадались?
На слайде добавляется название «Лесной царь»
УЛ: Подумайте, о чём мы будем сегодня говорить?
Предложения детей
Корректировка цели учителем
Совпадает ли трактовка образов героев баллады в литературе и музыке. (Слайд)
Вторая фаза урока. Во время работы над темой учащиеся в группах определяют эмоциональное состояние каждого из героев баллады, затем воплощают это в выразительном чтении по ролям (баллада «Лесной царь» в переводе В. Жуковского). Следующий этап – творческая мастерская композитора. Здесь учащиеся, работая в группах, моделируют музыкальные образы героев. Затем сопоставляют свой вариант с авторским, участвуя в музыкальной викторине. Целостное слушание «Лесного царя» Шуберта позволяет сравнить литературные и музыкальные образы. Особое внимание уделяется средствам выразительности для создания трагического финала как поэтом, так и композитором. Это позволяет учащимся установить причинно-следственные связи между словом и музыкой, обобщить и сделать вывод по теме урока.
Развитие действия
УЛ: Давайте погрузимся в художественный мир баллады Гете в переводе Василия Жуковского.
Перед вами текст, докажите, что это баллада. Признаки на доске.
Драматический сюжет. Коротко перескажите содержание баллады.
Трагическая развязка. В чем трагедия? Найдите в тексте, прочитайте.
Таблички с названными признаками по одному убираются
Фантастический и реальный мир. Как мы распределим героев? Кого отнесем к миру фантастическому? Лесного царя
Кого к реальному? Отец и сын
Уточните: кто видит Лесного царя? Сын, значит, он между мирами. На стыке фантастического и реального миров.
Последовательно на доске вывешиваются таблички с именами героев в нужном порядке и в разной цветовой гамме.
Баллада сочетает в себе 2 литературных рода, какие? Эпос и лирику
Те признаки, что мы назвали, к какому роду относятся? К эпосу
А теперь посмотрите, как автор создает образы героев. Для этого возьмите маркеры и нужным цветом подчеркните те слова, которые относятся к каждому из них. Определите их внутреннее состояние.
Работа детей с текстом в малых группах
Что делает отец? Успокаивает
Где вы это увидели? Дети зачитывают слова
Что происходит с сыном? Боится
Что делает Лесной царь? Зовет, уговаривает, манит.
А внутреннее состояние героев, их чувства и переживания. Это какое начало? Эпическое или лирическое? Лирическое
Прочтите по ролям с нужной интонацией, выразив внутреннее состояние героев. Дети выразительно читают отрывок
УМ: Интонация делает нашу речь выразительной, а вот музыкальная речь просто не может существовать вне интонации. Очень здорово об этом сказал М.П. Мусоргский: «Музыка – это «художественное воспроизведение человеческой речи во всех тончайших изгибах ее».
В 1815 году баллада Гёте произвела необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего Франца Шуберта. Вот как об этом вспоминает его друг Шпаун: "Мы зашли к Шуберту и застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова".
Приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю вам побыть в роли композиторов. Определите средства выразительности для воплощения музыкальных образов баллады, исходя из заданных эмоциональных состояний (жестом показывает на доску). Вы можете воспользоваться подсказками.
На листах дети подчёркивают выбранные средства выразительности цветными маркерами (в соответствии с героями)
- Мелодия: напевная, речитативно-декламационная, танцевальная, маршевая
- Ритм: ровный, импульсивный, острый
- Темп: спокойный, оживлённый, подвижный
- Динамика: тихая, громкая
- Лад: мажорный, минорный
Давайте проверим, что у вас получилось.
Речитативно-декламационная мелодия и импульсивный ритм у какого персонажа? Сын
А напевная мелодия у какого героя? Лесной царь, отец
Какой лад выбрали для партии Лесного царя: мажор или минор?
Дети поднимают листки в соответствии с цветом героев.
Вслушайтесь в музыкальные фрагменты. Совпадут ли ваши предположения с музыкальными характеристиками героев? Подсказки в словах не ждите, здесь язык оригинала – немецкий.
Звучат музыкальные фрагменты (Слайд)
Назовите героев в порядке прозвучавших фрагментов. Поднимают листки в соответствии с цветом героев.
Чей образ вы услышали первым? Лесной царь
Вторым? Отец
И последним был… Сын
Кульминация
УМ: Давайте прослушаем балладу Шуберта целиком. Проследите за развитием музыкальных образов. Особенно обратите внимание на музыкальную речь Лесного царя. Возможно, вы откроете какие-то новые грани знакомых вам героев. (Слайд)
Ответы: в конце произведения Лесной царь становится зловещим. Взволнованность сына усиливается.
УМ: Обращаю ваше внимание на гениальную находку композитора. Найдите последние строки:
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
Вслушайтесь в музыкальную ткань аккомпанемента. Учитель играет. Что почувствовали? Как заканчивается: мажор или минор? Мажор, просветление, надежда…
Потом Шуберт делает фермату (остановку), затем звучит заключительная речитативная фраза: «В руках его мёртвый младенец лежал» и два последних аккорда в миноре. Почему? Зачем этот мажор, это просветление? Чтобы слушатель острее, сильнее почувствовал весь трагизм событий.
УЛ: Вы знаете, а ведь в тексте баллады мы тоже можем это почувствовать. Обратите внимание на многоточие, которое разделяет последние строки.
Действия отца даны в настоящем времени. Что он ожидает в конце скачки?
А в последней строке глагол стоит в каком времени?
Таким способом поэт подчеркивает трагичность развязки.
На завершающей фазе урока ученикам предлагается ответить на ряд вопросов, которые дают им возможность оценить успешность усвоения темы.
Развязка
УЛ: Давайте вернемся к тому вопросу, который мы задали себе в начале урока.
Слайд с целью урока
Трактовка образов героев баллады в литературе и музыке совпадают. Поэт это делает с помощью средств выразительности литературы, композитор – с помощью элементов музыкального языка.
УМ: Какой образ, литературный или музыкальный, для вас был более ярким? Почему?
Ответы детей
УЛ: Домашнее задание
Поразмышляйте и запишите ответ на вопрос: Союз литературного и музыкального образов: помогает или мешает?
Эпилог
УЛ: Подходит к концу наша встреча. (Слайд) Скажите:
- Что вас удивило на уроке?
- Что было наиболее интересным?
- Что было самым сложным?
- О чём хотите узнать ещё?
- Кого из участников сегодняшнего урока мы поблагодарим?
С помощью цветных карточек оцените свою работу на уроке: зелёный цвет – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
Франц Шуберт . Баллада «Лесной царь» .Драматический образ.
Франц Шуберт . Баллада «Лесной царь» .Драматический образ....
Урок "Старинной песни мир" (песня-баллада Ф.Шуберта "Лесной царь")
Формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; познакомить с жанром баллады и её особенностями; с историей развития жанра баллады....
Урок по теме: "Жуковский- переводчик и создатель оригинальной поэмы на примере баллады "Лесной царь"".
Урок литературы с немецким языком. Чтение баллады И.В. Гете и В.А. Жуковского. Сравнение перевода и оригинала....
Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»...